СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных форм и технологий адаптивного обучения в вечерней школе - основа эффективного и качественного образования..

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован для выступления на тематическом педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных форм и технологий адаптивного обучения в вечерней школе - основа эффективного и качественного образования..»

4


«Одним модернизация, другим компьютеризация, а в «вечерке» вновь и вновь актуальна адаптация»

Тема: Использование различных форм и технологий адаптивного обучения в вечерней школе - основа эффективного и качественного образования.

Цель:

Повышение уровня компетенций педагогов в использовании и применении адаптивных форм и технологий в образовательном процессе.

Задачи:

1.Раскрыть сущность адаптации в педагогике применительно к вечерней школе.

2.Рассмотреть комплекс форм и технологий адаптивного обучения в вечерней школе основанного на реальном опыте деятельности педагогов нашей школы;

3.Рассмотреть систему оценки эффективности применения адаптивных форм и технологий в образовательном процессе


“Адаптивная модель школы” - обычная массовая общеобразовательная школа для обучающихся самых разных возможностей и с различным уровнем способностей, где учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом социокультурных и педагогических особенностей региона, школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально - педагогическую ситуацию. Школа готова к приему любых категорий обучающихся, ведь это школа разноуровневая и многопрофильная, включает в себя различный контингент обучающихся.

Актуальность проблемы реализации адаптивного образования связана:

а) с социальными условиями проживания на территории всего поронайского района: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, проживающих в социально-опасном положении, высокий уровень безработицы родителей не позволяет ученикам рассчитывать на поступление в дорогостоящие ВУЗы;

б) с идеей самоопределения школьников;

в) с наличием обучающихся с различным уровнем способностей.

Актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” обучающихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями, поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к обучающемуся.

Важным путем оказания эффективной помощи школьникам, я считаю, есть процесс формирования готовности к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению в условиях образовательно-воспитательной системы. Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

Наиболее концептуальными подходами мы считаем следующие:

1) антропоориентированный (гуманистический подход);

2)феноменологический (рефлексивное образование является наглядным примером феноменологического подхода к живому процессу обучения и учения);

3) педагогическая поддержка.

При этом надо учитывать педагогические принципы образовательного процесса, которые способствуют самообразованию в массовом обучении:

а) рефлексивная и продуктивная деятельность участников образовательного процесса;

б) принцип индивидуализации - признание индивидуальности как индивидуальных черт, не допускающих сравнений с другими людьми.

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы, сохраняя и охраняя индивидуальность обучающегося, помочь ему разобраться, в чем именно состоит его индивидуальность, к чему он предназначен, определиться в выборе рода деятельности и возможно социального положения, признать самоценность его сегодняшнего этапа жизни и подготовить к новой деятельности в будущем. Для этого в школе должен царить дух взаимопонимания и сотрудничества на уровне учитель - ученик - родитель - социум. В школе необходимо создание наиболее оптимальных условий в педагогическом процессе, при которых будет происходить развитие индивидуальности каждого педагога и ребенка, укрепление их “самости”. Эта проблема aктyальна для нашего образовательного учреждения, где обучаются и воспитываются дети с разными способностями, с различной стартовой ситуацией развития.

Образовательный процесс в школе осуществляется по общеобразовательным программам в группах заочного обучения. Учебный план школы создан на основе федерального Базисного плана и скорректирован с учетом специфики школы.

Адаптивная школа - школа гуманизма, где нормальные дети понимают других детей, что тот другой не плохой, он просто “Другой”, Происходит общение между школьниками. Важно вовремя оказать педагогическую поддержку, а формула рефлексивных действий должна быть такой: “у меня получиться, если я буду знать, уметь...”. В школе функционирует система педагогической поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:

а) внутришкольная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке;

б) деятельность социально-психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьников;

в) коррекционная деятельность на индивидуальных занятиях;

г) диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного развития обучающихся.

В результате своей работы пришла к выводу, что полная реализация адаптивной модели школы невозможна, т.к. у нас существуют всем известные объективные и субъективные проблемы. Считаю и уверена, что свою миссию школа выполняет, осуществляя личностную ориентацию и саморегуляцию ребенка, адаптацию учащихся к жизни в обществе, ведь каждый обучающийся - это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в тех социальных ролях, которые ей доступны.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность. Дело в том, что современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

Вечерняя школа участвует и в трудоустройстве своих учеников- это первый шаг к трудовой и нравственной реабилитации «проблемных подростков», к социальной адаптации. Ежегодно к нам приходят сотрудники бюро по трудоустройству и знакомят с вакансиями по городу.

