СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование рабочих листов на уроках истории для обучения детей с ОВЗ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В специальной коррекционной школе для успешного овладения знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса. Использование рабочих листов расширяет методологический аппарат, используемый в учебнике.

Просмотр содержимого документа
«Использование рабочих листов на уроках истории для обучения детей с ОВЗ»

Использование рабочих листов на уроках истории

для обучения детей с ОВЗ

Преподавание истории в школе, а особенно в коррекционной - большое искусство. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Основа этого процесса – учение школьников.

Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием выбирается оптимальная организация преподавания и обучения.

Эффективность организации изучения истории определяется, в том числе, и особенностями обучающихся. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида для успешного овладения историческими знаниями используются разнообразные формы организации учебного процесса, но основной формой обучения остаётся урок. Учитель истории при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает детям с ОВЗ.

Помочь в преодолении этих трудностей могут рабочие листы с заданиями. Рабочие листы значительно расширяют методологический аппарат, содержащийся в учебниках. Задания сформированы таким образом, чтобы помочь обучающимся выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Ученикам предлагается: закончить фразу; заполнить пропуски в тексте; выбрать вариант ответа; разгадать ребус; заполнить пропуски в схеме; соотнести термины и их значения и т.п. Использование рабочих листов избавляет учащихся от большого объёма механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время ёмкие ответы. Использование рабочих листов позволяет учителю сочетать устную и письменную работу. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся и целей, которые ставит учитель, задания можно выполнять как коллективно, так и индивидуально.

Рабочие листы бывают:

1. Информационные. Предложенные материалы помогают при изучении нового материала. Включены карты, исторические картины, отрывки из документов.

2. Тестовые. Тестовые задания, контурные карты.

3. Интегрированные. Листы включают:

  • Материалы для поверки изученного ранее,

  • опорные материалы для записи изучаемого материала,

  • задания для самостоятельной работы.

Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:

  • Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;

  • При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

  • У учителя, ведущего в классе, также уроки обществознания, есть возможность интеграции материала;

  • Учитель создаёт пакет рабочих листов;

  • Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

  • Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.

Таким образом, использование рабочих листов облегчает решение одной из самых сложных проблем в организации урока – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. В то же время, рабочий лист может являться эффективным средством контроля за усвоением знаний, что позволяет проводить уроки динамично и добиваться высокой активности каждого ученика.


Приложение 1

Рабочий лист к уроку истории России

Нашествие монголо-татар на Русь.

Задание 1. Битва на Калке

Задание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопрос: как жители Рязани защищали свой город.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Осадные орудия монголов. Опишите их.




Приложение 2

Рабочий лист к уроку истории России

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

Задание 1: Рядом с ответами находятся буквы. Выпиши только те буквы, которые находятся рядом с правильными ответами. Если ты ответил правильно, то у тебя получится слово. Именно этого не хватало русичам в борьбе с монголо-татарами и именно оно стало главным в процессе освобождения от монголо-татар. Но до этого было ещё очень далеко…

1.Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

  • Половцы - Е

  • Византийцы - М

2. Где произошла первая встреча русских и монголо-татар?

  • на реке Воже - В

  • на реке Калке - Д

3.Битва на реке Калке произошла:

  • 31 мая 1722 года - С

  • 31 мая 1223 года - И

4.Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?

  • Мамай - Е

  • Батый - Н

5. Нашествие монголо-татар на Русь началось?

  • в 2019 году - П

  • в 1237 году - С

6. Первый удар в 1237 году был нанесен по:

  • Новгородской земле - Л

  • Рязанскому Княжеству - Т

7.Какое орудие использовали монголо-татары для пробивания крепостных стен?

  • молоток - Ж

  • таран - В

8.Что явилось основной причиной поражения Руси монголо-татарами

  • Раздробленность - О

  • Русские дружины были трусливые - И










Задание 2: Какие города были завоёваны Батыем во время первого похода на Русь


_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________












Приложение 3

(Интегрированный) Рабочий лист к уроку истории России

Русь под монголо-татарским игом.

Задание 1. Вставьте в слова пропущенные гласные буквы и вы получите название городов, которые оказали сопротивление монголо-татарам.

Н _ ВГ _ Р _ Д Т _ РЖ _ К Р _ З _ НЬ

К _ З _ ЛЬСК ВЛ _ Д _ М _ Р К _ Л _ МН _

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?

А) Рязань; Б) Козельск; В) Рязань.

Задание 3. Прочитай текст учебника (стр. 240) и ответь на вопросы:

  • Как управлял хан русскими землями?

  • Почему монголо-татарскому хану легко было сохранять своёгосподство на Руси?

Задание 4. Составьте рассказ из предложений.

____ Баскаки с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань.

____ Каждый посёлок должен был ежегодно в Орду 2 тонны хлеба.

____ Иногда сжигали целые города и посёлки, убивали людей.

____ Каждый житель ежегодно должен был отдать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра и лисицы.

____ Все русские люди должны были платить дань Золотой Орде.

____ Если они встречали какое-либо сопротивление или нежелание платить дань, то жестоко наказывали непослушных.

____ Кроме этого баскаки брали в счёт дани золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот.

Задание 5. Соотнесите линиями понятия и объяснения.



понятие


Объяснения

Баскак

Столица Золотой Орды.

Золотая Орда

Сборщик дани

Ярлык

Правитель Золотой Орды.

Хан

Государство монголо-татар.

Сарай

Грамота на княжение.

Иго

Господство одного государства над другим.



Используемая литература

1. Кацва Л. Рабочие тетради по истории Отечества//История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №6, февраль 1997

2. Морозова Ю.Ю. Рабочая тетрадь по истории России. 7 класс (VIII вид). Электронная версия



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!