СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной технологии на уроке географии 8 класса по теме "Реки. Основные характеристики, режим, питание рек".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока по теме "Реки. Основные характеристики, режим, питание рек". Отражены виды деятельности педагога и обучающихся на основных этапах урока. Тип урока - открытие нового знания. 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной технологии на уроке географии 8 класса по теме "Реки. Основные характеристики, режим, питание рек".»

Технологическая карта урока (учебного занятия)

ФИО учителя: Чмож Владимир Алексеевич

Предмет: География

Класс: 8А 

Тип урока Открытие нового знания

Тема урока: «Реки. Понятия, основные характеристики, режим».

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные:

Рассчитывать основные показатели рек, составлять характеристику рек с использованием тематических карт и климатограмм. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки.

Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам.

Метапредметные:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, находить главное, делить текст на части;

- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения, выявлять особенности объектов;

- устанавливать причинно – следственные связи, сопоставлять источники информации;

- составлять характеристику явлений и объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- оценивать способ достижения цели.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий.


Средства обучения: Учебник 8 класса: География России. Природа и население: базовый

уровень /[ А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким]; под ред. А.И. Алексеева — изд - М .: Просвещение, 2021 - 336 с, компьютер, презентация, физическая карта России, контурные карты, раздаточные карточки.


Формы работы на уроке фронтальная беседа, обобщающая беседа, проблемный диалог, групповая работа (анализ картосхем, формулирование выводов), индивидуальная (работа с понятиями, текстом учебника, раздаточным материалом, формулирование суждений).










Характеристика этапов урока: 


Название, содержание и цель этапа урока1

Деятельность педагога2

Деятельность учащихся

Этап целеполагания

Задает вопросы: знаете ли Вы, без чего человек не может существовать длительное время, также это вещество необходимо для всех биохимических процессов в организме человека?

Где в основном сосредоточен такой важный ресурс для человека?

Какие реки Вам знакомы?

Совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока (слайд 2).

Высказывают свое мнения, строят предположения, приводят примеры.


Проверка домашнего задания

Проверяет степень усвоения материала при объяснении своими словами понятий (слайд 3): подстилающая поверхность, атмосферный фронт, циклон, антициклон, континентальность климата, агроклиматические ресурсы.

Выводит на экран задания

(слайд 4,5):

а) на установление соответствия климатических особенностей между Русской, Западно-Сибирской равнин и Восточно- Сибирской низменности;

б) на установление соответствия между природными районами и сельскохозяйственными культурами;

в) выбор верных суждений о типах климата.

Проводит опрос.

Отвечают на вопросы учителя, дают объяснения понятиям, приводят свои примеры. Характеризуют типы климата и природные районы.

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Обращается к жизненному опыту учащихся: Ребята, среди Вас, наверное, не найдется тех, кто не раз загорал на берегу реки или купались в знойный летний день в ее прохладных водах, плавали на лодке! А Вы когда - нибудь задумывались, что такое река?

Организует самостоятельную работу учащихся на стр. учебника 111.

Высказывают свое мнения, строят предположения, приводят примеры, работают с учебником. Определяют тему урока и вопросы плана.

1. Терминология по теме «Реки».

2. Основные характеристики реки.

3. Питание и режим реки.


Освоение новых знаний и способов деятельности 

Выводит на экран картосхему «Распределение речной сети по бассейнам» (слайд 7).

Просит ответить на вопросы:

1. К бассейнам каких океанов относятся наиболее крупные реки России?

2. Чем объяснить крайне неравномерное распределение речной сети по бассейнам (слайд 7).

Подводит учащихся к выводу о том, что речные воды распределены по территории России довольно неравномерно, что связано в первую очередь с особенностями рельефа страны (слайды 8,9), от которого зависит направление течения рек, с её географическим положением и климатом.

Организует самостоятельную работу учащихся с учебником на стр. 112 вводит понятия (слайды 10-11): речная долина, речная система, речной бассейн, исток, устье.

Задает вопрос, что может являться истоком?

Знакомит, ребят с видами устьев северных рек, на примере р. Мезень и дельтами (слайд 12).

Выводит на экран речную сеть бассейна Волги (Волжское «древо») (слайд 13).

Просит сопоставить карту речной системы Волги с картой осадков и объяснить большое количество притоков в верхнем и среднем течении и отсутствие их в нижнем.

