СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектных технологий на уроках биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье, делюсь своим опытом по использованию проектной технологии на уроках биологии.  Предоставляю разработку урока по теме "Нарушение кожных покровов, причины повреждения кожи. Болезни кожи".

Просмотр содержимого документа
«Использование проектных технологий на уроках биологии.»

Использование проектных технологий на уроках биологии.

Сенькина Н.Н., учитель биологии высшей категории МБОУ «СОШ №14» г. Сергиев Посад.


Исходя из главной цели образования – воспитание творческой личности учащихся, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, - каждый учитель в процессе своей деятельности стремиться решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания, как привлечь детей к самостоятельному получению системных знаний.

В современном образовании цели и задачи меняются, внимание акцентируется на формирование «компетентности», переходя к личностно - ориентированному уроку. Это способствует внедрению новых педагогических технологий.

Я в своей работе использую метод проектов на уроках. Метод проектов предусмат­ривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме и может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.

Метод проектов предусматривает развитие познава­тельных навыков учащихся, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления.

Цель таких уроков - помочь учащимся более эффективно усвоить учебный материал, поднять уровень их знаний. Такие уроки могут быть использованы для изучения, повторения и обобщения знаний учащихся. Они построены в соответствии требованиями проблемного метода обучения. Постановка вопросов еще до начала уроков заставляют учащихся мыслить, вызывает интерес к данному материалу, повышает познавательную активность. Изложенный на уроке материал лучше воспринимается учащимися, если все это ведется учителем на проблемно-поисковом уровне с использованием новых информационных технологий. Такая методика помогает развитию умственной деятельности, самостоятельности учащихся. Чтобы вызвать интерес к уроку, содержание урока должно касаться сегодняшней жизни школьника, приносить ему пользу. Учащиеся сами по некоторым проблемным вопросам предлагают темы проектов исходя из собственных интересов и потребностей, выполняют проектные работы. Стараюсь на уроке затрагивать вопросы, которые учащиеся могут разрешить не только на уроке, но и во внеурочное время.

С помощью данного метода, возможно, научить детей:

-выявлять и формулировать проблемы;

-проводить их анализ;

-находить пути их решения;

-большое значение имеет умение работать с информацией;

-находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

-применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Для достижения вышеперечисленных задач преподавание своего предмета я выбрала технологию развивающего обучения, направленную на активизацию мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения.

Метод проектов заинтересовал меня тем, что обеспечивает наиболее высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся, способствует развитию творческого мышления, формированию прочных знаний, также повышает интерес к изучаемому предмету.

Учащийся самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы, т.е. учится применять знания в новой ситуации и самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы.

Проекты могут быть исследовательскими, но в этом случае исследование - это способ деятельности по реализации проекта. С другой стороны, результаты исследований могут привести к проблеме, решение которой может быть организовано методом проектов (например, в экологии).

Рассмотрим одну из тем курса 8 класса «Нарушение кожных покровов, причины повреждения кожи. Болезни кожи».

Тема содержит возможности для организации проектной деятельности. Продуктом этого проекта является составление памятки по данной теме. Для проектной деятельности учащиеся выбирают те проблемы, которые имеют для них значимость.

При изучении данной темы учащиеся предложили три проекта: Первый - «Основные виды ожогов, их классификация и оказания первой помощи при ожогах» В этом проекте был поставлен следующий проблемный вопрос «Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.» Для решения этого вопроса поставлены цель, задачи исследования. По ходу решения данного вопроса получают знания о видах ожога, классифицируют их, намечают пункты памятки оказания первой помощи при ожогах, делают выводы.

Второй – «Обморожения их  классификация и оказания первой помощи при обморожениях», где также поставлены цель, задачи исследования, где учащиеся отвечают на то же вопрос «Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи». По ходу решения данного вопроса получают знания о видах обморожения, классифицируют их, намечают пункты памятки оказания первой помощи при обморожении, делают выводы.

