Просмотр содержимого документа
«Использование разножанровых текстов на уроках технологии»
Мацепура Ольга Роальдовна
ГБОУ гимназия № 166 Центрального района
г. Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОЖАНРОВЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы среди учащихся наблюдается снижение скорости и качества чтения, снижение уровня грамотности, отсутствие интереса со стороны многих детей к учебной книге, к дополнительному чтению, учащиеся плохо владеют навыками самостоятельного чтения. В то же время увеличивается объём информации, получаемый школьниками из внешних, не всегда достоверных источников, что приводит к сложностям с усвоением учебного материала, к нежеланию учащимися заниматься учебной деятельностью в свободное время в домашней обстановке.
В этих условиях учителю необходимо построить работу таким образом, чтобы учащиеся на уроке получали необходимую информацию с помощью различных средств и из различных источников, запоминали её, умели применять в учебных заданиях. Одним из таких средств являются разножанровые тексты, используемые на уроках экономики. Большое количество таких текстов, в частности, представлено в учебниках «Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности» (7-8 класс) и «Экономика» (10-11 класс), автор И.В.Липсиц и «Экономика» (10-11 класс), авторы Ф.-Й.Кайзер, А.В.Веткина, А.С.Курмелева. В указанных учебниках учащимся предлагаются разнообразные материалы для работы с текстом на уроке и для дополнительного чтения, имеются учебные, научные, научно-популярные тексты, отрывки из художественных произведений.
При работе с разножанровыми текстами на уроках экономики ученики включаются в познавательную деятельность, в ходе которой культура чтения проявляется как базовая основа и инструмент в развитии учащегося, а сам процесс чтения становится средством расширения кругозора и интеллектуального развития. Разнообразная по формам работа с текстами включается в систему заданий, в которой деятельность учащихся как читателей будет востребована. Чтение вслух и «про себя» с последующим обсуждением прочитанного, с выполнением заданий на уроке способствует адекватному пониманию текста, увеличению объёма осмысливаемой информации, выделением неизвестных и малознакомых понятий, лучшему запоминанию. Обращение к отрывкам из художественных произведений способствует развитию интереса, подталкивает учащихся к чтению к самого произведения, к биографии автора, вынуждает обратиться к изучению описываемой исторической эпохи.
Современные информационные технологии – компьютер, мобильные устройства, возможность выхода в Интернет – позволяют учащимся во время урока воспользоваться экранными текстами, обратиться к материалам электронной энциклопедии, словарям, другим источникам, обменяться мнениями в социальных сетях и посредством электронной почты. Таким образом, на уроках формируется опыт читательской деятельности в условиях социальной активности и взаимодействия. Эти действия несомненно развивают компетентность учащихся, т.е. «способность понимать тексты различного рода, быть в состоянии использовать для различных целей в соответствии с предметом, вычленять нужную информацию в соответствии с заданной целью».