СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования»

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Сегодня мы будем говорить о независимой оценке качества образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Статья 95. Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).
3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);

- постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

- приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»

- приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р».


Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В 2014 году была разработана концепция и план мероприятий по созданию общероссийской системы оценки качества общего образования Создание общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) способствует достижению следующих целей:

— обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

— обеспечению единого образовательного пространства;

— повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (например, продолжение образования или трудоустройство);

— развитию государственной аттестационной службы;

— принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования, таковы:

1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований (федеральных и международных).

3. Формирование системы измерителей, предназначенной для различных пользователей и позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

О системе оценки качества образования, её структурой расскажет руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

  • Основной государственный экзамен ОГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ (Государственная итоговая аттестация ГИА-9),

  • Единый государственный экзамен ЕГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ ((Государственная итоговая аттестация ГИА-11),

  • Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),

  • Всероссийские проверочные работы (ВПР),

  • Международные исследования,

  • Исследования профессиональных компетенций учителей.

Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.

На федеральном уровне - для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.

На региональном и муниципальном уровнях – для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

На уровне образовательных организаций - для совершенствования преподавания учебных предметов.

Родителями и детьми - для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Основные целевые установки исследований качества образования:

  • описание системы образования на разных уровнях;

  • установление взаимосвязи между отдельными объектами системы;

  • сравнение систем образования на различных уровнях;

  • выявление тенденций изменения состояния системы образования;

  • выявление факторов, оказывающих влияние на состояние системы образования.













Цели и задачи

Для чего используются результаты

Проблемы

ГИА-9

  Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием

  Обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе государственной оценки подготовки выпускников

 Формирование системы более объективной и достоверной оценки знаний и подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.

адресная работа по ликвидации пробелов в знаниях учеников

для профессиональной ориентации школьников

построение индивидуальной образовательной траектории





ГИА11

повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реа­лизация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступитель­ного экзамена в высшие учебные заведения

- объективизация оценки качества образования на основе со­здания механизма внешнего оценивания и использования педаго­гических измерений;

- повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;

- объективизация требований к' общеобразовательной подго­товке абитуриентов учебных заведений в системе профессиональ­ного образования;

- снижение психологической нагрузки на выпускников обще­образовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаме­нов; - развитие преемственности общего и профессионального об­разования, обеспечивающей готовность выпускников» школ про­должить образование;                                            

-  совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оцен­ки качества подготовки выпускников.


для повышения квалификации учителей, совершенствования преподавания учебных предметов, а не для оценки учителей школ, построения рейтингов



ВПР

обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации

мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся

Предоставление школам единых вариантов и критериев оценивания

На федеральном уровне:

  • Мониторинг результатов введения ФГОС;

- Формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учета результатов в качестве портфолио На региональном уровне:

  • Корректировка отдельных аспектов в системе общего образования

- Разработка методических рекомендаций по совершенствованию преподавания

учебных предметов

  • Основания для планирования контрольно-надзорной деятельности

Совершенствование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной

внутриорганизационном уровне:

- Корректировка образовательного процесса

определения уровня подготовки обучающихся, выявления проблемных зон

планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося





НИКО

  • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

  • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

  • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

  • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

  • содействие эффективному внедрению ФГОС;

  • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.


На федеральном уровне:

  • -в качестве одного из инструментов реализации государственной политики в области общего образования, при разработке конкретных мер по совершенствованию системы общего образования

На региональном уровне:

  • для развития региональных и муниципальных систем образования,

  • для совершенствования методологии и организационно-технологических моделей оценки качества образования,

  • для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания

  • учебных предметов,

  • для совершенствования программ повышения квалификации учителей

На внутриорганизационном уровне:

- для совершенствования преподавания учебных

предметов на основе методических рекомендаций,

-для внутриорганизационного повышения квалификации

учителей,

для повышения информированности обучающихся и их родителей об уровне общеобразовательной подготовки обучающихся и формирования их индивидуальных образовательных траекторий;



Родителями и обучающимися:

  • для развития моделей родительского оценивания;

  • для принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка



Международные исследования

Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования.

Сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся.

Сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки

Оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях.