Третий - Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний, где также поставлены цель, задачи исследования и было проведено анкетирование. По результатам анкетирования ребята выяснили, что 53% учащихся не знакомы с причинами кожных заболеваний. Часть кожных заболеваний не подразумевает методов профилактики, особенно – генетические патологии или проблемы кожи, связанные с различными внутренними болезнями. Но часть кожных проблем вполне можно предотвратить, зная причин их возникновения. Особенно это актуально для инфекций с поражениями кожи. Это ребята и будут выяснять в течении работы над проектом.

Памятки вручили всем участникам проекта.




Технологическая карта урока «Нарушение кожных покровов, причины повреждения кожи.

Болезни кожи».


Предмет: биология

Класс: 8

Базовый учебник: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И.. Биология 8 класс. Человек. - М.: Дрофа. 2005

Тема урока: «Нарушение кожных покровов, причины повреждения кожи. Болезни кожи».

Деятельностная цель: рассмотреть причины нарушения кожных покровов и повреждения кожи; какие бывают ожоги, а также о порядке действий первой помощи при ожогах и обморожениях; формировать познавательные универсальные учебные действия.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: закрепить знания учащихся о строении и функциях кожи; проверить понимание связи микро - и макростроения кожи, дать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи и ее производными. Изучить основные причины, повреждающие кожный покров человека, последствия данных воздействий и меры их профилактики.

Метапредметные

  1. Познавательные: умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

  2. Коммуникативные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

  3. Регулятивные: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности, способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию;

4. Личностные: воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни; развивать творческие способности учащихся, прививать гигиенические навыки при уходе за кожей и ее производными, умение правильно вести себя при опасных ситуациях (пожары, обморожения и т.д.) и оказывать первую помощь.

Тип урока: урок комбинированный

Методы обучения: проблемное обучение, проектная учебно-исследовательская деятельность, личностно-ориентированная, групповые технологии, беседа, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма.

Тип урока: изучение нового материала. Ведущая педагогическая методология: реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.

Оборудование: компьютерные презентации «Повреждение кожного покрова» видеофрагмент «Строение и функции кожи»; таблица «Кожа и ее производные», плакаты по теме «Заболевания кожи».


Подготовительная часть - индивидуальные задания сообщения.


Задачи урока:

  • Для изучения нового материала организовать работу учащихся по группам.

  • По результатам работы составить постор и представить его классу.

  • Провести первичную диагностику усвоения темы (тест).

  • Научить применять теоретические знания на практике.


Используемый ИМК:


  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И.. Биология 8 класс. Человек. - М.: Дрофа. 2005

  1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

  1. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: просвещение, 1900.

  1. Колесов Д. В. Биология. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование. - М.:Дрофа, 2003

  1. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа. 2005.

  1. Маш Р. Д., Пугал Н. А., Драгомилов А.Г. Биология- 8. Человек. Методическое пособие для учителя. - М.:Аркти, 1998.

  1. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989

  1. Онищук В. А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1985.

  1. Пугал Н. А. , Козлова Т. С. Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье.8 класс- М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

  2. Хрипкова Г. М. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975.

  3. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

  4. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье – М.: «Школьная пресса», 2008.

  5. Шукшина С. Е. Я и моё тело – М.: «Школьная Пресса», 2015.

  6. А.А. Маркосян. Вопросы возрастной физиологии. М. Просвещение 1974

  7. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Основы гигиены и санитарии: Учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультативный курс. – М.: Просвещение 1989

  8. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал. – Издательский дом «Школа – пресс 1» № 7, 2003





Структура и ход урока

«Если человек сам следит за своим здоровье, то трудно найти врача,

который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам». Сократ.

Название урока

и его этапы

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты


Предметные

УУД:

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные, Личностные

1

2

3

4

5

I.Организационный

момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! Учитель проверяет детей подготовку к уроку; создаёт положительный настрой на урок.

Я готова продуктивно

сотрудничать с вами. Удачи!

- Приветствуют учителя;

- Проверяют свои рабочие места.

 



Р:- волевая саморегуляция;

К:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Л:- смыслообразование

(Я должен посмотреть...)






II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося




Подготовить учащихся к восприятию нового материала; вызвать интерес к изучению новой темы через постановку проблемной ситуации.

