Использование современных информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее время для современного человека жизненно важно уметь выбирать стратегии поиска информации; отбирать её, сравнивать и оценивать; систематизировать, обрабатывать и воспроизводить для того, чтобы полноценно функционировать в обществе.
Поэтому, социальный заказ, предъявляемый обществом системе образования, требует от современных выпускников обладания такими компетенциями, как коммуникативная и информационная. Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств обучающихся.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникационных образовательных ресурсов (далее ИКОР) на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКОР на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКОР в начальной школе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом, использование информационных и коммуникационных образовательных ресурсов (ИКОР) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКОР. Урок с использованием ИКОР – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:
интеграция различных предметных областей;
модернизация традиционной системы предметного обучения;
накопление образовательных ресурсов;
освоение учителем современных информационных технологий;
организация личностно-ориентированного обучения;
творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;
воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;
использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
В перспективе в отечественном образовании необходимо внедрять и другие формы образования. Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКОР. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКОР и дистанционного обучения. Необходимо научиться использовать ИКОР не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.
При использовании новых средств обучения преподаватель перестает быть для учащегося единственным источником информации, носителем истины, а становится партнером. Использование компьютера, информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.
Спектр использования возможностей ИКОР в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, следует соблюдать заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКОР должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКОР должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКОР должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКОР на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКОР.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – хороший помощник в подготовке педагога к совместной деятельности, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к совместной деятельности. ЭОР позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Использование ЭОР в образовательном процессе
1. При организации непосредственно образовательной деятельности.
2. При организации совместной деятельности взрослого и ребенка в течение дня.
3. В самостоятельной деятельности детей.
4. При взаимодействии с семьями воспитанников по реализации образовательной программы.
5. Поддержка индивидуальности ребенка.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению.
Компьютерные игры активизируют познавательную деятельность детей, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.
Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для младшего школьника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Таким образом, использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
В отличие от обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве умение самостоятельно приобретать новые знания.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным.
В педагогической деятельности использую различные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы использую преимущественно при усвоении новых знаний.
2. Программы-тренажёры использую для формирования и закрепления умений и навыков учащихся.
3. Контролирующие программы использую для контроля определенного уровня знаний и умений. Для создания проверочных тестов использую тестовые оболочки и готовые тесты по предметам.
4. Демонстрирующие программы использую для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, интерактивные карты).
5. Имитационно-моделирующие программы использую для «симуляции» объектов и явлений, т.е. изучения процессов и явлений, протекающих в природе, с помощью моделирующих программ.
6. Информационно-справочные программы использую для вывода необходимой информации, пользуясь образовательными ресурсами Интернета.
7. Мультимедиа-учебники использую как уникальный инструмент для создания модели урока.
Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.
Работа с ресурсами Интернет:
позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
дает возможности для профессионального роста учителя;
открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где информационные технологии нашли самое широкое применение: участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах, проведение внеклассных занятий, классных часов, игр с использованием компьютерных технологий, участие в социальном проектировании.
Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:
позитивная динамика изменения мотивации учащихся;
позитивная динамика показателей знаний обучающихся;
позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.
Рассмотрим электронные образовательные ресурсы, которые можно использовать в образовательном процессе.
