СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий на уроках истории, географии, обществознания и СБО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогический марафон по использованию современных технологий на уроках истории, географии, обществознания и СБО в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий на уроках истории, географии, обществознания и СБО»

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»













Выступление на педагогическом марафоне

на тему:

«Использование современных технологий на уроках истории, географии, обществознания и СБО»










Подготовила:

учитель СБО,

высшей квалификационной

категории

Круглова А.Ю.









Приволжск, 2020



Педагогический марафон на тему:

«Использование современных технологий на уроках истории, географии, обществознания и СБО»

Учитель истории в коррекционной школе VIII вида при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает нашим ученика! Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.

Важный элемент обучения истории - создание на уроке точных зрительных образов. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе то, о чём идет речь. Учебные картины, таблицы, схемы, иллюстрации применяются постоянно. Но особая роль на современном уроке принадлежит демонстрации видеоматериалов. Недаром говорят: лучше один раз увидеть…

В этом отношении хороший результат приносит не только просмотр фрагментов видеоматериалов по теме урока, но и применение мультимедийного проектора. Это наиболее современный и доступный способ демонстрации большого количества наглядности по любой теме урока. На уроках я применяю компьютерные игры, которые нравятся ученикам. Например, на уроке истории в 9 классе мы пробовали с учениками играть в компьютерную игру, где воссозданы игры в которые играли дети в 30-е годы 20 века, ребятам было очень интересно. Также обобщая пройденный материал, например по темам Великая Отечественная война, ребята командами играют в «Свою игру». Также нравится ученикам тестирование в электронном виде в виде презентации.

Хотелось бы отметить, что успешному и осознанному восприятию исторического материала на уроке способствует также та информация, которую учащиеся получают во время проведения общешкольных мероприятий с исторической тематикой и во время внеурочных занятий, в рамках проекта «Живая связь времен».

На уроках географии я люблю работу по схемам. Схемы разнообразны: это схемы-опоры, схемы-инструкции, динамические схемы, схемы-рисунки. Именно схемы помогают выделить из всех признаков предмета существенные, демонстрируют структуру формируемого понятия, открывают основные взаимосвязи и отношения в изучаемых объектах, направление и результат природных объектов. Использование схем позволяет на разных этапах урока учителю руководить мыслительной деятельностью учащихся в зависимости от поставленных целей и задач. Работа по схемам идёт в двух вариантах:

- предъявляется уже в готовом виде и по ней идёт объяснение нового материала;
- составляется по ходу всего урока, а на этапе итогового контроля используется для фронтального и индивидуального закрепления и оценивания качества полученных знаний. Схемы помогают детям сосредоточить внимание на главном, глубже усвоить логическую сущность понятия, облегчают усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала. Работа со схемами развивает познавательную активность учащихся, т.к. опираясь на них, дети становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ на заданную тему. Например, изучая формы поверхности земли, водные ресурсы России мы с ребятами составляем схемы - рисунки строения оврага, вулкана, реки и т.д.

На уроках географии широко используется метод практических работ, который способствует развитию и коррекции, мышления, памяти, внимания, речи, внимания, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности. Примерами таких работ являются: работы с календарями природы, с условными знаками и цветами, измерение расстояний и вычисления по масштабу на планах и картах, работы по ориентированию на местности, работы с географическими и контурными картами, с таблицами, схемами. Такие работы позволяют формировать у детей с нарушениями интеллекта более прочные знания по предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.

Кроме того, на своих уроках я:
1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;
2) стимулирую учащихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Проблемные задания повышают интерес не только к конечным результатам, но и , что особенно важно, к самому процессу познания. Такие задания я использую уже в 6-7 классах. Учащиеся воспринимают такие задания как игру, разминку. Примером таких заданий могут быть: четвёртый лишний; где необходимо выявить географические объекты, найти лишнего представителя флоры и фауны, подбор ассоциаций и т.д.
Так при изучении темы «Озера России» ребятам предлагалось найти лишнее слово в ряду: «Байкал, Лена, Онежское, Каспийское» и др.
На уроках обществознания, при изучении сложных вопросов связанных с правовой или законодательной базой, использую игровые моменты, разбор «сказочных» ситуаций. Например, перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача – определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека. Ответ запишите в строчке, оставленной в конце описания каждой ситуации.

1. Лягушка из сказки  В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________________________________________(право на свободу передвижений)

Так как, материал на уроке достаточно сложный и при этом отсутствуют учебники по предмету, то такой подход позволяет ученикам понять материал.

На уроках СБО я использую и в 5 классе на уроках основы социальной жизни метод тестирования. При выполнении тестовых заданий учащиеся с ОВЗ проявляют самостоятельность и индивидуальность, обучаются процессуальному контролю. Тесты в коррекционной работе с детьми с ОВЗ выполняют 3 основные взаимосвязанные функции: диагностическую (для выявления уровня сформированности ЗУН), обучающую (мотивируют учащихся к активизации работы по усвоению учебного материала)  и воспитательную (дисциплинируют, организуют и направляют деятельность учащихся, помогают выявлять и устранять пробелы в знаниях, формируют стремление развивать свои способности). Главное достоинство тестовой проверки – скорость и объективность.  

Также при использовании ИКТ на уроках СБО знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а, значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь». Например мы используем игру при изучнии темы «Помощь в уходе за младшими детьми», где ребята сами проходят разные уровни игры.  ИКТ помогают мне проводить уроки продуктивно, увлекательно, эмоционально  и эффективно, а усвоение ЗУН учащимися интересным.

И конечно на уроках СБО использую сюжетно-ролевые игры. Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений.

Вот некоторые формы работы и методы, которые я использую на своих уроках, которые помогают мне сделать урок более интересным и продуктивным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!