Учитель представляет разгадать кроссенс это ассоциативная цепочка из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать.

Как Вы думаете, эта тема будет полезной для вас и почему? Приложение 1.

Учитель. На уроке мы рассмотрим причины нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Просит обсудить в группах данную проблему. Мотивирует на поиск причин.

Невозможно сохранить здоровье, не выполняя правил личной гигиены. Вы скажите, это прописные истины, надоевшие всем наставления. Но давайте сегодня мы на них взглянем под несколько иным углом.






Учащиеся включаются в работу по решению проблемной задачи. Определяют тему урока.

Формулируют задачи на урок

Тема урока: «Нарушение кожных покровов, причины повреждения кожи. Болезни кожи».

Приложение.













- знать определение понятия внут­рен­ние и внеш­ние при­чи­ны на­ру­ше­ния нор­маль­но­го со­сто­я­ния кож­ных по­кро­вов.

- находить информацию, используя

различные ресурсы, подготавливают мини проекты,

устанавливают внеш­ние и внутренние при­чи­ны по­вре­жде­ний кожных покровов к ним от­но­сят­ся трав­мы, ви­рус­ные и гриб­ко­вые заболевания.

Узнают, какие бывают ожоги, а также о порядке действий первой помощи при ожогах и обморожениях.







Р: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- учатся отличать верно, выполненное задание от неверного;

- составление плана и последовательности действий, смысловое чтение.

К:- формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- выделять главное.

П: формировать умения:

- формулировать проблему и формулирование познавательной цели;

- подбирать критерии для сравнения объектов;

- установления причинно-следственных связей.

Л: - устанавливается связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- выясняет значимость материала для себя и науки.

III. Изучение нового материала.


Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, изученного материала


План урока

1. «Основные виды ожогов, их классификация и оказания первой помощи при ожогах»

2. «Обморожения их  классификация и оказания первой помощи при обморожениях»

3 Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний

4. Закрепление знаний.

6. Домашнее задание


















































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

21!






IV. Первичная проверка понимания

Цель:

- выявить проблемы первичного осмысления и провести коррекцию выявленных пробелов





Учитель. Сегодня нам предстоит работать в группах, изучить материал и составить памятки по данной теме урока, которыми можно будет пользоваться в жизни. Каждая группа будет разрабатывать свой мини проект, который она будет защищать в конце урока.

Инструкция по работе над темой у вас в конверте на столах.

Приложение.

Учитель графически объясняет технику представления информации, образно продемонстрировал ход анализа какого-либо явления через выделение темы, проблемы, выяснение её причин, подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу данной темы.

1. Задание для первой группы. «Основные виды ожогов, их классификация и оказания первой помощи при ожогах»

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме и способов действий при ожогах.








2. Задание для второй группы.

«Обморожения их  классификация и оказания первой помощи при обморожениях»

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме и способов действий при обморожениях.







3. Задание для третьей группы. «Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний»

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме и способах действия при профилактике кожных заболеваний.















Учитель: но не будем забывать, что для красоты и здоровья необходимы активные движения. Создает условия для снятия напряжения, вызванного утомлением.


Учитель: - предлагает учащимся

каждой группе защитить свой мини проект.







Мы с вами узнали на уроке много интересного и полезного о нарушениях кожных покровов, причинах, повреждения кожи, и выявили болезни кожи.

Класс делится на 3 группы.
























Первая группа изучает материал по теме «Основные виды ожогов, их классификация и оказания первой помощи при ожогах»

использует материал учебника, дополнительную литературу, компьютер. Для работы группа использует схему-опору. Приложение 1.

Вырабатывают памятку оказания первой помощи при ожогах.

Оформляют постор проекта для выступления


Вторая группа изучает материал по теме «Обморожения их  классификация и оказания первой помощи при обморожениях»

использует материал учебника, дополнительную литературу, компьютер. Для работы группа использует схему-опору. Приложение 2.

Вырабатывают памятку оказания первой помощи при обморожениях.

Оформляют постор проекта для выступления.



