СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода «путешествие по карте» с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы о роли использования метода «Путешествие по карте» на занятиях по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста. Авторы предполагают, что данный тип исследования создаст наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). Последовательно идёт рассмотрение краеведческих представлений старших дошкольников о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода «путешествие по карте» с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру»

УДК 373.2

Богданова Т. В.,

старший преподаватель,

магистр педагогики и психологии

г. Костанай, Казахстан

Текаева В.

студентка КГПИ,

специальности «Дошкольное обучение и воспитание»

г. Костанай, Казахстан


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ


Аннотация

В статье рассматриваются вопросы о роли использования метода «Путешествие по карте» на занятиях по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста. Авторы предполагают, что данный тип исследования создаст наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). Последовательно идёт рассмотрение краеведческих представлений старших дошкольников о родном крае.

Ключевые слова: метод «Путешествие по карте», краеведение, вид детской деятельности, краеведческие представления, нравственно – патриотическое воспитание


Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно - исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей. Богатейшими возможностями для решения этой задачи обладает наука «Краеведение».

Краеведение сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается краеведение. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе детского сада, на улице. Ребенок в младшем возрасте познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!». 

Задача педагога – на отдельных темах сформировать у детей пытливость ума, познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, расширять кругозор детей, формировать географические представления и создать для этого условия, чтобы дети могли «шагнуть» за пределы уже усвоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете». 

Любовь и интерес к родному городу и краю, знакомить детей с историей улицы, ее славными жителями, воспитывает любовь к малой родине, вызывает у детей чувство гордости за своих соотечественников. В каждой возрастной группе можно создать уголок краеведения, где выставляется материал про свой родной город, про Родину в доступном и понятном виде для детей. 

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Уровень сформированности представлений о родном крае и государстве у детей старшего дошкольного возраста зависит от того насколько эффективно осуществляется воспитательно-образовательная работа с детьми и какие условия при этом создаются.

К наиболее важным условиям формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, по мнению Т. Поштарёвой, можно отнести следующие [1; с. 14]:

1) Проведение тематических бесед, направленных на формирование представлений о родном крае

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему (Н.А. Стародубова) [2; с.58].

2) Проведение игр, направленных на формирование представлений о родном крае.

Игра – один из видов деятельности, способ воспроизведения действий и социальных отношений в особой условной форме. Ведущий вид деятельности дошкольников [3; с. 229].

Дидактические игры являются основной формой обучения дошкольников. Такие игры могут быть направлены на закрепление представлений об объектах социального мира. Использование на занятиях и в свободной деятельности дидактических игр повышает у детей мотивацию к усвоению программного материала по ознакомлению с жизнью общества.

3) Чтение и обсуждение художественной литературы, направленное на формирование представлений о родном крае.

Художественные произведения делают восприятие детей более яркими, вызывают больший интерес к наблюдению за событиями и явлениями общественной жизни. У детей воспитывается эмоциональное отношение к различным ситуациям социального взаимодействия, чувство сопереживания персонажам литературных произведений.

4) Организация видеопросмотров, направленных на формирование представлений о родном крае.

Т. Поштарёва отмечает, что для формирования у детей представлений о родном крае, её разнообразной природе и многокультурном обществе проведение познавательных бесед и игр недостаточно. Поэтому наряду с данными формами работы достойное место могут занять также видеозанятия (просмотр телевизионных познавательных программ, мультфильмов, видеоклипов). Материалы созданной видеотеки сначала используются в качестве ознакомительной, познавательной информации, затем показывают разные видеоматериалы, и детям предлагается вспомнить и рассказать, что именно они видят.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации у детей; формирование познавательных действий, становление сознания; а также формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

«Путешествие по карте» – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» [4]. Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы.

Для организации непосредственной образовательной деятельности в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира», его наглядно-графическими заместителями. Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации, познавательную литературу, которая есть и дома, и в детском саду.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий вид транспорта, намечают маршрут (или возможные разные пути) на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Постепенно в ходе НОД физическая карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная им совместно с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.

Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями. На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Стремление детей познакомиться с окружающим миром безгранично. В детском саду оно постоянно поддерживается нами, воспитателями. В семье же родители иногда не хотят заниматься своими малышами или просто не знают, как это делать. Чтобы компенсировать этот пробел, необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс. Познавательную литературу, буклеты, развивающие журналы, детские работы по данной теме можно разместить  на информационном стенде «Краеведение для малышей – это миф или реальность?». На родительском собрании познакомить с объемом знаний в области краеведения. Таким образом, вовлечение родителей в обучающий процесс, имеет колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень познания окружающего мира детьми, то есть конкретный результат.

Работая в данном направлении, можно увидеть как дети проявляют познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.  

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДО является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны [5].

Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город, свой край. 

