СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе.»

Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе.  Из опыта работы Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» Кузьмина Елена Николаевна

Использование приёма «кластер» на уроках в начальной школе. Из опыта работы

Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» Кузьмина Елена Николаевна

 Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.  Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Основные принципы составления кластера  Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы.

Правила оформления кластера на уроке  В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Виды кластеров •  планета и её спутники •  блок-схемы •  бумажный кластер •  кластер с нумерацией слов для составления рассказа •  кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов •  групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа •  обратный кластер •  грамматический кластер

Виды кластеров

• планета и её спутники

• блок-схемы

• бумажный кластер

• кластер с нумерацией слов для составления рассказа

• кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

• групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

• обратный кластер

• грамматический кластер

Блок-схема  Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Бумажный кластер  Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова.

Кластер с нумерацией слов.  Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы.

Арт-кластер (кластер с картинками)  Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы.

Сюжетный арт-кластер  Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Сюжетный арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Обратный кластер  Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.

Обратный кластер

Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.

 В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения: *  формулировать вопросы; *  находить главное в большом объеме учебного материала; *  устанавливать причинно-следственные и логические связи; *  строить умозаключения; *  переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде; *  проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

* формулировать вопросы;

* находить главное в большом объеме учебного материала;

* устанавливать причинно-следственные и логические связи;

* строить умозаключения;

* переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;

* проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

 Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!