СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы технологии развития критического мышления разнообразны, их можно применять на разных этапах урока и внеурочных занятий. Ниже перечислены приёмы, которыми я пользуюсь в своей работе с обучающимися 1 и 2 класса.

Уроки с использованием приёмов развития критического мышления  позволяют развивать у детей умение работать в сотрудничестве с другими, повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, учат работать с информацией самостоятельно, парами, группами, вычленяя главное, дают учащимся возможность проявить себя

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении»

Использование приёмов развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности как средство реализации личностно-ориентированного подхода в обучении


В настоящее время школа призвана воспитать всесторонне развитую, образованную и свободную личность, которая способна ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, мира информации, компьютерных технологий. Поэтому в период расширения информационного пространства становится актуальным формирование критического мышления у обучающихся, начиная с ранней ступени – начальных классов.

Критическое мышление–тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Критическое мышление — это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.

Ещё Л.С.Выготский говорил, что «всякое размышление есть результат внутреннего спора».

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  «Вызов – осмысление – размышление».

На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова можно создать умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи.

На уроке математики в 1 классе во время актуализации опорных знаний в виде математического диктанта на сложение в пределах 20 внезапно предлагается задание на вычитание в пределах 20. Дети сталкиваются с проблемой, которую необходимо осмыслить и решить.

На уроке русского языка в 1 классе ученикам даны карточки со словами, которые необходимо разделить на 2 группы по вопросам КТО? ЧТО? Но среди слов неожиданно появляются слова, которые нельзя определить ни в одну из групп (слова: бегать, рисовать). Ребята сталкиваются с проблемой, что существуют слова, отвечающие и на другие вопросы.

На практической работе по окружающему миру во 2 классе после рассматривания через лупу куска гранита дети сталкиваются с кластером «Горная порода – гранит». Они пытаются соотнести ранее увиденное с пустой схемой, но знаний мало.

Говоря о казачестве на уроке мужества, учащимся предложены карточки с характеристиками человека, включающие понятия трусливый, равнодушный. Дети выбирают нужные карточки для «составления портрета атамана», сталкиваясь с неподходящим «трусливый», с новым словом «равнодушный».

Многие обучающиеся моего класса на данном этапе уже могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы без боязни ошибиться.

На стадии осмысления обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции.

Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

Приёмы технологии развития критического мышления разнообразны, их можно применять на разных этапах урока и внеурочных занятий. Ниже перечислены приёмы, которыми я пользуюсь в своей работе с обучающимися 1 и 2 класса.

1.       Разбивка на кластеры. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Правила построения кластера:

  В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

  Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

  Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

  Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

  1. Чтение с остановками (со стопами).

Для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка.

Данный прием целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя его другими приемами на стадии вызова и рефлексии. Возможные реплики учителя: Когда вы закончите читать, поднимите глаза, чтобы я знала, что вы закончили. Что вы чувствуете, прочитав первые предложения абзаца или весь абзац? Что вы себе представляли? видели? слышали? Итак, о чем этот рассказ? Как вы думаете, что будет дальше? Что позволяет вам так думать? Найдите предложения, то место в тексте, где сюжет меняется. Что плохого? хорошего? Почему вы так думаете? Как закончится этот рассказ? Что позволяет вам сочинить именно такое окончание? Если бы вы были героем, как бы вы себя чувствовали? Что бы вы сделали?

  1. Понятийно-терминологическая карта

Данная стратегия позволяет учащимся более активно включится в процесс формирования и осмысления понятий. Учащимся предлагаются несколько понятий и определений к ним. Необходимо прочитать их, выделить в них отличительные признаки и пересказать своими словами.

При работе с понятийно-терминологической картой целесообразно использовать прием «Толстые и тонкие вопросы» для более эффективного усвоения данный понятий.

  1. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.



Целесообразно на уроке использовать таблицу.


Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • как звали...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.

  1. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».


Знаю

Хочу знать

Узнал






  1. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

  1. «Корзина» идей.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  1. «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

  1. Синквейн.

Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Синквейн - стихотворение, которое требует синтеза информации. На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:

в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);

  в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами

   в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.

Теория развития критического мышления меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке.

Уроки с использованием приёмов развития критического мышления позволяют развивать у детей умение работать в сотрудничестве с другими, повысить интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, учат работать с информацией самостоятельно, парами, группами, вычленяя главное, дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами, учителями, стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!