СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование специальных педагогических приёмов на занятиях внеурочной деятельностью как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование специальных педагогических приёмов на занятиях внеурочной деятельностью как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников»









Материалы выступления

Тема: «Использование специальных педагогических приёмов на занятиях внеурочной деятельностью как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников»















2024

При условии совершенствования современной системы образования значительным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач школы – подготовить учащихся к самосовершенствованию, что делает особо значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебно-воспитательном процессе. Это, несомненно, требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умение всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика, правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

Младший школьный возраст является периодом усиленного формирования самооценки, что обусловлено включением ребенка в учебную деятельность - общественно значимую и оцениваемую деятельность. Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками. Неадекватная самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересное занятие. Поэтому, формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте – важнейшая задача развития личности ребенка.

Специалист в области общей и педагогической психологии Анна Израильевна Липкина1, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию. Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1 – 2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку», «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре», «Я не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от первого к четвертому классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

При относительно небольшом опыте работы в школе, я также успела осознать актуальность проблемы низкой и завышенной самооценки у младших школьников. На мой взгляд, это связано с тем, что в младшем школьном возрасте ученики не могут оценивать себя адекватно. Они стремятся быть лучше, чем их одноклассники. Однако, возрастает количество учащихся, которые считают себя слабыми. Ребёнок в этом возрасте оценивает себя по общению с другими людьми.

Поиск решения данной проблемы привел меня к идее использования специальных педагогических приёмов на занятиях внеурочной деятельностью как средство формирования адекватной самооценки у младших школьников.

Внеурочная деятельность будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при условии, если ученики не только вовлекаются в различные виды деятельности по их интересам и предпочтениям, но и в процессе использования учителем специальных педагогических приёмов.

Внеурочная деятельность должна быть организована с опорой на эмоционально-чувственное и нравственно-эстетическое восприятие, рефлексивно-оценочные суждения и уровень сформированности учебно-познавательных и социальных мотивов школьников. Это положение есть непосредственное отражение взаимосвязи основных компонентов развития личностных установок обучающихся.

Диагностические методики проводились на 2 «Б» классе МБОУ «Гимназии №8», в количестве 29 человек. Возраст детей 8 – 9 лет. Для проведения диагностики я выбрала следующие диагностические методики: «Какой я?» (автор: Роберт Семенович Немов), изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой, «Лесенка» (авторы: Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина). Эти методики были выбраны, в связи с тем, что они несложны в выполнении, соответствуют возрасту детей. Диагностические методики позволяют оценить уровень самооценки и связать его с видами самооценки. Хочется отметить, что адекватная самооценка – это важный показатель в формировании психического здоровья личности. Такой человек способен воспринимать реальность такой, какая она есть и, не пытаясь изменить мир, легко адаптируется к жизни. Именно от адекватной самооценки зависит успешность и комфортное существование младшего школьника в социуме.

На основе проведения трех диагностических методик: был выявлен общий результат из часто встречающихся результатов. Исходим из того, что при адекватной самооценке человек, осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал, может попросить о помощи, когда в ней нуждается.

По характеристике адекватная самооценка может быть приравнена к среднему уровню. Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Неадекватная самооценка. Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Человек характеризуется искаженным представлением о себе: либо в сторону восхваления своих достоинств и игнорирования недостатков, либо чувствует себя хуже других, не уверен в себе и своих силах.

По характеристике неадекватной самооценки к ней относятся: завышенная, высокая, заниженная, резко заниженная и низкая самооценки. Поэтому, обобщая все данные по первичной диагностике, получились следующие результаты.

Таким образом, в классе есть проблемы с самооценкой у учащихся. Очень много детей с неадекватной самооценкой. Во 2 классе уже должна начинать формироваться адекватная самооценка. Ребёнок должен объективно оценивать свои поступки, браться только за те дела, которые он точно сможет выполнить, знать свои сильные и слабые стороны, конструктивно воспринимать критику, здраво анализировать ситуацию.

Формирование самооценки - процесс длительного периода времени. Ею нужно заниматься, развивая различные области и стороны личности ребенка.

Существует много различных методов и приемов формирования самооценки в процессе обучения. Неадекватная самооценка она разная, к ней нужны разные подходы.

Было разработано 10 внеурочных занятий, рассчитанных на 35 минут. Задачей каждого занятия было формировать адекватную самооценку у младших школьников.

На занятии «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» использовались маршрутные листы. Они сопровождали всё занятие. Учитель заранее подготавливает бланк со станциями, а рядом рисует белый круг. После выполнения задания на станции, учащиеся должны раскрасить круг в соответствии с полученными знаниями. Зелёный круг – благополучие: мне все понятно, я с этим справлюсь. Жёлтый – неуверенность: я не совсем в этом разобрался. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно. Раскрасив круги, ученики поднимают свои маршрутные листы. Учитель смотрит на результаты работы детей, спрашивает нескольких учащихся ( в первую очередь тех, у кого низкая самооценка), почему именно таким цветом они закрасили круги.

