СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно-диалогической технологии на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование проблемно-диалогической технологии на уроках истории при обучении учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно-диалогической технологии на уроках истории.»

Казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Шербакульская адаптивная школа-интернат»











Использование проблемно-диалогической технологии на уроках истории

при обучении учащихся с легкой степенью умственной отсталости.










Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна

учитель
















р.п. Шербакуль, 2018 г.

«Только в диалоге развивается

способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия

для взаимодействия понимающих сознаний»

Русский философ М.М. Бахтин




Совершенствование учебно-воспитательного процесса в современной школе  сегодня включает не только изменение содержания изучаемых дисциплин, но и изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе урока. Важно, чтобы учащийся не был пассивным объектом воздействия. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, технологии, используемые на уроках для повышения познавательной активности, расширения кругозора учащихся и их общей культуры.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

Ребенок с умственной отсталостью, как нормальный ребенок, растет и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефективной основе, что вызывает сложности в обучении.

При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.

Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями, для достижения наилучшего результата, в работе с детьми ОВЗ на уроках истории я использую технологию проблемно-диалогического обучения, автором которой является Елена Леонидовна Мельникова.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний», т.е. позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.

Как и любой развивающий урок, проблемно-диалогический урок имеет четкую структуру. Но, в отличие от урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода, проблемно-диалогический урок начинается с создания проблемной ситуации.

На уроках проводимых мной по проблемно-диалогической технологии предполагается несколько этапов:

  1. Создание проблемной ситуации;

  2. Формулировка учениками в диалоге с учителем проблемы;

  3. Выдвижение версий; гипотез;

  4. Актуализация знаний;

  5. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний);

  6. Поиск применения новых знаний.

На первом этапе создается проблемная ситуация. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения, например:

  • Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • Подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

  • Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Проблемный вопрос?

В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть такие слова:

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будут город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

На втором этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками.

- Что за» окно Петр хотел прорубить в Европу? Почему Петр I решил воевать со шведами? Причины Северной войны?

Для того чтобы перейти к этапу выдвижения версий и гипотез я использую вопросы: «Какие у вас есть гипотезы? Предположения? Версии?» Версии принимаются любые, даже абсурдные. Для учащихся, как правило, это самая занимательная часть урока. Например, на основной вопрос урока: что за окно Петр хотел прорубить в Европу? дети предположили: плохо видно Балтийское море, чтобы общаться с Европой, для путешествия по Европе.

Этап актуализации знаний у учащихся, начинается после создания проблемной ситуации. Я задаю вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?» Учащиеся вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы, выполняя разнообразные задания;

  • Расставь события в правильной последовательности;

  • Заполнение таблицы;

  • Умение выбрать признаки понятия;

  • Составить синквейн, кластер;

  • Разделить признаки по соответствующим группам и т.д.

Например: Составьте сообщения о ходе боевых действий между Швецией и Россией в начале Северной войны (в группах).


Групповая работа (складывают кластер на доске)


1группа – Причины поражения в начале войны.

1.Много иноземных командиров

2.Нехватка вооружения

3.Слабость России

4. Распутица

5. Неподготовленность


2 группа – Усиление мощи русской армии и победа - причины победы.

1.Объявлен сбор денег

Снимали и переплавляли колокола в пушки

2.Строились и укреплялись крепости

3.Создание регулярной армии

4.Набор рекрутов

На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) я готовлю задания по извлечению новых знаний. С текстом параграфа ученики знакомятся дома в ходе предварительного чтения, а в классе им необходимо найти решение или часть решения проблемы. Ученики рассказывают о результатах, а полученные знания фиксируюся на доске в виде тезисов, рисунков или слайдов. Например, такие задания:

  • Задания на аргументацию или подтверждение своей точки зрения;

  • Работа по карте: ответы оформить в таблицу;

  • Устная работа по карте;

  • Составление сравнительной таблицы.

Когда проблема уже поставлена, открыта новая тема, получены новые знания, наступает момент, когда дети должны применить полученные знания на практике. Для этого учащиеся отвечают на вопросы, например:

  • Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?;

  • Чьи версии подтвердились?;

  • Используя свои новые знания, выполните задания (дается задание на продуктивное применение знаний)

Таким образом, уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся с умственной отсталостью:

  • Умение формулировать учебные цели и предполагать способы её решения;

  • Самостоятельности в поиске учебного материала;

  • Развивать мышление обучающихся;

  • Способность высказывать и аргументировать свою позицию:

  • Умение работать в группе, искать и находить компромиссы, вести цивилизованную дискуссию.

Технология проблемно-диалогического обучения является

  • Результативной -обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

  • Здоровьесберегающей - позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; является хорошим средством от избытка информации.

  • Общепедагогической - реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

3.Развитие мыслительных способностей учащихся.

Недостатки:

1.В меньшей степени, чем другие подходы в обучении применима при формировании практических умений и навыков;

2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы.

В приложениях 1,2,3,4 представлены разработки уроков с использованием данной технологии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!