Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе. Из опыта работы
Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» Кузьмина Елена Николаевна
Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.
Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Виды кластеров
• планета и её спутники
• блок-схемы
• бумажный кластер
• кластер с нумерацией слов для составления рассказа
• кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов
• групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа
• обратный кластер
• грамматический кластер
Блок-схема
Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.
Бумажный кластер
Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова.
Кластер с нумерацией слов.
Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы.
Арт-кластер (кластер с картинками)
Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы.
Сюжетный арт-кластер
Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.
Обратный кластер
Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.
В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:
* формулировать вопросы;
* находить главное в большом объеме учебного материала;
* устанавливать причинно-следственные и логические связи;
* строить умозаключения;
* переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
* проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Спасибо за внимание!