Знакомя детей с родным краем, страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно - значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

Формирование краеведческих представлений включает в себя все виды детской деятельности: 

- Познавательная деятельность; 

- Поисково-экспериментальная деятельность; 

- Игровая деятельность; 

- Трудовая деятельность; 

- Художественная деятельность; 

- Музыкально-театрализованная. 

В познавательной и поисково - экспериментальной деятельности происходит накопление и систематизация знаний и опыта о природе, об окружающем мире, овладение различными способами познавательной деятельности; формируется отношение ребёнка к окружающему миру. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром отбор и систематизация этих знаний проводится с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, то есть уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. В процессе ознакомления дошкольников с родным краем создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочитает им воспитатель. Нужно так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления.

Игровая деятельность также способствует решению задач краеведческого воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом или под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в интересную длительную игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Главной задачей является проявление интереса к игре, направление её в нужное русло. Игры для детей подбираются с учётом их склонностей и возможностей. Дети в играх передают свои непосредственные наблюдения за общественной жизни, атмосферу общественно-полезного труда, свои представления о том, как работают их отцы и матери на заводах, в учреждениях. Заинтересованность трудом взрослых служит богатейшим источником игр, поэтому дети должны систематически приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах. В игре у ребёнка формируются отношения к сверстникам, к общественной жизни, ребёнок начинает приобретать чувство значимости. Игра для ребёнка самый интересный и увлекательный вид деятельности. Чем ярче жизненные переживания ребёнка, тем острее дети осознают потребность в том, чтобы выразить их в игре, чтобы взрослый разделил с ними их увлечения, одобрил усилия, увенчавшиеся успехом, оценил способность преодолевать препятствия и доводить дело до конца. Дошкольники нуждаются в познавательных, деловых, личностных контактах с взрослыми.

Одним из главных условий краеведческого воспитания является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам и миру, созданному руками человека. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен, но он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Трудовая деятельность прививает детям чувство ответственности, самостоятельности, бережливости. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и дома, и в детском саду систематически. Дети выполняют трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Только тогда дошкольники приучаются добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

Художественная и музыкально-театрализованная деятельность ребёнка является отражательной деятельностью детей, представляющей отношения детей к тому или иному событию, явлению. Повторение опыта ребёнка в художественной деятельности носит творческий активный характер и даёт большую возможность для уточнения, углубления знаний детей и формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово, музыка, искусство. Искусство помогает воспринять то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства ребёнка.

Таким образом, краеведение включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического воспитания, но и трудового, умственного, эстетического, а также и физического воспитания. В процессе ознакомления детей с природой родного края, с его историей и настоящим создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чем расскажет или прочитает им воспитатель. Пополнение знаний о родном крае и родной стране вызывает у детей интерес, развивает любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Взаимосвязь и своеобразие, взаимопроникновение материала из разных тем помогают формировать представления детей о родном крае в довольно короткие сроки.


Список литературы:

  1. Поштарёва, Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников // Дошк. воспитание. – 2009. - № 10. – 14 – 18 с.

  2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

  3. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2012. – 209 с.

  5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, - М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 200 с.


БОГДАНОВА Т. В., ТЕКАЕВА В.

ӘДІСІН ҚОЛДАНУ «САЯХАТ КАРТАСЫ» БАЛАЛАРМЕН МЕКТЕПКЕ ДЕЙІНГІ ЕРЕСЕК ЖАСТАҒЫ САБАҚТАРЫНДА ҚОРШАҒАН ӘЛЕМГЕ

Мақалада атқарар рөлі әдісті пайдалану «Саяхат картасы» бойынша сабақтарда қоршаған әлемге балалармен аға мектеп жасына дейінгі. Авторлар деп болжайды зерттеудің бұл түрі жасайды неғұрлым қолайлы жағдайларды іске асыру үшін осындай дамытушылық міндеттері игеру кеңістіктік схемаларын және қарым-қатынастар (ұсыну туралы кеңістігінде әлемнің бөліктерінде жарық, туған елі, туған өлкесі). Жүйелі түрде жүргізілуде қарау өлкетану көріністер мектепке дейінгі ересек жастағы балалардың туған өлке туралы.

Мақаланың мәнін ашатын сөздер: әдісі «Саяхат картасы», өлкетану, балалар іс-әрекетінің түрі, өлкетану ұсыну, адамгершілік – патриоттық тәрбие.


BOGDANOVA T.V., TEKAEVA V.

«USING THE TRAVEL ON THE MAP» WITH THE CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE ON THE WORK ON THE ENVIRONMENT LESSONS

The article discusses the role of using the method of "Traveling on the map" in the classroom around the world with children of senior preschool age. The authors suggest that this type of research will create the most favorable conditions for the realization of such an evolving task as the mastery of spatial schemes and relations (representations about the space of the world, parts of the world, home country, native land). Sequentially, there is a review of the regional studies of older preschoolers about their native land.

Key words: method "Traveling on the map", study of local lore, the type of children's activities, local lore, moral and patriotic education.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!