Использование рабочих листов на уроках истории
для обучения детей с ОВЗ
Преподавание истории в школе, а особенно в коррекционной - большое искусство. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Основа этого процесса – учение школьников.
Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием выбирается оптимальная организация преподавания и обучения.
Эффективность организации изучения истории определяется, в том числе, и особенностями обучающихся. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок. Учитель истории при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает детям с ОВЗ.
Помочь в преодолении этих трудностей могут рабочие листы с заданиями. Рабочие листы значительно расширяют методологический аппарат, содержащийся в учебниках. Задания сформированы таким образом, чтобы помочь обучающимся выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Ученикам предлагается: закончить фразу; заполнить пропуски в тексте; выбрать вариант ответа; разгадать ребус; заполнить пропуски в схеме; соотнести термины и их значения и т.п. Использование рабочих листов избавляет учащихся от большого объёма механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время ёмкие ответы. Использование рабочих листов позволяет учителю сочетать устную и письменную работу. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и целей, которые ставит учитель, задания можно выполнять как коллективно, так и индивидуально.
Рабочие листы бывают:
1. Информационные. Предложенные материалы помогают при изучении нового материала. Включены карты, исторические картины, отрывки из документов.
2. Тестовые. Тестовые задания, контурные карты.
3. Интегрированные. Листы включают:
Материалы для поверки изученного ранее,
опорные материалы для записи изучаемого материала,
задания для самостоятельной работы.
Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:
Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;
При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
У учителя, ведущего в классе, также уроки обществознания, есть возможность интеграции материала;
Учитель создаёт пакет рабочих листов;
Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.
Таким образом, использование рабочих листов облегчает решение одной из самых сложных проблем в организации урока – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. В то же время, рабочий лист может являться эффективным средством контроля за усвоением знаний, что позволяет проводить уроки динамично и добиваться высокой активности каждого ученика.
Приложение 1
Рабочий лист к уроку истории России
Нашествие монголо-татар на Русь.
Задание 1. Битва на Калке
Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос: как жители Рязани защищали свой город.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Осадные орудия монголов. Опишите их.
Приложение 2
Рабочий лист к уроку истории России
Героическая борьба русских людей против монголо-татар.
Задание 1: Рядом с ответами находятся буквы. Выпиши только те буквы, которые находятся рядом с правильными ответами. Если ты ответил правильно, то у тебя получится слово. Именно этого не хватало русичам в борьбе с монголо-татарами и именно оно стало главным в процессе освобождения от монголо-татар. Но до этого было ещё очень далеко…
1.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?
Половцы - Е
Византийцы - М
2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?
на реке Воже - В
на реке Калке - Д
3.Битва на реке Калке произошла:
31 мая 1722 года - С
31 мая 1223 года - И
4.Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
5. Нашествие монголо-татар на Русь началось?
в 2019 году - П
в 1237 году - С
6. Первый удар в 1237 году был нанесен по:
Новгородской земле - Л
Рязанскому Княжеству - Т
7.Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?
8.Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами
Задание 2: Какие города были завоёваны Батыем во время первого похода на Русь
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Приложение 3
(Интегрированный) Рабочий лист к уроку истории России
Русь под монголо-татарским игом.
Задание 1. Вставьте в слова пропущенные гласные буквы и вы получите название городов, которые оказали сопротивление монголо-татарам.
Н _ ВГ _ Р _ Д Т _ РЖ _ К Р _ З _ НЬ
К _ З _ ЛЬСК ВЛ _ Д _ М _ Р К _ Л _ МН _
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?
А) Рязань; Б) Козельск; В) Рязань.
Задание 3. Прочитай текст учебника (стр. 240) и ответь на вопросы:
Как управлял хан русскими землями?
Почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своёгосподство на Руси?
Задание 4. Составьте рассказ из предложений.
____ Баскаки с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань.
____ Каждый посёлок должен был ежегодно в Орду 2 тонны хлеба.
____ Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали людей.
____ Каждый житель ежегодно должен был отдать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра и лисицы.
____ Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде.
____ Если они встречали какое-либо сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных.
____ Кроме этого баскаки брали в счёт дани золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот.
Задание 5. Соотнесите линиями понятия и объяснения.
понятие | | Объяснения |
Баскак | Столица Золотой Орды. |
Золотая Орда | Сборщик дани |
Ярлык | Правитель Золотой Орды. |
Хан | Государство монголо-татар. |
Сарай | Грамота на княжение. |
Иго | Господство одного государства над другим. |
Используемая литература
1. Кацва Л. Рабочие тетради по истории Отечества//История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №6, февраль 1997
2. Морозова Ю.Ю. Рабочая тетрадь по истории России. 7 класс (VIII вид). Электронная версия