СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёмов формирующего оценивания для развития УУД учащихся на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по системе  оценивания учащихся на уроках биологии. Представлена классификация  методов и приёмов формирующего оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов формирующего оценивания для развития УУД учащихся на уроках биологии»



Использование приёмов формирующего

оценивания для развития УУД учащихся

на уроках биологии


Чучалина К.В., учитель биологии

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

г. Биробиджан


Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. В настоящее время во многих школах России сохраняется система оценивания из четырех баллов: 2 («неудовлетворительно»),3 («удовлетворительно»), 4 («хорошо»), 5 («отлично»). И сама оценка, выставленная в дневник, имеет огромное значение в последующей учебной деятельности учащихся. Каждый родитель по – разному реагирует на оценку: на положительную – похвалой, поощрением; на отрицательную – неодобрением и т. д. Таким образом, если по-старому оценивать учеников, прогресса в обучении не получается. Поэтому, учитывая эти особенности, целесообразно использовать разнообразные методы оценивания, которые есть практически во всех разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО. Новая оценочная система демонстрирует рост ученика, т.к. направлена на формирование УУД (универсальные учебные действия): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Всё это можно реализовать используя в работе технологию формирующего оценивания. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

По цели

применения


оценивающие результат образовательной деятельности оценивающие метапознавательную

деятельность


По времени

проведения


- регулярно используются в течение образовательной деятельности (урока)

- используемые после изучения определённого блока (темы, терминов, и т.д.).


По возможности использования

- универсальные(оценивающие предметные и метапредметные результаты);

- предметные (оценивающие только предметные результаты).











С 2015 года на уроках биологии я применяю технологию формирующего оценивания в трех направлениях:

  1. Оценивание по итогам изучения темы.

  2. Оценивание в ходе урока.

  3. Оценивание метапознавательных процессов.

ОЦЕНИВАНИЕ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

(РАЗДЕЛА)

Самооценивание не только позволяет учащимся проводить самоконтроль, по возможности оценивать свои знания, учебные навыки, но и превращают его в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии, совершенстве. Самооценка учебной деятельности позволяет моим учащимся чувствовать себя не только исполнителем каких – либо работ в его учебной деятельности, но и способствует формированию ответственности за полученный результат. Самооценивание на уроках биологии я провожу в двух формах: критериальное, рефлексивное.

Критериальное самооценивание

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное самооценивание проводится учащимися на уроках биологии в целях оценивания своих достижений. Приведу пример оформления критериальной самооценки:

Уровень

достижения

Дескриптор (описание)


1 - 2


  1. Я могу систематизировать данные, используя при этом информацию учебника (текст, рисунки, таблитцы)..

  2. Могу делать выводы.

Дескриптор (описание)

3 - 4


  1. Я могу систематизировать и выделять главное в полученной информации.

  2. Я могу делать выводы, согласующиеся с данными исследования.

Дескриптор (описание)

5 - 6

  1. Я могу систематизировать и выделять главное в полученной информации.

  2. Я могу использовать соответствующие формы передачи информации.

  3. Я могу объяснять структуру или взаимодействие данных.

  4. Я могу комментировать надёжность данных

  5. Я могу делать чёткие выводы, основанные на полученной информации и объяснять их, используя научный подход.

Я не смог справиться с заданием.

Рефлексивное самооценивание учащимися на моих уроках используется:

  1. при выполнении работы по алгоритму;

  2. после завершения изучения темы (главы, раздела)

  3. при работе в группе.

Пример:«Одноминутный репортаж» ( беседа по вопросам):

1.Что нового ты узнал сегодня а уроке?

2. Какой материал для тебя остался непонятным?

3. С какими новыми биологическими терминами ты сегодня познакомился?


Оцениваемые результаты: предметные

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)

Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате

изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления


«Карты приложения»

После изучения теории, законов, учащимся даю задание описать по крайней мере один вариант применения на практике того теоретического материала, который они только что изучили. Задание может быть выполнено в письменной форме, но я часто использую устную форму, т.к. здесь учащиеся учатся говорить, составлять рассказы.


Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель

Цель проведения: анализ понимания изученного материала, умение применять на практике теоретические знания

Пример: После изучения темы «Бактерии» предлагаю учащимся привести примеры использования полученных теоретических знаний на практике: сделать расчет по размножению бактерий в благоприятных для них условиях или назвать меры профилактики с болезнетворными бактериями.


ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА

«Поиск ошибки »

Я даю учащимся распечатанные заранее тексты с ошибками или устные высказывания о жизни животных, о биологических процессах, содержащих ошибки. Затем предлагаю учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель

Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов,

логики выполненного задания.


ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ


«Работа по алгоритму» (взаимооценивание)

На первом этапе работы я совместно с учащимися разрабатываю алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.


Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (взаимооценка)

Цель проведения: высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения.

Пример: Взаимооценивание я использую во время групповых занятий при презентации творческих работ, например, фотографий, листовок, сочинений-миниатюр или биологических сказок. Учащиеся вместе со мной определяют рубрики, по которым будет проводиться оценивание. Вместе с учащимися 5-7 классов мы определили следующие рубрики творческих работ: научность, актуальность, оригинальность, содержание, выводы. Количество рубрик и их содержание может быть определено в соответствии с изучаемой темой. После завершения презентаций учащиеся оценивают друг друга.. Данная форма оценивания позволяет сформировать умение учащихся объективно оценить и прокомментировать деятельность друг друга, отметить при этом положительные и отрицательные стороны работы.

«Если бы я был учителем»

Учащимся (на групповом занятии) предлагаю, поставив себя на моё место (место учителя), объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника и Интернет –ресурса. Данный вид оценивания осуществляется в устной форме.


Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы)

Цель проведения: выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.


«Перевод информации»

Учащимся предлагаю преобразовать один вид информации в другой, например, текст в таблицу, текст в схему. Данный вид работы учащиеся выполняют в письменной форме.


Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные

Кто проводит оценивание: учитель

Цель проведения :анализ понимания материала, умения переводить один вид информации в другой

Сущность моего опыта состоит в том, чтобы установить атмосферу, в которой поощряется взаимооценивание, а ошибки расцениваются как возможность для обучения. Это подразумевает глубокое культурное преобразование, где учащиеся и учитель сосредотачиваются на самом процессе обучения, а не на выставлении оценок. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путем самооценивания и взаимооценивания, что даёт учащимся четкие представления о различных способах демонстрации знаний и обработки информации. Эти навыки помогают им развивать собственные качества и умения. А оценивание служит не только для выставления баллов, а и другим целям: побуждение учащихся активно участвовать в процессе собственного обучения, оценке и контроля. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что формирующее оценивание помогает :

- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оцениванию в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

А учащимся формирующее оценивание помогает: учиться на ошибках; понимать, что важно; понимать, что у них получается; обнаруживать то , что они не знают; обнаруживать то, что они еще не умеют делать. Хочу привести рекомендации учителям, которые применяют формирующее оценивание:

‐ будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше;

‐ создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников;

‐ используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании;

‐ обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте

ясные и достижимые учебные цели;

‐ давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие

шаги и то, как их осуществить.

Мы – взрослые люди – любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания и по заслугам оценивают наш позитивный вклад в общее дело. Результат многочисленных научных исследований указывает на то, что для учащихся ещё более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Отсюда простой вывод: необходимо поощрять даже небольшой успех ученика при движении к цели, отмечать добрым словом его личные достижения при изучении науки биологии, формировать на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. И тогда большинство ребят ответят вам уважением, любовью и желанием работать на уроке.

Формирующее оценивание не предполагает специализированной подготовки. Его может проводить квалифицированный учитель любого предмета. Сотрудничество коллег-преподавателей и активное привлечение к оцениванию учеников приводит к тому, что и учителя, и ученики добиваются улучшений и, главное, они получают от этой работы личное удовлетворение. Желаю всем творческих успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!