СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование методического приема «Кубик Блума» на уроках истории для развития критического мышления обучающихся.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие критического мышления на уроках истории способствует формированию у обучающихся как предметных результатов, установленных ФГОС нового поколения (развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней), так и метапредметных умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач).

        Одним из методических приемов развития критического мышления является «Кубик Блума». Бенджамин Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Просмотр содержимого документа
«Использование методического приема «Кубик Блума» на уроках истории для развития критического мышления обучающихся.»

Ходырева М.Н.,

учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №1 г. Покачи ХМАО-Югра.


Использование методического приема «Кубик Блума» на уроках истории для развития критического мышления обучающихся.

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте,

без активной поддержки и специальных методов обучения

они вряд ли достигли бы тех высот,

покорив которые, стали знаменитыми».

Бенджамин Блум.

Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям - важнейшая задача преподавания истории в школе и одна из концептуальных основ историко-культурного стандарта. Реализация данной задачи предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельного отбора необходимых знаний путем критического анализа и осмысления информации, умения применять ее в нестандартных ситуациях, различать существенную информацию от несущественной, релевантную от нерелевантной, умения находить альтернативные способы решения проблемных ситуаций и самостоятельно принимать решение. Наиболее эффективной когнитивной стратегией, помогающей учителю создать условия для формирования указанных компетенций, является, на наш взгляд, технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, создающих специфические учебные ситуации - диалог, работа в группе, дискуссия, ситуация осознанного выбора. 

Развитие критического мышления на уроках истории способствует формированию у обучающихся как предметных результатов, установленных ФГОС нового поколения (развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней), так и метапредметных умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач).

Одним из методических приемов развития критического мышления является «Кубик Блума». Бенджамин Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

  • когнитивную, то есть «знаю»;

  • психомоторную (или «творю»);

  • аффективную — «умею».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись»





Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы, во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии. Названия граней затрагивают все уровни познания.

Суть приема заключается в следующем: в процессе изучения нового материала или на этапе закрепления (обобщения) учитель/ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет, какого типа вопрос по теме урока следует задать. Необходимо придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него, либо составить окончание для задания и выполнить его. Сформулировать вопрос может как учитель, так и сам ученик или, если на уроке осуществляется групповая работа, одна группа учащихся задает вопрос для другой группы.

Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

Педагог бросает фигуру, а ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани.

Если ответ даётся неполный, то одноклассники могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:

  1. Воспроизведение знаний. Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Например, необходимо вспомнить всех императоров эпохи дворцовых переворотов.

  2. Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Например, «Почему Пётр I носил прозвище Великий?».

  3. Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Например, «Ты уверен, что внешняя политика, проводимая Екатерины Второй, способствовала международному признанию Российской Империи в XVIII веке?»

  4. Предложение своего пути применения изученного на практике. Выработка стратегии мышления. Например, «Предложи 3 аргумента в защиту политики Петра III.

  5. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Подумай, как сложилась бы судьба Российской Империи, если бы Екатерина Вторая не совершила дворцовый переворот и правил бы Петр III?

  6. Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Например: «Какие эмоции вызывает у тебя политика Екатерины Второй?»


«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!