СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье даётся описание интегрированного урока литературы по балладе Р.Л. Стивенсона "Вересковый мёд".

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.»

Малина О.С.

МБОУ гимназия №9

г. Воронеж

Использование межпредметных связей как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Межпредметные связи - педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Межпредметные связи способствуют формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. На уроках литературы применение элементов интегрированного обучения наиболее эффективно.

Так, при изучении баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд» в 5 классе, учитель сообщает ребятам, что литература – это та область знаний, которая, словно машина времени, переносит нас в прошлое или будущее, в те или иные места. Путешествие совершается в Шотландию, на родину английского писателя Р. Стивенсона, с творчеством которого предстоит познакомиться на уроке.

Чтобы путешествие было интересным и познавательным, проводится групповая работа, ученики выступают в роли специалистов в различных областях знаний: географы, биологи, лингвисты, историки, литераторы.

Географы на фоне слайд-шоу «Удивительная страна Шотландия» сообщают, что Шотландия - небольшая по размерам страна. Это бурный, далёкий и романтический край - один из последних диких областей Европы, который удивителен своей природой. Шотландия уникальна своей культурой, традициями, народами! Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символы этой земли - клетчатая материя и волынка.

О страницах жизни Р. Л. Стивенсона готовят выступление литераторы. Они знакомят с основными этапами жизни и творчества писателя, обращая внимание на то, как Р. Стивенсон стал писателем, несмотря на сопротивление родных и тяжелую болезнь.

Затем лингвисты - ребята, изучающие английский язык,- читают на английском языке отрывок из стихотворения «Реквием» и переводят его на русский язык.

Выступление историков включает в себя рассказ о возникновении названия страны Шотландия, о том, какие племена ее населяли. Особое внимание уделяется пиктам - таинственному народу, населявшему Северную часть Шотландии, знавшим, согласно древней легенде, секрет изготовления верескового меда.

Специалисты в области биологии выступают с сообщением на тему: «Вереск – удивительное растение», в котором повествуют о том, как выглядит вереск, демонстрируются слайды с картинками, говорят о том, что вересковый мёд обладает и лечебными свойствами, а также его используют для приготовления чая, сиропа, напитка.

На следующем этапе урока учитель читает балладу на фоне музыки: Шотландская волынка «Храброе сердце». Музыка помогает восприятию литературного произведения.

После чтения баллады целесообразно провести работу в группах, где учащиеся находят изобразительно-выразительные средства языка в изображении героев баллады, пейзажа.

Завершающим этапом работы групп является дискуссия, в ходе которой определяется идея произведения. Учащиеся должны найти ответ на проблемный вопрос: «Во имя чего совершает свой подвиг старик?»

В заключение урока показывается связь с историей нашей страны. Учитель задаёт классу вопрос: «Почему баллада Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык С. Маршаком в 1942 году?» Учащиеся, поняв тему и идею произведения, отвечают, что это было трудное время для России, потому что шла Великая Отечественная война. И победа над врагом зависела от каждого человека. Это произведение призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

На примере изучения одного произведения мы видим, как литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, географией, биологией, изобразительным искусством, музыкой. Установление органических взаимосвязей литературы с этими предметами не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и формирует познавательные универсальные учебные действия: пятиклассники учатся находить нужную информацию и извлекать ее из разных источников, устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять разные точки зрения, делать обобщения, выводы, структурировать тексты, владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!