Адаптивным обучением мы занимались в нашей школе, когда эта тема не стояла еще перед нами так остро.

Давайте вспомним, с чего начинается планирование в начале учебного года. Именно с адаптации, когда мы берем программу и начинаем приспосабливать ее к нашим условиям. И не просто подгоняем ее по количеству часов, а думаем, что можно взять, что будет интереснее, понятнее, а что можно опустить, но так, чтобы не пострадала базисная программа.
Затем уже в процессе учебы подбираем разноуровневые задания, чтобы все обучающиеся по возможности усвоили данную тему, ведь задания разного уровня сложности поддерживают у учеников иллюзию, что они тоже что-то могут, это не отталкивает их от учебы, возбуждает интерес. А это то, что нам надо. Усвоив азы, ученик без боязни начнет решать более сложные задачи, и они у него будут получаться.

Еще один элемент адаптивного обучения в вечерней школе – мы планируем большое количество часов на повторение в начале учебного года. И те ученики, которые не учились несколько лет или числились в школе, но не вникали в материал, имеют возможность сделать это в начале учебного года, чтобы не выглядеть совсем уж отсталыми перед новыми учениками и учителями.
Помогает адаптации и зачетная система, а также разнообразие форм зачета.
Кроме этого, важным составляющим адаптации является чередование методов обучения в процессе групповой консультации. Конечно, очень помогает адаптации оформление кабинета дидактическим материалом. И если сначала ученики воспринимают это как отвлеченное оформление класса, то потом под руководством учителя учатся находить нужную информацию, и это помогает ученикам чувствовать себя увереннее. Это все учебные моменты. Но нужно еще учитывать и социальные характеристики.

Сразу же, как только подросток переступает порог школы, в беседе с ним мы выясняем его интересы, наклонности, пытаемся понять, почему он ушел из прежней школы и что привело его к нам. Выясняем, кто из учеников работает, какие условия и смены, состоит ли на учете в КДН, ОДН, может быть учится в ПТУ, а может уже имеет семью детей. Все это позволяет нам получить информацию об обучающемся, его семье, т.е. составить индивидуальную социальную карту. Мы сможем уже помочь ученику более осознанно, видеть причины его социальных неустройств. Ведь для настоящей вечерней школы характерно быть надежной опорой для тех, кому все в этой жизни достается с большим трудом.
Сейчас на передний план педагогической практики выдвигается проблема возрождения нравственных ценностей. Назрела необходимость в гуманизации образования, где главным является не формальное приобретение знаний, а нравственный опыт. Поэтому, чаще надо на учебных занятиях говорить о добре и зле, о человеческом счастье и несчастье. И важно это воспитание осуществлять без назидания и нажима, которые, как известно, молодежью отторгаются. Нужно не запихивать в головы ученика побольше фактов – важно создать ту почву, на которую потом лягут новые знания, новый опыт. Нашим ученикам не хватает обыкновенного человеческого общения. Вот психологи утверждают: для того, чтобы подросток успешно развивался, ведущей деятельностью должна быть не только учеба. В одной из вечерних школ провели исследование – диагностировали мотивацию посещения школы учениками. Оказалось, большинство из них приходит в школу пообщаться с одноклассниками и как-то развлечься.

Иными словами, подростку материал для развития дает общение. Нужно отметить, к сожалению, но это факт: у ребят, которые идут в вечернюю школу, еще в 3-5 классах в основном сформировалось устойчивое отвращение ко всему, что связано со школой, занятиями и учителями. Следовательно, все уроки нужно освобождать от излишней наукообразности и нацелить на возрождение духовности учащихся, на формирование нравственных ориентиров, на социальную адаптацию обучающегося.