Третья группа изучает материал по теме «Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний»

использует материал учебника, дополнительную литературу, компьютер. Для работы группа использует схему-опору. Приложение 2.

Оформляет схему «Причины кожных заболеваний».

Готовят постор проекта для выступления.











Выполняют  предложенные   учителем упражнения.





Защита проектов.

Каждая группа рассказывает о проделанной работе, предоставляют постор, и делает вывод. Один ученик от группы дает ответ. Если он что-то важное упустил, ответ дополняют товарищи.


Вместе с учителем определяют, какая группа лучше всего справилась с заданием. Оценивают работу.



























- получают знания о видах ожога, классифицируют их,

- намечают пункты памятки оказания первой помощи при ожогах.









- получают знания о видах обморожениях, классифицируют их,

- намечают пункты памятки оказания первой помощи при обморожениях









- получают знания о кожных заболеваниях, классифицируют, выясняют причины их возникновения

- намечают пункты памятки оказания первой помощи.

























Р: - высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- учатся отличать верно выполненное задание от неверного.

П: - формулировать проблему и формулирование познавательной цели;

- подбирать критерии для сравнения объектов;

- установления причинно -следственных связей, моделирование, оформление постора. - поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

К: - формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.


П: - проведение исследования;

- поиск и отбор необходимой информации;

- структурирование знаний;

- анализ объекта с целью выделения признаков;

- построение логической цепочки рассуждений;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Р: готовность к преодолению трудностей, констатация достижения поставленной цели; внесение необходимых дополнений и коррективов в план; осознание уч-ся того , что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

К: формировать умения:

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выделять главное.

Р: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Л: выбор основания для сравнения, классификация объектов, постановка вопросов – инициативное сотрудничество

ученик ставит вопрос: какое значение имеет для меня выполнение этой работы?


V. Закрепление изученного материала и рефлексия.


Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию; определить успешность усвоения материала.

1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.



1. Обсуждают выполненную работу, делают выводы.



Р:- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

П: -умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- работа с информацией;

- умение структурировать знания;- оценка процессов и результатов деятельности.

К: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Л: оценивание усеваемого содержания.

VI .Итог урока (рефлексия деятельности)


Цель этапа: закрепление полученных знаний, выявление пробелов в освоении материала осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Учитель

Как мы с вами сегодня убедились, причин, которые могут вызвать повреждения кожи очень много

Какой итог можно подвести сегодня? Подумайте минутку и ответьте на вопросы:

Что удивило меня сегодня на уроке, какие выводы сделал для себя? Что теперь нового появиться (или измениться) в моей жизни?




Оценивают свою работу на уроке.

Ответы учащиеся строят на основе слов:

« Мне понравилось…. Я научилась……. Мне запомнилось….. Мне пригодится……»


Коммуникативные : высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Регулятивные:

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания;

умение определять своё отношение к миру; морально-этическая регуляция.

VII. Домашнее задание.



Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием.

Разъяснить домашнее задание

учащимся, мотивировать на его выполнение.

1.Выучить памятки по данной теме урока.

.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.































ПРИЛОЖЕНИЕ


Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле. Найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать.




















Опорный конспект по теме

«Основные виды ожогов, их классификация и оказания первой помощи при ожогах»



1. Ожог – это__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Основные виды ожогов

- Х____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

- Т____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

- Э ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

- Л ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


3. В зависимости от глубины повреждения тканей выделяют 4 степени ожогов. Классификация предложена еще в 1960 году на конгрессе хирургов. Заполните таблицу.

Степень

Признаки

первая степень



вторая степень 



третья степень 



четвертая степень 




  1. Особенности оказания первой помощи при ожогах.

При термических ожогах:

  1. ______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________

  5. ______________________________________________________________________

При химических ожогах:

  1. ______________________________________________________________________

  2. ______________________________________________________________________

  3. ______________________________________________________________________

  4. ______________________________________________________________________


5. На Заметку. ( Какой практический совет Вы возьмете на заметку для дальнейшего применения) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Опорный конспект по теме «Обморожения их  классификация и оказания первой помощи при обморожениях»



1. Обморожение – это__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Характер обморожения

- ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

- ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

- ____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

- ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


3. Заполните таблицу.

