СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках окружающего мира.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куянковская средняя общеобразовательная школа» имени Гайнана Курмаша

















Использование регионального компонента

на уроках окружающего мира.











Выполнила учитель начальных классов

Разяпова Надия Бахтияровна



Август 2017.

Сегодня трудно представить современную школу, ориентированную на развитие личности ребёнка, без использования регионального компонента в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру и традиции народов населяющих родной край.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.

На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.  

Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, учить детей изучать природу своего края, бережно относиться к родной природе, традициям края.

Наиболее полно можно реализовать региональный компонент в курсе предмета «Окружающий мир», который несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся начальной школы. Компетентности, формируемые в рамках учебного курса, связаны с практической жизнью младшего школьника, имеют глубокий личностный смысл.

В основу построения материала по предмету положен краеведческий принцип, что позволяет учащимся осмыслить сложные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между живой и неживой природой, человеком и окружающей средой. В соответствии с краеведческим принципом отобраны для изучения объекты и явления природы РМЭ, представлен минимальный набор практических и творческих работ, экскурсий.

Данный курс помогает учителю начальных классов реализовать следующие цели:

  1. формирование в сознании учащихся начальной школы целостности мира;

  2. изучение природных, исторических, обществоведческих особенностей нашей местности;

  3. расширение и систематизация знаний и представлений о климатических условиях РМЭ, их взаимосвязи с живой и неживой природой края, между природой и трудом людей;

  4. формирование знаний об основах здорового образа жизни в условиях проживания в республике

С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют. Стало традицией проводить экскурсии в парк в одно и тоже место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края.

Дети соприкасаются с новыми знаниями, учатся наблюдательности, при этом основным средством является наглядность. В школьном музее у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями народа. Формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания детей о родном крае, расширяется кругозор.

Для подготовки к урокам окружающего мира для учителя начальных классов достаточно много ресурсов: книги, газетные материалы, интернет. Несложно и привлечение детей к самостоятельной познавательной деятельности. На таких экскурсиях мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.

Национально – региональный компонент реализуется не только на уроках и во внеклассной работе. Традиционной стала проведение тематических недель, в том числе и по окружающему миру в рамках которой проходит много различных мероприятий: открытые уроки классные часы на различные темы, конкурсы стихов, рисунков, экскурсии в библиотеки и многое другое. Например урок по окружающему миру в 3 классе «Природа в опасности», классный час «Красная книга Республики Марий Эл», викторина «Мир вокруг нас».

Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их края в мире, воспитывать у ребёнка чувство патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства РМЭ. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.


Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету, облегчает усвоение наиболее трудных понятий и закономерностей. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!