СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ресурсов школьного музея «Край, в котором мы живем» МКОУ Чистопольской СОШ в урочной и внеурочной деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для выступления на районном методическом объединении учителей истории, руководителей школьных музеев.

Просмотр содержимого документа
«Использование ресурсов школьного музея «Край, в котором мы живем» МКОУ Чистопольской СОШ в урочной и внеурочной деятельности»

Использование ресурсов уголка боевой и трудовой славы

«Край, в котором мы живем» МКОУ Чистопольской СОШ

в урочной и внеурочной деятельности

учитель истории Максименко М.Г.


Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

В нашей школев 2015 году создан музейный уголок «Край, в котором мы живем».Реализация Концепции «Музейный уголок – развивающая образовательная среда»  осуществляется через основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея:

1. Работа с фондом музея  включает сбор, систематизацию, хранение и демонстрацию экспонатов основного и вспомогательного фондов по разделам музейной экспозиции.

Основные формы и методы деятельности:

- совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села по сбору музейных предметов и краеведческого материала;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея. Музейные предметы основного фонда  собираются целенаправленно согласно основной краеведческой теме и названию музея, а также темам индивидуальных краеведческих исследований обучающихся. Для экспонирования музейных предметов организуются постоянные и временные тематические выставки. В прошлом учебном году было оформлено:

- 2 постоянные выставки, которые стали разделами музейной экспозиции («Прялки и другие предметы прядения», «Тканные изделия: кружево, вышивка, шитье»);  
- 3  временные выставки - для проведения различных образовательных форм деятельности школьников в музее («Семейные реликвии», «Русские народные игрушки», «Спасибо деду за Победу»).Вспомогательный фонд музея пополняется поделками и макетами, иллюстрирующими ученическое краеведческое исследование,  и сделанными школьниками нередко при участии их родителей.

2. Просветительская (образовательная) деятельность музея включает разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, индивидуальный образовательный маршрут школьника, представленный краеведческой исследовательской, проектной или творческой работой; краеведческие конференции, конкурсы, олимпиады и др.).

Разработка и проведение группой учащихся-экскурсоводов (обычно это ребята 7-11 классов) тематических экскурсий. Экскурсия является одним из компонентов той или иной формы образовательной деятельности с детьми, которые проводятся на базе музея.

- «История села Чистополье»

- «Крепкий тыл – залог Победы»

- «О чем рассказал музейный экспонат: маслобойка»

- «Знакомство с музейными экспонатами – прялки»

- «Пионерская дружина имени братьев Симоненко»

В традиции нашего музея каждому старшекласснику, проведшему 3-4 самостоятельных экскурсии, присваивается звание «Экскурсовод краеведческого музея». В этом возрасте активно развивается познавательная сфера. Поэтому учебная деятельность в рамках формального и неформального образования приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, ребята начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности.
3. Информационно-аналитическая деятельность музея включает оформление стендов, выставок различной тематики; выпуск краеведческих газет, создание презентаций и видеороликов краеведческой тематики, размещение информации на школьном сайте.

4. Комплексное (разностороннее) изучение родного края и Россииреализуется через урочную и внеурочную деятельность, работу объединений дополнительного образования; выполнение краеведческого исследования на индивидуальных образовательных маршрутах; участие в школьном конкурсе краеведческих, проектных и творческих работ.

Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя истории, литературы, начальных классов на своих уроках, на уроках «Художественное наследие Сибири». Они применяют разные приемы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.

Например, по истории и краеведению, материалы музея используются при изучении следующих тем: «Великая Отечественная война», «История родного края».

На уроках экономики при прохождении темы «Денежное обращение» используем коллекцию денег советской эпохи.

Изучая темы по истории «СССР в 60-70-е гг.», «СССР в 80-е гг.» -учитель использует предметы быта людей этой эпохи, экспонаты по истории пионерской организации, хранящиеся в музее.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. У обучающихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. Главный инструмент учителя – это слово, он оперирует на уроке абстрактными понятиями, в музее же педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать его сопричастность с прошлым, вызвать эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события.

Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса.