Признаки обморожения.


Степень

Признаки

первая степень



вторая степень 



третья степень 



четвертая степень





4. Особенности оказания первой помощи при обмораживании

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3______________________________________________________________________

4______________________________________________________________________

5______________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________

7______________________________________________________________________

8______________________________________________________________________

______________________________________________________________________


5. На Заметку. ( Какой практический совет Вы возьмете на заметку для дальнейшего применения) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Опорный конспект по теме «Кожные заболевания. Профилактика кожных заболеваний»


  1. Назовите внешние и внутренние причины кожных заболеваний и дайте определение

Внутренние ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Внешние_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


  1. Оформите схему:

П ричины кожных заболеваний
















  1. Профилактика кожных заболеваний

1.______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Вывод к уроку

Кожа – это своего рода визитная ____________. Чтобы кожа радовала глаз, мало одного __________, необходимо _____________ питаться высыпаться, вести _________________




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ожоги. Виды ожогов

Ожогом называется повреждение кожи или слизистых оболочек, которые вызвано действием различных повреждающих факторов, таких как высокие температуры (термические ожоги), ионизирующее излучение (радиационные ожоги), агрессивные химические соединения (химические ожоги), солнечная энергия (солнечные ожоги).

В зависимости от причины появления ожоги разделяют на такие виды:

  1. Термические. Такие ожоги появляются в результате воздействия высокой температуры. Часто встречаются в быту в результате воздействия горячей жидкости или пара, раскаленного металлического предмета и др. Повреждения бывают легкими и серьезными (когда страдают глубокие ткани). Обширные термические ожоги могут представлять смертельную опасность в зависимости от степени тяжести.

  2. Химические. Такие ожоги вызывают различные химические вещества. Дома это может быть бытовая химия, уксусная эссенция, средства для автомобилей и т. д.

  3. Электрические. Возникают в результате воздействия электрического тока. Могут появиться при касании к оголенным проводам, эксплуатации неисправной техники или отсутствии заземления. Если ток воздействует короткий промежуток времени, возникает поверхностный ожог на коже. При длительном воздействии могут пострадать даже внутренние органы.

  4. Лучевые. Чаще всего встречаются ожоги от солнечных лучей. Причина – длительное пребывание под УФ-лучами в пик солнечной активности. Обычно повреждения поверхностные и легко поддаются лечению. Исключением являются ожоги, вызванные радиоактивными лучами.

  5. Комбинированные. К этой категории относятся ожоги, вызванные несколькими из вышеперечисленных факторов.

Классификация ожогов по степеням тяжести
Площадь и глубина поражения определяют характер реакции организма, при этом в тяжелых случаях  развивается ожоговая болезнь, которая представляет собой системную реакцию организма в ответ на ожоговые токсины.
Представленная классификация предложена еще в 1960 году на конгрессе хирургов, однако и в настоящее время она не утратила своей актуальности. Согласно ей выделяют четыре степени ожогов.

  1. При первой степени характерно образование гиперемированного (красного) участка в месте воздействия повреждающего фактора, появляются также боль и отечность в данной области.

  2. Вторая степень представляет более глубокое поражение покровов тела, что проявляется образованием пузырей на фоне уже описанных изменений.

  3. Третья степень делится на два вида, при этом третья А степень проявляется поражением кожи до придатков кожи, а третья Б – тотальной гибелью кожи вплоть до подкожно-жирового слоя, просвечивающего в рану.

  4. При четвертой степени ожог повреждает глубже расположенные структуры (мышцы, фасции, кости и т.д.), что ведет к массивному поступлению в кровоток токсинов и требует проведения не только местных лечебных процедур, но и системных.

Лечение ожогов

Лечебная тактика определяется стадией ожога. Она заключается в первичной хирургической обработке кожи и слизистых оболочек в тех местах, где это возможно. Она включает в себя иссечение нежизнеспособных тканей в пределах здоровых при их гибели. При первой стадии специфического лечения не  требуется. Четвертая стадия ожогов является самой трудной для лечения и нередко требует проведения гемодиализа, то есть очищения крови от токсинов с целью спасения жизни человека.

