СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных форм уроков русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование нетрадиционных форм уроковм как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС»

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных форм уроков русского языка и литературы»

XI региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение»

Палех, 2019 год

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы высшей категории МКОУ Пановской средней школы Кирсановой Елены Владимировны

«Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС»

Доска и мел –
наши главные инструменты,

но хочется чего-то большего…

«Учитель, - говорил В. А. Сухомлинский,- готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».

Содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? Здесь на помощь приходят так называемые нетрадиционные или нестандартные уроки.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это урок, который характеризуется нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, к сочетанию методов обучения, к внешнему оформлению.

Цель нетрадиционных уроков: обработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нетрадиционные формы уроков как формы интерактивного обучения или учебные занятия «в режиме интерактива» (взаимодействия). Акцент делается на межличностные коммуникации, за основу которых берётся способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Такие уроки расширяют возможности учителя, сближают детей, развивают их познавательный интерес. Но нетрадиционные уроки лишь дополняют обычный урок, оживляют его, привлекают учащихся к активной работе и совершенствуют учебный процесс. На нетрадиционном уроке учитель предлагает учащимся нечто новое, неожиданное, занимательное.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутри классные проблемы (например, общения), с другой стороны, - это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

В соответствии с ФГОС приоритетная роль на учебном занятии отводится деятельности учащихся. Происходит отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. По форме проведения занятия можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:
1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок-откровение.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, диалог, «устный журнал».
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, телеурок.

10. Интегрированный урок.
На нетрадиционных уроках активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом.
Творчество педагога создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю повысить интерес учащихся к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса. При создании нетрадиционного урока или отдельных его элементов, педагогу следует отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы детей, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения.

В методической литературе можно встретить принципы построения нестандартных уроков. Это отношения взаимопонимания с обучающимися; учение без принуждения; постановка трудной цели; принцип опоры для ученика, в качестве которой может быть путеводная нить рассказа, правила, способа выполнения задания; принцип оценки, как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрения чувства долга и ответственности; принципы самоанализа, соответствия формы содержанию, принцип интеллектуального фона класса и личностного подхода.

При организации и проведении нестандартного урока педагогу необходимо соблюдать следующие условия:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма;

  • максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке;

  • развивать отношения взаимопонимания;

  • поддерживать множественность мнений, альтернативность;

  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;

  • использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Принципы и условия организации и проведения нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения, что способствует созданию ситуации успеха и развитию универсальных учебных действий учащихся.

Чем же нетрадиционный урок отличается от стандартного?

  • Нетрадиционный урок несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения.

  • Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

  • На нетрадиционном уроке используется внепрограммный материал.

  • Для организации урока привлекаются люди разных профессий.

  • Выполняются творческие задания.

  • Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование информационных технологий.

  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

  • Урок планируется заранее, т.к. требует длительной подготовительной работы.

  • Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

  • Определяются три дидактические задачи.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, использовать активную оценку, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

  •  Замысел.

  • Организация.

  • Проведение.

  • Анализ.

Замысел является самым сложным и ответственным этапом. Он включает следующие составляющие:

  • определение временных рамок;

  • определение темы урока;

  • определение типа урока;

  • выбор класса;

  • выбор нетрадиционной формы урока;

  • выбор форм учебной работы.

При определении временных рамок следует обозначить:

  • время проведения нетрадиционного урока;

  • время подготовки.

Во-первых, будет ли это отдельный урок (45 минут), спаренный (1,5 часа)

Или, возможно, это будет серия уроков, проходящих в течение нескольких дней.

Во-вторых, время подготовки может занимать нескольких дней. Это зависит от:

  • выбранной формы;

  • целей урока;

  • умелого распределения обязанностей между учителем и учащимися.

При определении темы урока выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости) тема, урок обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Нетрадиционные уроки можно использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении курса.

Выбор класса, в котором будет проведен нетрадиционный урок, определяется его способностями: профилем, уровнем обучаемости, работоспособностью, организованностью и др. В одном классе учителю легче и интереснее работать, реализуя собственные возможности, апробируя новые идеи и задумки, творчески подходя к своему труду. В таком классе можно проводить уроки в любой нетрадиционной форме. В другом (по уровню подготовленности и обучаемости) классе использование нетрадиционных форм урока не только будет способствовать поднятию у учащихся интереса к предмету, но и позволит учителю успешно решать ряд учебных и воспитательных задач.

Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

  • специфика предмета и класса,

  • характеристика темы (материала),

  • возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие:

1. Учитель (группа учителей). Он пишет сценарий урока, подбирает задания, разрабатывает критерии оценки знаний и деятельности учащимися; распределяет роли между учащимися и т. д.

2.Учитель и группа учащихся. Ту же работу, что и в первом случае, выполняют и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей и выбранной формы урока, и индивидуальных особенностей учащихся.

3. Учитель и класс. В этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя, таким образом дифференциальный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получить, например, задания: подготовить выступление по теме, украсить класс и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы - задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить теорию, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо выполнять задания, то можно каждой из оставшихся групп дать набор заданий, и если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе. Учитель выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока.

4.Учащиеся. Подробное распределение обязанностей допускается в старших классах при проведении таких нетрадиционных уроков, как конференция, семинар, «учащийся в роли учителя», защита проекта (идеи) и т. д. При этом учащиеся могут провести целиком урок вместо учителя (прочитать лекцию, представить подготовленные доклады, принять зачет у одноклассников), который является их помощником и консультантом.

На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую). Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.

Этап организации нетрадиционного урока включает следующие составляющие:

  • Написание сценария урока.

  • Распределение обязанностей между учителем и учащимися.

  • Подбор методов, средств обучения.

  • Разработка заданий и критериев их оценки.

  • Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария - самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его могут писать учитель (группа учителей) либо учитель совместно с группой учащихся.

Сценарий должен отражать следующие моменты:

  • подробный план урока (с указанием целей урока);

  • инструкции по проведению каждого этапа урока;

  • список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися);

  • необходимый реквизит;

  • подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

  • критерии оценки деятельности учащихся;

  • вопросы для анализа урока.

Задания для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

Критерии оценки работы учащихся на нетрадиционном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются до урока или в начале урока; оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы); критерии оценки могут быть различны при разных видах и формах учебной работы; итоговая отметка обычно включает оценку работы на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценку работы непосредственно на уроке. Стоит отметить, что выставить отметку могут учитель или сами учащиеся. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Например, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задания.

Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет?

При осуществлении анализа необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • проводить анализ урока можно в разных формах: устно коллективно, когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования);

  • анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить, что осталось в памяти;

  • анализ нетрадиционного урока должен проводиться как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

Таким образом, нетрадиционный урок способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков, приближает школьное обучение к жизни, предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями, искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.

Результаты учебной и внеурочной деятельности:

  • повышение мотивации учащихся при обучении русскому языку и литературе;

  • развитие новых отношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;

  • повышение информационной компетентности школьников;

  • развитие креативного мышления;

  • формирование новых путей познания мира;

  • расширение кругозора учащихся;

  • повышение интеллектуального уровня обучающихся;

  • приобретение детьми уверенности в своих силах;

  • самоудовлетворение от проделанной работы.

Рекомендации по проведению нетрадиционных уроков:
1. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения.
2. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания.
3. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся.
4. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов гуманитарного цикла, но и выходя на предметы естественно-математического цикла.
5. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущего ответственность за результат. Но если на обычном уроке роль учителя центральная, то на нетрадиционном уроке учитель – консультант, соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе. Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные в обычной жизни. Но даже такие дети рано или поздно загораются желанием сделать что-то для своей группы, поучаствовать в чем-либо, проявить себя хоть чуть-чуть. И обычные, традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают высокий результат. Данная форма уроков – это поиск путей повышения качества процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.


«Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»

(В.А. Сухомлинский)




Использованные источники:

1.Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

2.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник-М.,2010.

3.Смирнова Н.А. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. - Псков: ПГПИ, 2004.

4.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. №1, 2003.

Интернет-ресурсы:

https://studbooks.net/1276599/pedagogika/

https://infourok.ru

https://informio.rupublications/id2618/metodiki/

https://znanio.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!