Урок 28 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ ОН, ОНА, ОНО («Букварь», с. 34)
Педагогическая цель; создать условия для обучения детей правильному использованию в своей речи слов он, она, оно.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: соотносить изображенные предметы с соответствующими словами он, она, оно; дополнять слоги до слов с опорой на рисункц.
Личностные: воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Познавательные: общеучебные - используют знаково-сим-волические средства для решения учебной задачи; логические - сравнивают название и произношение слов, звучание рифмующихся слогов и слов.
Коммуникативные: учатся задавать вопросы.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, И на доску поглядели,
Начинается урок. И открыли поскорей
Мы за парты дружно сели Очень много букварей.
II. Постановка учебной задачи.
Игровой и воспитательный момент. На столе лежат три предмета: зеркальце, расческа и носовой платок.
- Определите, о каком предмете я буду каждый раз говорить:
- Он должен быть всегда с тобой. (Носовой платок.)
- Она всегда должна лежать в портфеле. (Расческа.)
- Оно тоже необходимо человеку, чтобы быть аккуратным. (Зеркальце.)
- Какие необычные слова мы с вами употребили в речи? (Он, она, оно.)
- С ними мы познакомимся сегодня более подробно.
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
1. Работа с алфавитной лентой.
2. Работа в паре.
- Соотнесите рисунки и слова. Сравните написание и произношение слов.
- Оно - солнце, облако.
- Он - месяц, дождь.
- Она - звезда, туча. (Сходство в окончаниях слов.)
- Один ученик называет предметы, другой называет соответствующие слова: он, она, оно. Затем меняются ролями.
3. Дополнение слогов до слов.
- Прочитайте слова, в которых вы добавляли первый слог. (Банан, рама, карман.)
- Прочитайте слова, в которых вы добавляли второй слог. (Муха, насос, нули.)
- Назовите слова, в которых вы добавляли ударный слог. (Насос, рама, нули, алоэ.)
- В какие слова вы добавили безударный слог? (Муха, банан, ноты, карман.)
Физкультминутка
IV. Работа с вариативной частью букваря.
1. Работа с чистоговорками на основе дифференцированного подхода к детям с разным уровнем подготовленности. Знакомство с чистоговорками.
- Объясните название. (Чистое говорение, чисто говорю.)
- Что значит чисто: громко, быстро или четко?
- Обратите внимание на структуру чистоговорки. Первая часть - слоги с изученными буквами. Вторая часть - стихотворное их продолжение.
- Прочитайте слоги.
- Сравните звучание подчеркнутых слогов с последним словом в предложениях. (Они созвучны.)
2. Создание чистоговорок.
- Вы должны произнести последнее слово. Мо-эн-на-ом - мы построим новый... (дом). Ну-эм-нэ-ма - мы заселим все... (дома). Мэ-ан-ма-но - открывай скорей... (окно).
- В чистоговорках важно не только созвучие слогов и слов, но и ритм. Поэтому вместе с прочтением чистоговорки нам ее нужно или «простучать» по парте, или прохлопать в ладоши. Четыре удара будет приходиться на первую часть чистоговорки, и столько же - на вторую.
V. Работа в тетради (с. 18).
1. Задание на внимание (подчеркнуть в словах сочетание букв «мно»).
2. Разделение букв на две группы:
- «о», «а», «у», «э» - обозначают гласные звуки;
- «м», «н» - обозначают согласные звуки.
3. Игра «Третий лишний».
- Рассматриваем первый своеобразный треугольник. Анализируем, что общего в изображенных знаках и чем один какой-либо знак отличается от других. Важно иметь в виду не только буквы, но и звуки, которые этими буквами обозначаются.
- Лишний - «?». (Это знак препинания, а два других знака -буквы.)
- Лишняя — «А». (Так как «м» и «н» обозначают согласные звуки.)
- Лишняя - «м». (Так как две другие буквы обозначают гласный звук [а].)
- Лишняя - «а». (Так как «А» и «М» - большие буквы.)
4. Наблюдение над тем, как создаются ребусы на исключение из слова первого звука.
- Рассмотрим три способа.
- В звуковой схеме слова зачеркивается первая клетка (первый звук);
- Рядом с рисунком (косы) изображается зачеркнутая буква «к», ее необходимо убрать из слова;
- Перед рисунком (косы) ставится одна запятая. На языке ребусов это означает, что необходимо убрать в начале слова первый звук.
- Первые два приема распространяются также и на удаление любого звука (любой буквы) из слова независимо от ее места в нем. Третий прием используется только в тех случаях, когда необходимо убрать из слова только первые или последние звуки.
- Необходимо учитывать: во-первых, место запятой (перед рисунком она или после); во-вторых, количество запятых (они показывают, сколько звуков нужно убрать из слова).
- Например: на рисунке изображен турист. Две запятые стоят перед рисунком и одна запятая после.
- Это означает, что из начала слова мы убираем звуки [т], [у] и с конца - звук [т]. Слово-отгадка ребуса -рис,
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие затруднения испытывали?
- Оцените свою работу на уроке (лица с разным настроением).