Именно на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью наглядности в процессе обучения у учащихся и формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Вещественные и документальные экспонаты школьного музея могут играть большую вспомогательную роль в познании социальных отношений прошлого, помогут выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.На базе школьного музея проводились тематические часы общения «Детство, опаленное войной», месячник оборонно-массовой работы, уроки России, военизированная эстафета «Памяти героев, будьте достойны!», музыкальная гостиная «Музыкальная панорама военных лет», конкурсы рисунков «Война глазами детей», «Этих дней не смолкнет слава!», митинги «Вечная память героям», вахты памяти, встречи с тружениками тыла, детьми войны «Мы этой памяти верны», акции «Милосердие», «Забота, 22 июня - день памяти и скорби, проводились уроки мужества «Во имя подвига и мира», экскурсии «Наша школа в годы войны», обзор литературных произведений «Страницы, опаленные войной…», «Дорогами нашей Победы».

Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении фольклорных праздников «Рождество Христово», «Петров день», «Покров – батюшка». Народный праздник является по своей сути большой, яркой, глубоко содержательной игрой – одной из эффективных форм изучения народных традиций.

Одним из самых интересных мероприятий стал осенний праздник «Об осенней поре, да о русской старине». К 80-летию НСО был реализован проект «Горжусь тобой, Новосибирский край родной».

Важное место в историко–краеведческой работе занимает исследовательская работа, которая пробуждает интерес к прошлому, самостоятельность мышления, чувство ответственности за проделанную работу. Исследовательская работа позволяет обучающимся под руководством учителя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие истории музея, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования, а главное – получить опыт исследовательской деятельности.

Обучающиеся активно принимают участие в проектно-исследовательской деятельности:«История района в лицах»;«Помним.Храним.Дорожим»;

«Культурное наследие»;«Мой папа-герой»;«История моей школы»;«Высокое званье – учитель»;«История моей семьи в истории моей страны», выступают на НПК школьников районного и регионального уровня.

5. Общественно-полезная деятельность музейного уголка включает реставрацию музейных экспонатов, создание поделок, макетов и других наглядных материалов; создание  и монтаж разделов музейной экспозиции.Реальную помощь в этом направлении деятельности музея оказывает работа детских объединений дополнительного образования. Общественно-полезная деятельность музея также включает продолжение многолетней совместной работы с тружениками тыла, детьми войны, которая связана с их участием в подготовке и проведении в музее различных образовательных форм совместной деятельности школьников и взрослых.

6. Социально-педагогическое сотрудничество с учреждениями образования, культуры, науки, общественными организациями и др.

Школа поддерживает многолетнее социально-педагогическое сотрудничество с учреждениями села:

- МО Чистопольский сельсовет

- Сельский дом культуры

- ЗАО «Чистополье»

Развитие социально-педагогического сотрудничества школьного краеведческого музея с учреждениями образования, культуры, общественными и другими организациями дает возможность школе максимально приблизиться к практическому воплощению  создания развивающей образовательной среды  не только музейного уголка, но и общеобразовательного учреждения, как средства формирования разносторонне развитой личности школьника – социально активного россиянина. При этом школа как общеобразовательное учреждение значительно увеличивает свое образовательное пространство, расширяя и рационально используя свои ресурсы (образовательные, педагогические, материально-технические и др.) и ресурсы других учреждений/организаций. Это ведет к взаимообогащению участников социально-педагогического сотрудничества.

Выше перечислены различные воспитательно-образовательные формы деятельности школьников в музее: разработка и реализация краеведческих исследований по определенной теме; участие  в различных (школьных, районных, региональных) краеведческих конференциях и конкурсах; собирание, реставрация и изучение музейных предметов (экспонатов), изготовление поделок и макетов; творческие конкурсы, выпуски краеведческих газет, тематические уроки по общеобразовательным предметам, уроки Мужества и классные часы, мастер-классы, экскурсии, во время которых проводятся интерактивные занятия, осуществляется театрализация фрагментов литературных и исторических произведений,  презентация краеведческих исследований и др.

Совместная деятельность школьников и педагогов по разработке, подготовке и реализации различных воспитательно-образовательных форм музейной деятельности  позволяет включить обучающихся в различные виды воспитывающей деятельности. Например, трудовая деятельность реализуется через выполнение обучающимися работы по оборудованию музея, оформлению его экспозиции, реставрации музейных экспонатов, изготовлению поделок и макетов.

Наше краеведческое объединение принимает активное участие в школьных, районных и областных мероприятиях и конкурсах. Учащиеся занимают призовые места, награждаются грамотами и дипломами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!