Особенности оказания первой помощи при ожогах

1. Перед началом оказания первой медицинской помощи пострадавшему убедитесь в собственной безопасности, особенно, если ожог вызван электрическим током или химическим веществом.

2. Обязательно следует остановить воздействие фактора, вызвавшего ожог. При химическом ожоге рану следует промыть, чтобы удалить остатки агрессивного вещества. Чтобы снизить температуру поврежденных участков и остановить распространение ожога, используйте холодную воду, желательно кипяченую. Поливайте ею рану или опустите пострадавшую часть тела в емкость с водой.

3. Затем следует нанести антисептическое и ранозаживляющее средство. Существенно ускоряют процесс регенерации тканей противоожоговые препараты, которые выпускаются в виде эмульсий, мазей, пенок или аэрозолей. При ожогах второй и третьей степени необходимо наложить стерильную повязку. При сильной боли следует дать человеку обезболивающее средство, чтобы предупредить болевой шок.

4. При ожоге током необходимо прекратить воздействие электричества, затем обработать рану антисептиком и нанести ранозаживляющую мазь. При сильном повреждении следует немедленно вызвать скорую помощь. При ожоге уксусной эссенцией нейтрализуйте остатки вещества щелочью (например, содой). Затем проведите обработку раны.

5.При обширном повреждении кожных покровов и слизистых, а также повреждении внутренних органов следует немедленно вызвать скорую помощь или доставить пациента в больницу самостоятельно.

Чего нельзя делать при ожогах?

Вне зависимости от природы происхождения ожогов необходимо помнить о следующем:

  1. Нельзя прикладывать к ране лед или поливать поврежденный участок ледяной водой. В таком случае повреждение тканей может стать сильнее, поскольку к ожогу добавится обморожение.

  2. Не смазывайте поврежденные ткани маслом или любым другим жиром. Из-за образующейся пленки ожог может увеличиться.

  3. Не проверяйте эффективность народных средств.

  4. Не вскрывайте пузыри в домашних условиях. Если волдыри имеют большие размеры или жидкость в них стала мутной, обратитесь за помощью к врачу.

  5. Нельзя прикасаться к ране грязными руками. Риск инфицирования в таком случае увеличивается. Перед обработкой ожогов даже первой степени руки тщательно вымойте с мылом и обработайте дезинфицирующим средством.

  6. Не используйте для дезинфекции поврежденных участков препараты, содержащие спирт. Иначе ожог может усилиться, а из-за пересушивания нарушится регенерация тканей.

При обширных повреждениях обратитесь к врачу, не стоит ждать ухудшения самочувствия. Самолечение может только усугубить ситуацию и привести к развитию осложнений. Восстановление поврежденных тканей возможно только при условии выбора правильной тактики лечения.


Обморожения

Обморожения - повреждение кожных покровов под воздействием низких температур, как от местного замерзания, так и от общего переохлаждения организма. Низкие температуры ухудшают обмен в клетках и приводят их к гибели.

Характер и степени обморожения

Человек может получить обморожения в разных ситуациях:

- обморожение щек, носа, ушей, пальцев рук и ног в морозную погоду;

- нахождение в тесной и мокрой обуви при минусовой температуре;

- переохлаждение организма в результате длительного пребывания в воде или снегу;

- продолжительное пребывание на холоде в стадии алкогольного опьянения.

Обратите внимание на следующие признаки обморожения. В первое время человек будет чувствовать холод, затем - жжение, сначала кожа краснеет, а затем - белеет. Чувствительность кожи нарушается, возникает онемение. Обычно переохлажденный человек не чувствует своего состояния, и это затрудняет диагностику.

Степени обморожения

Так же, как и при ожогах, при обморожении выделяют 4 степени.

1 степень обморожения: возникают покраснение и онемение участка кожи и утрата чувствительности пораженного участка кожи, жжение и зуд. При согревании и растирании обмороженная кожа начинает краснеть. Обморожение 1 стадии проходит через неделю.

