СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемных ситуаций и ситуационных задач на уроках химии в соответствии с ФГОС ООО

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемных ситуаций и ситуационных задач на уроках химии в соответствии с ФГОС ООО»

Использование проблемных ситуаций и ситуационных задач на уроках химии в соответствии с ФГОС ООО

Под современным качественным образованием понимают наличие умения решать детей реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Мало кто из взрослых людей, не связанных профессионально с химией или физикой, могут припомнить какие – либо формулы или теоремы.

Действительно, наши школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах естествознания, влияния науки и техники на развитие общества и т.д. Я думаю, что причина заключается в том, что их рассмотрению не уделяется должного внимания. Отсутствие социально и личностно-значимой ориентации в школьном курсе химии ведёт к неумению применять и переносить полученные знания по предмету в повседневной жизни. Эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. Такие задания включают написание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.

Решение ситуационных задач позволяет привлекать учащихся к активному разрешению учебных проблем, формирует умения ориентироваться в разнообразной информации самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, позволяет сформировать компетентности творчески использовать свои знания.

Такие задачи носят практико-ориентированный характер, позволяют ученику осваивать интеллектуальные операции в процессе работе с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Они могут выступать в виде ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.

Структура ситуационной задачи такова: она имеет интересное название, описание двух-трех ситуаций, которые выступают мотивационной формой для деятельности учащихся и заданий, которые учащиеся должны выполнить.

Рассмотрим несколько примеров таких задач:

1. «Слезы дерева»

1.

Название задачи

«Слёзы дерева»

2.

Проблемный вопрос

Окружают ли вас изделия из резины в повседневной жизни? Перечислите основные области применения резины? Резина образуется в результате реакции вулканизации каучука. Слово «каучук» происходит от индейских слов «кау» -дерево – и учу -течь, плакать, т.е буквально означает «слезы дерева».

До конца 1930-х годов натуральный каучук выделяли из млечного сока (латекса) каучуконосного дерева. В результате процесса вулканизации каучука образуется резина. Как вы думаете, достаточно ли в настоящее время получать натуральный каучук для восполнения промышленной потребности в резине?

Спрос на каучук:

- 1830год.- 25тонн;

- в настоящее время: для одного автомобиля – 250кг, на самолет – 600кг, оборудование крупного военного корабля – 70 тонн.

3.

Информационный блок

Текст 1 стр. 114-116

4.

Задания

  1. Прочитайте внимательно текст параграфа о каучуке. Определите состав и структуру натурального каучука.

  2. Каким образом получают натуральный каучук?

  3. Физические свойства каучука.

  4. Покажите суть реакции вулканизации.

  5. Проведите эксперимент, доказывающий непредельный характер каучука:

а) 1мл. раствора брома в бензине + 1 мл. резинового клея (раствор каучука в бензине) встряхнуть.

6. Приведите способы получения синтетического каучука.

7. Почему резина, которую получали в промышленности в 1950-ых годах из СК была менее эластична, чем резина, полученная из натурального каучука? И как решают эту проблему в современной промышленности?

8. На основе дополнительной информации оцените значимость каучука для человека в современном мире.

9. Запишите уравнения реакции получения каучуков на основе хлоропрена (2- хлорбутадиен –1,3) и винилбензола (стирол).


2. «Пища для мозга». Сахароза относится к числу наиболее распространенных дисахаридов. Она имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека. Известный советский ученый П.М. Жуковский чрезвычайно высоко оценил роль сахаров в развитии человеческой цивилизации: «В развитии человеческой культуры на земле сахару принадлежит огромная роль, конечно, не непосредственное, а через его физиологическое действие на весь организм человека. Начиная с раннего детства и до старости мы испытываем глубокую потребность в сахаре. Там, где надо приложить много физической и умственной энергии, где необходимо сохранять хорошую память, сахар незаменим».

  • Во всем мире сахарозу получают, как правило, из сахарного тростника или сахарной свеклы. Древняя Бенгалия явилась родиной сахарного тростника.

  • В России первоначально сахар продавали в аптеках. Первые свекловичные сахаропроизводящие предприятия России появились в 1801-02 годах.

  • В начале 20 века в течение года человек съедал 2 кг сахара, сейчас – 40 кг.

Задание:

  1. Прочитайте внимательно текст параграфа о сахарозе. Составьте список растений, содержащих сахарозу.

  2. Обрисуйте в общих чертах способ извлечения сахарозы из свеклы или других растений. Составьте эскиз схемы, которая показывает процесс получения сахара.

  3. Проведите эксперимент, доказывающий состав и строение сахарозы:

а) реакция с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании.

б) реакция с «известковым молоком».

  1. Проанализируйте особенности строения сахарозы и составьте перечень основных свойств сахарозы с точки зрения связи свойств со строением как представителя дисахаридов.

  2. Предложите план эксперимента, позволяющий отличить сахарозу от других углеводов.

а) на основе дополнительной информации оцените значимость сахарозы для современного человека.

б) выскажите критические суждения по поводу названия диетологами сахара «белой смертью», согласитесь или опровергните. Составьте в виде рекламы рекомендации правильного использования человеком сахара.


Составленные мною ситуационные задачи относятся к разным темам курса химии и представляют собой первые шаги по создания набора ситуационных задач по всему курсу химии.

Эти задачи: «Слезы дерева» - о каучуке (10 класс), «Пенная история» - о мыле и синтетических моющих веществах (10 класс), «Вездесущий элемент» - о кислороде и озоне (9, 11 класс), «Металл из глины» - об алюминии (9 класс), «Энерджайзер» - о жирах (10 класс), «Удивительный дом» - о периодической системе Д.И. Менделеева (8-10 класс), «Пища для мозга» - о сахарозе (10 класс), «Небесный камень» - о железе (9, 11 класс).

Эти задачи значимы для учащихся в жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке. То есть в процессе решения таких задач учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.

Ситуационные задачи позволяют изменить характер преподавания: учитель становится партнером учащихся в решении проблем задачи, формировать химические коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы учащихся: индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для учеников и учителя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения. Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и качество условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов. Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на предметных и межпредметных знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией. Именно этого требуют стандарты нового поколения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!