Проверка домашнего задания | Проверяет степень усвоения материала при объяснении своими словами понятий (слайд 3): подстилающая поверхность, атмосферный фронт, циклон, антициклон, континентальность климата, агроклиматические ресурсы. Выводит на экран задания (слайд 4,5): а) на установление соответствия климатических особенностей между Русской, Западно-Сибирской равнин и Восточно- Сибирской низменности; б) на установление соответствия между природными районами и сельскохозяйственными культурами; в) выбор верных суждений о типах климата. Проводит опрос. | Отвечают на вопросы учителя, дают объяснения понятиям, приводят свои примеры. Характеризуют типы климата и природные районы. |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы | Обращается к жизненному опыту учащихся: Ребята, среди Вас, наверное, не найдется тех, кто не раз загорал на берегу реки или купались в знойный летний день в ее прохладных водах, плавали на лодке! А Вы когда - нибудь задумывались, что такое река? Организует самостоятельную работу учащихся на стр. учебника 111. | Высказывают свое мнения, строят предположения, приводят примеры, работают с учебником. Определяют тему урока и вопросы плана. 1. Терминология по теме «Реки». 2. Основные характеристики реки. 3. Питание и режим реки. |
Освоение новых знаний и способов деятельности | Выводит на экран картосхему «Распределение речной сети по бассейнам» (слайд 7). Просит ответить на вопросы: 1. К бассейнам каких океанов относятся наиболее крупные реки России? 2. Чем объяснить крайне неравномерное распределение речной сети по бассейнам (слайд 7). Подводит учащихся к выводу о том, что речные воды распределены по территории России довольно неравномерно, что связано в первую очередь с особенностями рельефа страны (слайды 8,9), от которого зависит направление течения рек, с её географическим положением и климатом. Организует самостоятельную работу учащихся с учебником на стр. 112 вводит понятия (слайды 10-11): речная долина, речная система, речной бассейн, исток, устье. Задает вопрос, что может являться истоком? Знакомит, ребят с видами устьев северных рек, на примере р. Мезень и дельтами (слайд 12). Выводит на экран речную сеть бассейна Волги (Волжское «древо») (слайд 13). Просит сопоставить карту речной системы Волги с картой осадков и объяснить большое количество притоков в верхнем и среднем течении и отсутствие их в нижнем. Подводит учащихся к выводу о том, что большое количество притоков в верхнем и среднем течении Волги связано с тем, что территория находится во влажной и слабо засушливой зоне увлажнения, здесь выпадает большое количество осадков, тогда как низовья Волги находятся в засушливой и сухой зонах, где осадков выпадает крайне мало. Главными показателями характера рек являются падение и уклон. Определите, что значит эти показатели, используя учебник на стр.114. Объясняет, как рассчитываются данные характеристики реки (слайды 14-16). Вводит понятия расход (слайд 17) и сток воды (слайд 18-21) стр. 115 учебника. Выводит на экран карту объема речного стока (слайд 22) и просит ребят после анализа карты, ответить на вопрос: почему объем стока в устье реки и в верховье реки разный? Подводит учащихся к выводу о том, что по мере приближения к устью река пополняется водами притоков, тем самым увеличивая расход вод. Организует самостоятельную работу на стр. 116-117 учебника. Просит выписать типы питания реки, привести примеры (слайд 23). Подводит учащихся к выводу, что климат определяет тип питания рек, большинство российских рек имеют смешанное питание. От преобладающего типа питания зависит режим рек. Дает задание – а) дать характеристику явлениям: половодье, паводок, б) привести примеры районов, для которых характерен данный режим рек (слайды 24-25). | Работают с картосхемой, устанавливают причинно – следственные связи, формулируют вывод. К бассейну Северного Ледовитого океана принадлежит более 65% площади страны: здесь протекают Обь, Енисей, Лена, Оленек, Хатанга, Яна, Индигирка, Колыма, Печора, Северная Двина и др. К бассейну Тихого океана принадлежит почти 20% территории России: Амур, Анадырь, Камчатка и др. К бассейну Атлантики принадлежит около 5% площади страны: Дон, Кубань, Нева и др. К бассейну Каспия принадлежит около 10% территории: Волга – основная река, а также Урал, Терек, Самур и др. Работают с учебником, записывают определения в тетрадь. Отвечают на вопрос: озеро, болото, родник, ледник, приводят примеры. Задают вопросы учителю с целью уточнения. Записывают определения, формулы, работают с учебниками. Анализируют карту, отвечают на вопрос, формулируют вывод. Выписывают типы питания реки, приводят примеры. Дают определение режиму реки - это изменение речного потока во времени, выявляют причинно-следственную связь, что изучение режима реки, важно для развития хозяйства. Выполняют задание. |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала | 1.Проверяет степень усвоения материала, называет 6 тезисов, (слайд 26) среди которых 2 являются ложными. 2. Дает задание разбиться на пары (по желанию) раздает раздаточный материал (приложение 1) (атласы, карточки, в которых прописаны задания для определенных рек – Волги, Енисея, Лены, Амура, Печоры). В карточке прописан алгоритм действий. 1. Отметьте указанную реку на контурной карте. 2. Используя формулу, рассчитайте падение реки Енисея и др. Данные найдите на раздаточных карточках. 3. Величина падение реки влияет на ее другую важную характеристику – уклон реки. Найдите формулу уклона реки. Рассчитайте уклон реки Енисея. 4. Что влияет на их характер? | 1.Выявляют ложные тезисы и объясняют почему. 2. Разбиваются на пары или работают индивидуально 7 минут, работают с раздаточным материалом, решают учебные задачи, учатся строить аргументированный ответ с установлением причинно-следственных связей. |
Подведение итогов урока, рефлексия | Проводит беседу, связывая цель урока с конечным результатом. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Использует прием «незаконченное предложение» «Я не знал, что…»; «Было трудно…»; «Меня удивило…»; «Мне это знание может пригодиться в…» Благодарит за проведенную работу. Называет домашнее задание § 16 (стр. 110-118),выучить определения, формулы; нанести на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки (слайд 29). | Отвечают на вопросы. Заканчивают устно предложения. Записывают домашнее задание. |