2 степень обморожения характеризуется более глубокими поражениями слоев кожи и появлением на коже пузырей с прозрачной жидкостью.

3 степень обморожения: появляется омертвение тканей, заживление проходит в течение месяца с образованием рубцов.

4 степень обморожения: поражаются не только кожа, но и кости и суставы. Пораженные ткани имеют синюшный цвет, появляются пузыри.

Первая помощь при обморожении

К сожалению, в большинстве случаев человек при обморожении не чувствует своего состояния и не может сам принять правильное решение.

Вы можете оказать пострадавшему первую помощь при обморожении:

- поместите человека в тепло и уложите его в горизонтальном положении (это помогает улучшить кровообращение);

- разотрите кистями рук обмороженную часть тела (при 1 степени);

- уложите пострадавшего в теплую ванну с водой (около 20 градусов), постепенно нагревая воду до 40 градусов (ни в коем случае нельзя отогревать кожу быстрыми темпами, это может привести к отмиранию верхней части кожи);

- наложите на пораженную кожу стерильную повязку и потеплее укройте человека;

- обеспечьте пострадавшего теплым питьем (молоко, чай, кофе, можно в небольшом количестве алкоголь) и теплой пищей;

если потребуется, можете дать человеку анальгин, папаверин, аспирин, «но-шпу» и т.д.;

- при обморожении 2-4 степени необходимо срочно доставить пострадавшего в стационар.



Профилактика кожных заболеваний

Часть кожных заболеваний не подразумевает методов профилактики, особенно – генетические патологии или проблемы кожи, связанные с различными внутренними болезнями. Но часть кожных проблем вполне можно предотвратить, зная причин их возникновения. Особенно это актуально для инфекций с поражениями кожи:

- необходимо частое и тщательное мытье рук с мылом под теплой проточной водой;

- отказ от использования общей посудой, особенно при обострении или появлении инфекции у одного из членов семьи;

- не стоит допускать прямых контактов с пораженной кожей у заболевших людей (открытые ранки, пузырьки, язвочки);

- обработка антисептиками вещей в общественны местах – ручки тренажеров, лавочки, приборы;

- использование индивидуальных расчесок, бритв, одеял, постельного белья;

- полноценный сон не менее 8 часов в сутки, защита от стресса;

- прием достаточного количества жидкости;

- полноценное и здоровое питание;

- здоровый образ жизни.

- прививки от заболеваний, которые поражают кожу (например, ветрянка).

Неинфекционные поражения кожи также можно до определенной степени предотвращать. Конкретные методы вам посоветует врач, но есть общие принципы ухода за кожей и профилактики дерматитов.

Важна защита кожи от внешних экстремальных факторов – жары, солнца или ветра, ежедневный правильный уход за лицом и телом со средствами, подобранными косметологом или дерматологом. Некоторые препараты можно применять дома, часть процедур проводят в клинике.

1. Недостаток витаминов.

Заподозрить у себя нехватку того или иного витамина можно и ...глядя на себя в зеркало.

Какие витамины вы знаете?

Оказывается, нехватка того или иного витамина сразу же отражается на коже

Откройте учебник на стр.165и приведите примеры как недостаток витаминов может отразиться на нашей коже.

Так, при нехватке витамина А, - кожа начинает шелушиться, становится грубой.

Дефицит витаминов группы В проявляется очагами мелких воспалений: прыщами и шелушащимся покраснением а так же «ячменями», герпесом, фурункулами.

Если Вам не хватает витамина С, кожа выглядит уставшей, на лице возможно возникновение пигментных пятен.

Витамин Е заявляет о себе дряблостью и повышенной сухостью кожи.

Фолиевую кислоту (В 9) нужно «добавлять», если изо дня в день из зеркала на вас глядит бледное существо с мешками и синяками под глазами.