Реформа 1992 г. Недооценила специфические средства и цели воспитания. Следствием этого стал бурный рост социальной патологии в молодежной среде. Возник «мощный дестабилизирующий фактор длительного действия, который угрожает социальной безопасности» (по определению Минобразования). Как только был принят Закон «Об образовании», массовые школы очень быстро сориентировались: все неугодные дети были выкинуты на улицу якобы «по желанию родителей». А уже в следующем 1993-1994 учебном году в колонии попало более 50% ребят, нигде не работающих и нигде не обучающихся. (50%!, а до 1992г – всего 13%). По официальным данным, в России сейчас более 700 тысяч беспризорных, по другим – их около 5 млн., десятки тысяч детей числятся пропавшими. К тому же на сегодняшний день имеет место еще одна статистика: социальное, материальное и имущественное расслоение детей. В сочетании с конфликтностью сложившейся жизни эти факторы приводят к отторжению определенной части подростков от школы. По своей сути - это педагогический брак. Если подросток приходит в вечерку и не имеет простейших учебных навыков, если не выходит к доске по одной причине, что его просто никогда к ней не вызывали, если у него сложился стереотип сдавать самостоятельную работу чистым листом, при этом быть ежегодно аттестованным и переведенным из класса в класс, то чей это брак?

Значит, вечерней школе предстоит выполнять еще и реабилитационные функции. Более того, социальная и педагогическая поддержка социально незащищенных обучающихся и «трудных подростков» из неблагополучных семей становится чуть ли не одной из главных ее задач. Именно гуманная педагогика должна стать базовой в организации образовательного процесса любой школы, тем более – вечерней. В связи с этим, адаптивное обучение требует обновления содержания образования в целом не за счет изменения учебного плана, а посредством целенаправленного отбора дидактического материала и оптимального выбора учебных и воспитательных задач для каждого занятия. Все это должно быть направлено на конечный результат – формирование у обучающегося вечерней школы нравственных ориентиров и ценностей на принципах гуманной педагогики. Воспитательные задачи должны стать приоритетными. Это влечет за собой разработку адаптивных программ по отдельным предметам, системы внеклассных мероприятий, критериев эффективной педагогической работы, направленной на формирование у учащихся мотивации к учебе, усвоению знаний, готовности строить жизнь даже при социально неблагоприятных условиях. Учителя нашей вечерней школы убеждены открытая общеобразовательная школа (иными словами, вечерняя школа) представляет собой пример уважительного отношения к обучающимся. А это один из факторов адаптивного обучения. Вечерняя школа учит молодежь преодолевать отрицательный учебный опыт, воспитывает неразвитые ранее способности к учению, содействует формированию у них ощущения собственного Я, обретению или самоуважению. К тому же она дает дополнительный шанс каждому найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить свои экономические и культурные условия жизни.

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа была и остается важной составной частью системы образования нашей страны. Сегодня в вечерних школах обучаются около миллиона учащихся, большинство которых относится к категории социально незащищенных граждан. В нынешних условиях вечерняя школа выполняет миссию социальной адаптации и заполняет возникающую по разным причинам лакуну в непрерывном образовании подростков, молодежи и взрослых людей. Таким образом, роль вечерней школы в поддержании устойчивости всей системы образования очень существенна.

Вечерняя школа имеет свои отличительные особенности и свою логику развития. К числу педагогических факторов, определяющих специфику учебного процесса в вечерней школе, относится сложность контингента учащихся, неоднородного по возрасту, направленности познавательных интересов, степени и характеру занятости вне школы и т.д. (всего около 20 показателей неоднородности). Поступающие в школу нередко имеют ошибочную самооценку, негативные ценностные ориентации и поведенческие установки, низкий уровень знаний и общеучебных умений, что в значительной степени является следствием негативного опыта предыдущей учебной деятельности. Но одновременно, что является позитивным фактором, учащийся вечерней школы проявляет себя как активный участник (субъект) образовательного процесса, имеющий собственные образовательные цели и предпочтительные способы деятельности, сформировавшиеся в результате его жизненного опыта. Обучающиеся вечерней школы испытывают повышенную потребность в адаптации к социальной среде во всем ее многообразии, включающем сферы профессионально-экономическую, гражданско-правовую, семейно-бытовую, валеологическую, эмоционально-эстетическую, коммуникативную и другие сферы деятельности. В отличие от обучающихся массовой «дневной» школы, социальная адаптация которых в известной мере имеет отложенный во времени характер, большинство обучающихся вечерней школы непосредственно включено в активную общественную жизнь и вынуждено решать адаптационные задачи «на ходу», то есть одновременно с участием в деятельности, являющейся целевой функцией по отношению к адаптации.

