Эффективным методом в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей на занятии логопеда являются - поисковый метод и метод проблемного обучения. Данные методы я использую в работе над обогащением, расширением и активизацией словаря, путем введения в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Просмотр содержимого документа
«"Использование поискового и продуктивного методов в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в школе".»
Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР (вариант 5.1) в школе.
Содержание речевого развития в младшей школе составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире, на уроках чтения и русского языка. Но центральным звеном языкового развития младшего школьника является формирование метаязыковой функции – функции осознания языка и речи в доступных ребенку формах. Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей на занятии логопеда являются: обогащение, расширение и активизация словаря, путем введения в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Развитие творческой речевой деятельности и выразительности. Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений). Данное пособие включает педагогическую технологию, которая обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического пространства и содействует развитию каждого ребенка как неповторимой индивидуальности, как личности, испытывающей потребность в познании, в обогащении себя через разные виды деятельности. Совершенствование в данной системе обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение и познание. Своеобразие данной педагогической технологии заключается в том, что основополагающими в работе являются проблемно-поисковые методы. Проблемные речевые ситуации моделируются в разнообразных словесных дидактических играх с лексическим и грамматическим содержанием. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает) дети учатся строить предложения разной структуры, произвольно корректировать речь. Важное условие полноценного речевого развития – взаимосвязь разных типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное усложнение, систематическая постановка проблемных речевых задач. Оптимальной формой работы по развитию лексико-грамматического строя речи является создание специальной речевой деятельности, в процессе которой задачи развития речи решаются в комплексе и взаимосвязи. Учитель-логопед создает проблемную ситуацию, ставит перед детьми познавательную задачу и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Педагог, опираясь на предшествующие знания, не спешит с выводами, а предоставляет возможность делать их самим, побуждает обосновывать свои суждения. Схематически методику данного образовательного процесса можно выразить в следующих шагах: Знание или образец действия. Создание проблемного поля. Преобразовательная деятельность ребенка. Новый личный опыт. В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу: с подгруппой детей или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей умение критически мыслить, предпочтение следует отдавать подгрупповым формам работы.