  1. Нарушение гуморальной регуляции особенно в подростковом возрасте часто приводят в появлению воспаления, угрей, акне (черные точки) СЛОВАРЬ

  2. Неправильное питание Употребление фаст фуда, газированных напитков, пищи богатой углеводами (булки, конфеты и т. д), т.е. то, что часто оказывается любимыми, но вредными продуктами тоже приводит к нарушению деятельности сальных желез, появлению угрей, дерматитов

  3. Нарушение работы кишечника , заболевания ЖКТ может привести к тем же последствиям

  4. Вредные привычки Употребление алкоголя ведет к отечности, изменению цвета лица, одутловатости. Курение провоцирует появление морщин, сухости, сероватого оттенка

  5. Действие аллергена дерматы, раздражение, покраснение, экземы, диатез

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.

Внутренние причины мы обсудили, теперь давайте поговорим о внешних. причинах нарушения кожного покрова. Продолжаем работать в опорных конспектах. Выписываем по ходу беседы примеры внешних повреждений

1. Грибковые заболевания

Возбудителей грибковых заболеваний множество. Наиболее благоприятная среда для грибкового поражения -повышенная влажность кожи, микротрещины, наличие гнойничковых поражений на коже, ломкость ногтевых пластинок Проявлений грибковых заболеваний много: от легкого шелушения кожи, до обширных высыпаний на коже, сопровождающихся зудом, а иногда, и неприятным запахом. За консультацией по поводу лечения грибковых заболеваний необходимо обратиться к врачу-микологу.

Дерматомикоз, (стригущий лишай)  носителями возбудителей этой болезни являются дети, и животные, при этом болезнь, вызванная заражением от животных, проходит в более тяжелой форме. Заражение происходит при непосредственном контакте с больным, при пользовании общими головными уборами, одеждой, и другими предметами. Болезнь проявляется в виде сначала единичного, а впоследствии и множественных очагов, представляющих собой красные или розовые пятна, на коже наблюдается шелушение. Такие очаги могут появляться на волосистой части головы, туловище, ногтях... Считается, что перхоть также является заразным грибковым заболеванием и передается в основном через предметы ухода за волосами - расчески, головные щетки, а также через шапки и т. д

  1. Вирусные

Герпес. Простой герпес, который часто называют "лихорадка", вызывается вирусом простого герпеса, встречается чаще у взрослых. У многих людей этот вирус живет в организме в скрытом состоянии и проявляется только при лихорадочных заболеваниях (ОРЗ, гриппе, воспалении легких и пр.) или после них, а также под воздействием других провоцирующих факторов - переохлаждения, стресса и т. д.

Бородавки. Заболевание передается при прямом контакте и через предметы обихода, в том числе через игрушки. Способствуют заражению вирусными бородавками микротравмы и разрыхление рогового слоя при длительном увлажнении кожи, например, в результате повышенной потливости стоп при ношении прорезиненной обуви.

3. Паразитарные заболевания кожи у ребенка, детей. Чесотка, педикулез

Эти кожные болезни вызывают животные-паразиты, которые проникают вглубь кожи и проводят в ней полностью или частично свой жизненный цикл. Паразиты выделяют продукты жизнедеятельности на поверхность или вглубь кожи. Эти вещества являются чужеродными и нередко вызывают аллергические реакции в виде высыпаний, сопровождающиеся сильным зудом, осложнениями.

Чесотка – заразное заболевание, вызываемое чесоточным клещом. Оплодотворенная самка пробуравливает в верхних слоях эпидермиса чесоточный ход, где откладывает яйца. Заражение происходит при непосредственном тесном контакте больного со здоровыми или передается через общее постельное (наволочки, простыни, одеяло) и носильное белье, верхнюю одежду, перчатки.
Педикулез – вызывается вшами, которые откладывают яйца в области волосистой части головы или в паху. Как происходит заражение

Сформулируйте и запишите, пожалуйста, тезисы через запятую: какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы минимизировать последствия внутренних причин повреждения кожи.

ВЫВОД: Если мы вспомним, меры профилактики, для внутренних и внешних причин и еще раз сформулируем основные меры профилактики:

1. Рациональное питание

2. Пища должна быть обогащена витаминами

3. Отказ от вредных привычек

4. Аккуратно употреблять новые незнакомые продукты питания и косметические средства 5. Не пользоваться чужими расческами, перчатками и др. вещами и средствами гигиены. 6. При появлении любых высыпаний обращаться к специалистам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!