Практика реализации адаптивных функций вечерней школы свидетельствует о наличии ряда противоречий:

-между ярко выраженной диверсификацией субъекта обучения и унифицированными подходами к обучению, часто механически переносимыми из массовой «дневной» школы;

- между актуализированным характером образовательного запроса обучающихся на свою образовательную адаптацию и отсутствием адекватной научно обоснованной реакции со стороны педагогической системы школы;

-между унифицированным содержанием образования, выраженном в образовательных стандартах, и индивидуальным характером запроса на образование со стороны обучающегося как субъекта;

- между признаваемой педагогами вечерних школ потребностью проведения адаптации во всех элементах образовательной системы и недостатком соответствующей теоретико-методологической базы.

До настоящего времени не разработан целостный взгляд на современную вечернюю школу как на адаптивную образовательную систему и не сформулированы условия её создания и развития. Это обстоятельство и определило выбор методической темы школы и педсовета, направленного на разрешение указанных противоречий.

Отсюда следует вывод о необходимости некоторой особой организации педагогической системы вечерней школы, которая смогла бы обеспечить эффективное решение современных образовательных задач в конструктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Сущность этой специфики и обозначается термином «адаптация», то есть (в первом приближении к смыслу) - «приспособление» субъектов образовательного процесса друг к другу. Для реализации адаптивных функций школы требуется разработка особых педагогических условий, корректировки содержательных аспектов образования, внедрения адаптивных методик и технологий, индивидуализации подходов к обучающихся и т.д. Инструментальной же основой адаптации в образовательной системе вечерней школы, как будет показано далее, должны явиться инновационные технологии педагогические технологии.

Построение, функционирование и развитие вечерней школы как адаптивной образовательной системы будет успешным при реализации следующего комплекса организационных и педагогических условий:

- адаптация в контексте вечернего образования молодежи и взрослых рассматривается как активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности;

- выявляются и используются наиболее эффективные модели адаптивного образования, основанные на реальном опыте деятельности педагогов нашей школы;

- содержание и технологии образования в адаптивной вечерней школе предусматривают реализацию педагогических принципов вариативности, открытости, гибкого системного управления, а процесс обучения основывается на положениях информационно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению;

- адаптивные педагогические формы и технологии обучения (проблемно-мотивационные, блочно-цикловые, проектные, дистанционного обучения и др.) выступают инструментом построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся- ИОМО

В педагогической деятельности учителя, работающего по адаптивно-развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с людьми, умение увидеть и оценить уникальность природы человека. В отношении обучающегося должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение встать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Чтобы повысить свою компетентность в личностной педагогике, учителю необходимо овладеть рядом ключевых педагогических операций. К таким умениям мы отнесли рефлексию, саморегуляцию, самодиагностику, самоанализ, самопроектирование своей личности и собственного профессионального поведения и деятельности.

Должны работать особые люди, с определенным миром ценностей, у которых сложилось особое отношение к обучающимся, присущая им, богом данная, доброта в квадрате, особый ценностно-смысловой потенциал учителя. Важно создать у обучающегося чувство, что его понимают и принимают.

Для этого необходимо создать условия успешной адаптации, поддержать и развить в обучающегося интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками, сверстниками, преподавателями. Стараться формировать и вырабатывать жизненно важные навыки . А это сможет сделать учитель обладающий всеми компетентностями.

В результате внедрения инноваций в образовательный процесс

у педагогов повысился уровень теоретической и практической готовности к инновациям;

повысился уровень их профессионально-педагогической компетентности:

информационной (педагоги расширили своё информационное поле, повысили уровень информационной культуры, стали более уверены в своих знаниях);

когнитивной (начался активный процесс освоения педагогами технологий адаптивного обучения, они стали более компетентны в данном виде деятельности, приобрели определённые умения и навыки, в результате чего повысилось качество и результативность образовательного процесса);

коммуникативной (педагоги научились работать в коллективе, сотрудничать, создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с учащимися, передавать им коммуникативные умения и навыки );

креативной (учителя стали творчески подходить к процессу воспитания и обучения обучающихся );

самообразовательной (педагоги повысили уровень самообразования, работая по индивидуальным маршрутам )

Таким образом, проводимая нами работа имеет теоретическую и практическую значимость, адаптивные технологии оптимизируют педагогичскую деятельность, придают ей целостность, помогают увидеть и выстроить дальнейшие перспективы.

Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента её учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося. То есть технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития и чувствовал себя в школе комфортно.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!