Подводит учащихся к выводу о том, что большое количество притоков в верхнем и среднем течении Волги связано с тем, что территория находится во влажной и слабо засушливой зоне увлажнения, здесь выпадает большое количество осадков, тогда как низовья Волги находятся в засушливой и сухой зонах, где осадков выпадает крайне мало.

Главными показателями характера рек являются падение и уклон.

Определите, что значит эти показатели, используя учебник на стр.114. Объясняет, как рассчитываются данные характеристики реки (слайды 14-16).

Вводит понятия расход (слайд 17) и сток воды (слайд 18-21) стр. 115 учебника.

Выводит на экран карту объема речного стока (слайд 22) и просит ребят после анализа карты, ответить на вопрос: почему объем стока в устье реки и в верховье реки разный?

Подводит учащихся к выводу о том, что по мере приближения к устью река пополняется водами притоков, тем самым увеличивая расход вод.

Организует самостоятельную работу на стр. 116-117 учебника.

Просит выписать типы питания реки, привести примеры (слайд 23).

Подводит учащихся к выводу, что климат определяет тип питания рек, большинство российских рек имеют смешанное питание.

От преобладающего типа питания зависит режим рек.

Дает задание – а) дать характеристику явлениям: половодье, паводок, б) привести примеры районов, для которых характерен данный режим рек (слайды 24-25).

Работают с картосхемой, устанавливают причинно – следственные связи, формулируют вывод.


К бассейну Северного Ледовитого океана принадлежит более 65% площади страны: здесь протекают Обь, Енисей, Лена, Оленек, Хатанга, Яна, Индигирка, Колыма, Печора, Северная Двина и др. К бассейну Тихого океана принадлежит почти 20% территории России: Амур, Анадырь, Камчатка и др. К бассейну Атлантики принадлежит около 5% площади страны: Дон, Кубань, Нева и др. К бассейну Каспия принадлежит около 10% территории: Волга – основная река, а также Урал, Терек, Самур и др.



Работают с учебником, записывают определения в тетрадь.




Отвечают на вопрос: озеро, болото, родник, ледник, приводят примеры.




Задают вопросы учителю с целью уточнения.


















Записывают определения, формулы, работают с учебниками.









Анализируют карту, отвечают на вопрос, формулируют вывод.








Выписывают типы питания реки, приводят примеры.











Дают определение режиму реки - это изменение речного потока во времени, выявляют причинно-следственную связь, что изучение режима реки, важно для развития хозяйства. Выполняют задание.

Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала

1.Проверяет степень усвоения материала, называет 6 тезисов, (слайд 26) среди которых 2 являются ложными.

2. Дает задание разбиться на пары (по желанию) раздает раздаточный материал (приложение 1) (атласы, карточки, в которых прописаны задания для определенных рек – Волги, Енисея, Лены, Амура, Печоры).

В карточке прописан алгоритм действий.

1. Отметьте указанную реку на контурной карте.

2. Используя формулу, рассчитайте падение реки Енисея и др. Данные найдите на раздаточных карточках.

3. Величина падение реки влияет на ее другую важную характеристику – уклон реки. Найдите формулу уклона реки. Рассчитайте уклон реки Енисея.

4. Что влияет на их характер?

1.Выявляют ложные тезисы и объясняют почему.

2. Разбиваются на пары или работают индивидуально 7 минут, работают с раздаточным материалом, решают учебные задачи, учатся строить аргументированный ответ с установлением причинно-следственных связей.

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Организует самостоятельную работу учащихся с карточками.

Дает задание: сравнить падение и уклон данных рек.

Задает вопрос: можно ли по этим данным сразу определить характер реки?

Решают учебную задачу. Отвечают на вопросы. Связывают теорию с практикой, конкретными примерами.

Контроль и самоконтроль, коррекция

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «определение реки по фрагменту контурной карты» (слайды 27-28). Организует самоконтроль. Проводит коррекцию знаний.

Работают с контурной картой, отмечают реки.

Подведение итогов урока, рефлексия

Проводит беседу, связывая цель урока с конечным результатом.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу.

Использует прием «незаконченное предложение» «Я не знал, что…»; «Было трудно…»; «Меня удивило…»;

«Мне это знание может пригодиться в…»

Благодарит за проведенную работу.

Называет домашнее задание § 16 (стр. 110-118),выучить определения, формулы; нанести на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки (слайд 29).

Отвечают на вопросы.

Заканчивают устно предложения.

Записывают домашнее задание.



1

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!