Адрес ресурса. Название ресурса. (Аннотация)
Интернет- ресурсы системы образования Республики Беларусь
http://www.minedu.unibel.by/ - Сайт Министерства образования Республики Беларусь
http:///www.minsk.edu.by/ - Сайт комитета по образованию Мингорисполкома
http://www.giac.unibel.by/ - Главный информационно-аналитический центр Министерства образования РБ. На сайте вы найдете разнообразную информацию о Главном информационно-аналитическом центре Министерства образования Республики Беларусь, мероприятиях, проходящих как у нас, так и в Министерстве образования РБ. Различные материалы, публикуемые ГИАЦ, в том числе статистические сборники, журнал "Информатизация образования" и многое другое. На сайте представлены материалы по преподаванию предмета "Информатика" в учреждениях образования, которые обеспечивают получение общего среднего образования. Также представлена структура информации отраслевого фонда программных средств Минобразования РБ
http://iso.minsk.edu.by/ - Сайт центра информационных ресурсов системы столичного образования МГИРО. Нормативная документация процессов информатизации столичного образования, электронные средства обучения, курсы, семинары, педмастерские, дистанционные курсы для специалистов в области информатизации
http://forum.minsk.edu.by/ - Форум «Столичное образование» дает возможность педагогам столицы обсуждать актуальные вопросы развития образования города
http://www.gknt.org.by/ - Государственный комитет по науке и технологиям
http://www.rcheph.by/ - Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
http://nasb.gov.by/ - Национальная академия наук Беларуси
http://www.academy.edu.by/ - Сайт Академии последипломного образования. Академия последипломного образования (АПО) является ведущим учебным заведением в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Беларусь
http://www.rikz.unibel.by/ - Республиканский институт контроля знаний является методическое и организационное обеспечение контроля знаний учащейся молодёжи, направленного на повышение качества образования в Республике Беларусь, а также проведение мероприятий по осуществлению тестирования граждан
http://www.moipk.minsk-region.edu.by/ - ГУО «Минский областной институт развития образования»
http://www.ipk.minsk.edu.by/ - Сайт Минского городского института развития образования. Все о повышении квалификации педагогических работников столицы
http://www.adu.by/ - НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. Задача образовательного портала – обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, учебно-методическим материалам для общего среднего образования, накопленным в НИО, а также изданных в школах Беларуси
http://www.mp.minsk.edu.by/ - Минский городской методический портал предназначен для оказание методической помощи педагогам столицы, республики
http://www.pravo.by/ - Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь
http://mir.pravo.by/ - Детский правовой сайт. Данный проект разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе. Для достижения поставленной цели вся правовая информация подается в увлекательной и доступной форме, в том числе через игровые ситуации
http://www.pravo.by/leginform/journaloj.htm/ - Научно-практический журнал «Право.by»
http://mass.by/ - Минский молодежный портал. Образование, работа, здоровье, финансы, юмор, афиша мероприятий – все для молодежи столицы, республики
http://mddm.org/ - Минский государственный дворец детей и молодежи. Сайт предназначен для разностороннего развития детей и молодежи, реализации их потребностей в области образования и досуга на основе объединения интересов общества и личности. МГДДиМ осуществляет методическую поддержку внешкольным учреждениям и детско-молодежным общественным объединениям, организациям г.Минска
http://ris.unibel.by/ - Республиканский информационный поисковой узел по вопросам образования
http://www.cis.bsu.by/ - Сайт электронного журнала «Образование в СНГ»
http://cis.unibel.by/ - Сайт Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ
http://rlst.org.by/ - Республиканская научно-техническая библиотека Беларуси
http://pravo.kulichki.com/law.htm/ - Законодательство Республики Беларусь об образовании, научно-технической, инновационной деятельности, лицензировании
http://interfax.by/ - Информационно справочный портал Беларуси
http://www.ac.by/science/fullindexr.htm/ - Интересные WWW-сайты о науке
http://www.infopark.by/ - Национальный инфопарк
Дополнительно сайты Российской Федерации.
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru».
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www/baby-news.net/ - Вaby-news. (Огромное количество развивающих материалов для детей. Сайт будет интересен родителям и детям.)
http://packpacku.com/ - Раскраски. (Детские раскраски онлайн, раскраски из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек, и многое другое для ребенка.)
http://www.detkiuch.ru/ - Обучалки и развивалки для детей. (Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников.)
https://pedsovet.org/beta - Персональный помощник педагога.
https://mega-talant.com/ - Центр развития талантов «Мега-Талант».
https://videouroki.net/ - Видеоуроки в интернет — сайт для учителей.
https://infourok.ru/ - Ведущий образовательный портал.
https://uchi.ru/ - Интерактивная образовательная онлайн-платформа.
https://znanio.ru/ - Образовательный портал для педагогов, школьников и родителей.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир, переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Применение компьютера в современной школе не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ИКОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
Использование ИКОР на уроках позволяет:
сделать урок более интересным, наглядным;
вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Таким образом, при активном использовании ИКОР в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются такие знания, как: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных образовательных ресурсов.
Уроки с использованием информационно-коммуникационных образовательных ресурсов не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Я уверена, что использование информационных образовательных ресурсов может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение ИКОР в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.