На занятии «Тренируем внимание» был использован приём «Цветные горшочки». У детей для этого есть три карточки красного, жёлтого, зелёного цвета. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

На занятии «Мир профессий» на заключительном этапе использовался приём «Кластер». Учащимся раздаётся шаблон кластера. Учитель задаёт вопросы учащимся, а они вписывают полный ответ в окошечко, которое соответствует номеру вопроса. После ответа на вопрос учитель спрашивает нескольких учащихся (в первую очередь тех, у кого высокая самооценка), они полным ответом отвечают.

На занятии «Тренировка слуховой памяти» использовался приём «Смайлики». Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «спокойное». Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

На занятии «Растения - доктора» на заключительном этапе использовался приём «3М». Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе занятия, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

«Наше занятие заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось (установка на успех).

Для формирования адекватной самооценки младших школьников в процессе обучения мной был использован алгоритм самооценивания – соотносить результат деятельности с эталоном. Проверим выполнение работы по алгоритму:

1. Какое у вас было задание?

2. Что нужно было сделать? (Обучение первому шагу алгоритма самооценки).

3. Посмотрите на свою работу, вы согласны, что задача выполнена? (Ты сделал всё правильно или были недочёты?).

4. Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5. Какие умения формировались при выполнении здания?

6. Теперь пусть каждый оценит качество выполнения задания: тот кто думает, что всё выполнил, наградит себя и нарисует значок (улыбка или зеленый круг), а у кого были ошибки нарисует грустный смайлик или красный круг.

Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что в результате негативно скажется на процессе его социализации и межличностного взаимодействия.

Поскольку ребенку с завышенной самооценкой необходимо снимать мышечное и эмоциональное напряжение, рекомендуется включать в учебную деятельность некоторые виды релаксационных упражнений.

Для того, чтобы повысить самооценку, нужно поддерживать, проявлять заботу к ребенку и поддерживать его в любых ситуациях, создавать ситуацию успеха. Чтобы помочь ребенку снимать эмоциональное и мышечное напряжение, можно научить выполнять его специальные упражнения. Можно использовать специальные игры для релаксации, также можно проводить игры с водой, песком, рисование красками.

Таким образом, проанализированные методы и приемы непосредственно влияют на формирование самооценки младших школьников.

Проведя повторное тестирование детей по тем же диагностическим методикам, общий результат получился следующий.

После проведения внеурочных занятий с использование специальных педагогических приёмов результаты учащихся улучшились. Низкий уровень самооценки по всем трём диагностикам отсутствует. Больше половины ребят имеют средний уровень самооценки, что благоприятно сказывается на их будущем.

Сравнив общие результаты «До» и «После», получилось следующее.

По показателям первичной диагностики у 13 детей выявлена неадекватная самооценка, 16 учащихся с адекватной самооценкой. После проведения внеурочных занятий показатель адекватной самооценки по вторичной диагностике увеличился. Во время занятий дети были заинтересованы и вовлечены в работу, задания выполняли качественно. В процессе работы учащиеся стали адекватно оценивать себя и свою деятельность, научились видеть в себе не только достоинства, но и недостатки, в соответствии с которыми вели работу над собой. Большинство ребят, у которых по результатам первичной диагностики была неадекватная самооценка видно изменение результата. У 21 ученика адекватная самооценка, 8 учащихся имеют неадекватную самооценку.

Таким образом, благодаря внеурочным занятиям с использованием специальных педагогических технологий можно способствовать формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Самооценка младшего школьника — это важная составляющая его формирующейся личности. Ее уровень оказывает существенное влияние на мотивацию ребенка к учебе, на его способность усваивать новые материалы и вырабатывать полезные навыки, на его уверенность в себе.

В большинстве случаев, но не во всех самооценка определяет уровень притязания школьников. То есть ребенок ставит себе цели и задачи исходя из того, как он оценивает себя и свои способности. Но, так же часто он выбирает уровень сложности заданий, опираясь на свой прошлый опыт.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

На формирование самооценки влияют формы взаимодействия учащихся, семья, оценка учителя, индивидуальные особенности ребёнка, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Каждый из этих фактор по - своему важен. От них зависит будущее ребёнка. Ведь самооценка очень важна в жизни. Благодаря ей, человек знает свои сильные и слабые качества. Это дает возможность распределить свои возможности и предпочитать то, где у человека больше шансов.

Самооценка не врождённое качество личности, она формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения – период интенсивного, сложного и порой противоречивого становления самооценки. Наиболее благоприятным периодом для развития самооценки является младший школьный возраст. Поэтому родители оценка учителя должны положительно влиять на ребёнка и на формирование его адекватной самооценки.

Использование специальных педагогических приёмов на занятиях внеурочной деятельностью положительно сказывается на самооценке младшего школьника. Учащиеся учатся адекватно оценивать свои поступки, действия, свою работу. Приёмы помогают детям видеть свои ошибки и учиться их исправлять.

1 Липкина Анна Израильевна - психолог, специалист в области общей и педагогической психологии. Основные исследования посвящены самооценке, речи и их развитию у детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!