СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование нестандартных приемов на уроках литературного чтения в 1 классе для формирования базового умения беглого чтения (от буквы к тексту)»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно познакомить с  нестандартными приемами работы предназначенными для формирования базового умения беглого чтения на уроках литературного чтения в 1 классе. Включая элементы  скорочтного чтения (скорочтения)

Просмотр содержимого документа
««Использование нестандартных приемов на уроках литературного чтения в 1 классе для формирования базового умения беглого чтения (от буквы к тексту)»»

Ф.И.О.

Путинцева Юлия Павловна


Должность

Учитель начальных классов

Место работы

МКОУ Гладковская СОШ Саянского района Красноярского края

Тема выступления

«Использование нестандартных приемов на уроках литературного чтения в 1 классе для формирования умения - беглого чтения (от буквы к тексту)»

Тема выступления: «Использование нестандартных приемов на уроках литературного чтения в 1 классе для формирования базового умения беглого чтения (от буквы к тексту)»

Цель: Познакомить с нестандартными приемами работы предназначенными для формирования базового умения беглого чтения на уроках литературного чтения в 1 классе

Работая в начальной школе в 1 классе (классе-комплекте), где 7 человек, я столкнулась с проблемой разного уровня подготовленности обучающихся: три человека пришли в первый класс уже хорошо читающими, один – читал по звукам и трое – вообще не умели читать.

ФИО учеников

Скорость чтения в минуту

сентябрь

1 Г

50

0

0

54

19

6Та

1

7Тю

0


В связи с очень разным уровнем подготовленности учащихся, передо мной встал выбор эффективных методов и приемов работы с данным классом.

Со всеми ребятами на уроках обязательно проводилась однотипная работа. Вместе изучали буквы, проводили фонетическую работу. Также совместно на уроке читали буквы, слоги и слова.

Далее шло дифференцирование - ребята которые умели читать переходили к чтению текста самостоятельно, а с теми кто еще не умел читать или читал плохо проводилась отдельная работа.

Ребята с хорошим темпом чтения (3 человека), как правило быстро прочитывали текст обсуждали его с учителем. И дальнейшая работа по тексту (домыслить продолжение текста или нарисовать понравившийся сюжет) их не очень заинтересовывала. Таким образом для них был введен «новый прием» чтения текста–«Чтение вверх тормашками» или «Чтение наоборот» для отработки осмысленного чтения. Так дети учатся распознавать целостный образ слова в неожиданном ракурсе. На первом этапе сложно, но постепенно ребята преодолевают трудности и неудобства.


Далее совместно с ребятами немеющими читать проводилась поэтапная работа(индивидуальная работа и работа с группой):с целью отработки навыка чтения – у нечитающих, и для формирования осмысленного чтения у читающих ребят. Для этого был отобран ряд приемов:

  1. «Чтение по «буквам»- от самой маленькой или от самой большой буквы

Для выполнения данного задания необходима концентрация внимания.

Если в задании сказано читать от самой маленькой к самой большой букве, то ребенку нужно сравнить буквы взглядом найти самую маленькую, прочитать ее, затем сравнить оставшиеся буквы и повторить алгоритм до тех пор пока буквы не закончатся.

Аналогично и от самой большой буквы.

  1. Ч тение зашифрованных слов (слова напечатаны с чередованием букв)













При выполнении задания необходимо сконцентрировать внимание на буквах одного шрифта и прочитать слова перескакивая через одну букву.

На первой карточке получится по 2 слова в строке.

Задание можно усложнить и перепутать большее количество слов. При этом изменять не только начертание текста, но и размер и шрифт.

  1. «Слоги на перекрестке»

Это всем известные слоговые таблицы. Я применяю из для отработки скорости чтения на начальном этапе, чем быстрее ребенок читает слоги, тем с большей скоростью он будет читать слова. Буквы для слияния слогов одного размера, но разных цветов.

Чтение необходимо начинать традиционно слева на права, прочитывая сначала согласные буквы, затем гласные сливая их воедино. При чтении нужно прочитываемые буквы соединять пальцами обеих рук для улучшения концентрации внимания и скорости прочтения.

И после когда ученик будет видеть определенный слог он прочитает его с легкостью.

  1. Чтение слов по слогам с поиском второго слога

Задание направлено на отработку умения верно соотносить слоги для составления слова. Для ребенка дается установка: читает первый слог в левом столбце и первый слог в правом столбце, если слово получилось, слоги соединяются, если нет, то берется уже второй слог из правого столбца и так до прочтения реалистичного слова. Для проверки правильности выполнения задания, ребенку необходимо прочитать получившиеся слова по слогам и определить правильно или неправильно выполнено задание.


  1. Чтение целых коротких слов

Задание направлено на отработку быстрого прочтения целых короских слов состоящих из одного сложного слога.

Засекается время 30 сек. Необходимо как можно больше прочитать слов за отведенное время.

  1. Чтение слов, предложений и текстов разделенных на слоги

Задание направлено на отработку послогового чтения. Для учащихся хорошо научившихся читать слоги предлогается карточка 1 и 2, для остальных карточка 3. В 3 карточке слоги-слияния выделены дугой, в сложных слогах второй согласный отмечен точкой, что обозначает отдельное его прочтение.

Такой текст со вспомогательными обозначениями читается легче и быстрее.

  1. «Словосочетание + картинка»

Задание 7 направленно на отработку логического мышления, осознанного чтения, умения находить общее и различное.

В первой карточке необходимо все слова с картинками соеденить с соответствующим словосочетанием. Небходимо быть внимательным и не соединять только по первым словам, т.к имеются словососетания начинающиеся на одно слово (краснай мак, красный мяч).

Во второй карточке обратное действие, необходимо словосочетание соеденить с подходящей картинкой.

  1. Чтение текста «доскажи словечко»


Данные тексты направленны на активизацию желания научиться читать.

На первом этапе возможно прочтение текста учителем, дети лишь называют картинку.

На втором этапе дети совместно с учителем читают текст и самостоятельно называют картинку.

На третем этапе дети самостоятельно читают текст и называют картинку.

Четвертый этап – чтение текстов без сосказывания слов.

Результаты - полугодие

ФИО учеников

Скорость чтения в минуту

сентябрь

Скорость чтения в минуту

декабрь

1 Г

50

62 (+12)

0

0

0

0

54

68 (+14)

19

24 (+5)

6Та

1

14 (+14)

7Тю

0

0

Результаты год

ФИО учеников

Скорость чтения в минуту

сентябрь

Скорость чтения в минуту

декабрь

Скорость чтения в минуту

май

1 Г

50

62 (+12)

62

0

0

5 (+5)

0

0

15

54

68 (+14)

75

19

24 (+5)

47

6Та

1

14 (+14)

28

7Тю

0

0

23


Вывод: при систематическом использовании данных заданий в 1 классе, обучающиеся почти все научились читать с хорошей скоростью на конец года. Трое из семи нечитающие вообще на начало года читают пока меньше нормы. Четверо ребят читают уверенно. Во втором классе также будет продолжена работа в этом направлении , но с добавлением элементов скорочтения.




Я вас сейчас познакомлю с некоторыми из них.



.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!