Исследовать, каким образом молодые люди в различных странах готовятся стать гражданами.

На федеральном уровне

-Публичное представление выявление мировых и общероссийских тенденций и проблем образования

-выявление и представление эффективных мировых т российских практик организации образовательного процесса

-предложения по корректировке требований и создания примерных образовательных программ

Региональный уровень

Модернизация региональных рограмм развития образования для устранения выявленных проблем

Модернизация программ повышения квалификации с учетом выявленных проблем

Усиление адресной направленности региональных ситем оценуи и контроля качества образования



ИПКУ

 содействовать повышению качества подготовки педагогов российских школ

Федеральный уровеньПубличное представление выявленных общероссийских проблем в сфере подготовки учителей

Развитие модели оценки компетенций учителей на основе единых оценочных материалов, введение уровневой оценки

Предложения по корректировке профессионального стандарта педагога

Региональный уровень

Усиление адресной направленности региональных систем повышения квалификации

Формирование регионального методического актива

Развитие форм профессиональной помощи учителям




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Определение степени эффективности работы организации

  • качество подготовки выпускников;

  • гарантии качества образования;

  • соответствие стандартам, применяемым на рынке образовательных услуг;

  • конкурентоспособность образовательных программ и организации в целом;

соотнесение образовательных программ и организации к определенным


2.Информирование и заверение заинтересованных сторон


  • руководство организацией;

  • академическая общественность;

  • потребители образовательных услуг;

  • работодатели;

  • органы власти и управления;

  • общественные и профсоюзные организации;

  • СМИ


 Результаты НОКО востребованы группами пользователей:

  1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

- в целях выбора места обучения;

  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;

  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам


2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях:

- оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;

  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и (или) иных заинтересованных организаций;

  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованным организациям:


- для разработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.



4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:


- в качестве механизмов вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и др.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:


- в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших ОО, при распределении грантов и др


Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.


На федеральном уровне - для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;

• планирование контрольно-надзорной деятельности;

• мониторинг введения ФГОС;

• создание центров анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования;

• обеспечение методического и аналитического сопровождения процедур.


На региональном уровне – для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

• оценка эффективности управления региональной образовательной системой;

• выявление уровня освоения образовательной программы и оценка муниципальных образовательных систем;

• система подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

• оценка деятельности учителя при аттестации на квалификационную категорию;

• целевая методическая поддержка образовательной организации.


На институциональном уровне - для составление рейтинга школ;

• выявление и распространение лучших практик и позитивного опыта учителей и образовательных организаций;

• адресная работа с образовательными организациями и учителями;

• определение направлений совершенствования, программы развития.


На муниципальном уровне - для совершенствования преподавания учебных предметов;

• оценка эффективности управления образовательной сетью и оценка деятельности образовательной организации;

• разработка программ развития ОО;

• выявление уровня освоения образовательной программы и индивидуальная поддержка учащихся;

• корректировка образовательного процесса и содержания образовательных программ;

• информирование различных групп пользователей;

• определение социального заказа.


На уровне образовательных организаций - для оценки и корректировки содержания образовательных программ;

• совершенствование образовательных программ, методик, технологий обучения;

• определение направлений совершенствования, программ развития.


Родителями и детьми - для повышения информированности;

• развития моделей родительского оценивания;

• возможность выбора образовательной программы и образовательной организации;

• принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.


Для учителя - самооценка профессиональной деятельности,

• формирование направлений совершенствования;

• совершенствование организации образовательного процесса, методик преподавания учебных предметов.

Проблемы

Из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

… Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая ведение публичных рейтингов их деятельности.

… проблемой является зависимость оценки качества от устаревшего содержания образования и устаревших организационных структур. С этим же связаны ориентация оценки качества на легко оцениваемые параметры и слабые возможности оценки недостаточно формализуемых результатов и характеристик.

Еще одной проблемой является не вполне современная культура использования данных об оценке качества потребителями образовательных услуг.

 Развитие ОСОКО не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой для использования данных для улучшения работы организаций образования. Поэтому необходимо разделить государственный контроль в образовании (включая контроль качества образования) и оценку качества образования. Соответствующие функции целесообразно делегировать разным федеральным структурам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!