Использование результатов для управления качеством.
Управление качеством образования - это целенаправленное, организующее, контролирующее и регулирующее взаимодействие субъектов деятельности по обеспечению качества образования с целью достижения оптимальных результатов.
Управленческие решения для управления качеством могут приниматься только на основе достоверной информации, полученной диагностическим путем, посредством применения исследовательских методов и результатов мониторинга.
Средством получения информации являются оценочные процедуры. В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:
Основной государственный экзамен ОГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ (Государственная итоговая аттестация ГИА-9);
Единый государственный экзамен ЕГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ ((Государственная итоговая аттестация ГИА-11);
Национальные исследования оценки качества образования (НИКО);
Всероссийские проверочные работы (ВПР);
Международные исследования;
Исследования профессиональных компетенций учителей.
Своеобразным средством получения достоверной информации является государственная итоговая аттестация выпускников, то есть Единый государственный экзамен и Основной государственный экзамен, которые рассматривается как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы.
Результаты государственной итоговой аттестации и их интерпретация предоставляют возможность:
- получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников, сдававших ЕГЭ и ОГЭ, оценить степень овладения выпускниками средней и основной школы содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки, определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов, оценить качество контрольно-измерительных материалов, выделить отдельные уровни в подготовке учащихся (базовый, повышенный и высокий) на основе статистических трудностей тестовых заданий;
- получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;
- определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками;
- выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние;
- объяснять полученные результаты;
- сравнивать результаты ЕГЭ и ОГЭ по годам и др.
Совокупность результатов единого государственного экзамена являются индикаторами качества образования:
- число сдававших экзамен по предмету по выбору – показатель востребованности предмета среди выпускников ОУ;
- средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности;
- решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы;
- решаемость заданий части С – показатель качества углубленной подготовки и др.
Следовательно, по результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством учебной деятельности выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат – ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка «диагноза» знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов в знаниях и постановки «диагноза» знаниям взаимосвязаны.
Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.
Использование результатов оценочных процедур позволяет:
администрации школы:
разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в ООП;
определить проблемные места деятельности педагогического коллектива и разработать соответствующие рекомендации для педагогов;
выявить наименее подготовленных обучающихся в целях предоставления им необходимой помощи;
оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержку неэффективно работающим учителям;
иметь независимую оценку деятельности отдельного педагога, группы педагогов для организации работы с педагогическими кадрами.
Педагогам:
корректировать рабочие программы;
отрабатывать типовые ошибки.
обучающимся и родителям
получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в часть формируемую участниками образовательных отношений.
Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.
оценка уровня освоения основной образовательной программы учащимися и определение факторов, которые на него влияют (образовательные технологии, методики, УМК) и оценка качества обучающей деятельности учителя;
совершенствование модели внутренней системы оценки качества образования;
изучение успехов и прогресса, результативности работы каждого из участников образовательного процесса;
разработка прогноза, усиление контроля над отклонениями от установленных требований;
изучение исходной стадии, недостатков, прогнозирование дальнейших действий, осуществление корректировки образовательного процесса и содержания образовательных программ, планов работы;
организация постоянного повышения квалификации учителей;
самооценка профессиональной деятельности, формирование направлений совершенствования;
совершенствование образовательных программ, совершенствование преподавания учебных предметов, выбора методик, технологий обучения;
улучшение успехов тех, кого оцениваем;
улучшение механизмов оценивания;
формированиеуучастниковобразовательныхотношенийнавыковсамоанализа, самооценки;
разработка и внедрение эффективных механизмов морального стимулирования педагогических работников учреждения;
оценка соответствия деятельности школы запросам и ожиданиям участников образовательных отношений;
информирование различных групп пользователей о результатах качества.