СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода проектов во внеклассной работе по немецкому языку на примере классного часа

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование метода проектов во внеклассной работе по немецкому языку на примере классного часа»

Использование метода проектов во внеклассной работе по немецкому языку на примере классного часа.


В статье рассматривается вопрос использования метода проектов во внеклассной работе по иностранному языку (немецкий язык). У студентов неязыковых учебных заведений наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, поэтому главная задача преподавателя – раскрыть творческий потенциал студентов, найти средства, стимулирующие развитие познавательного интереса у студентов.

Студенты должны осознавать, зачем им нужен иностранный язык и какова его практическая значимость для их будущего. Одним из наиболее эффективных методов активного обучения является метод проектов. Вопросам проектной деятельности посвящены работы Дж.Дьюи, С.Т.Шацкого, В.В.Гузеева, Е.С.Полат, Н.Ю.Пахомов и другие.

Метод проектов можно использовать как в учебной, так и внеклассной работе по предмету. Работа над проектом – это прообраз реальности, это процесс творческий. Значение метода проектов велико. Он повышает интерес к иностранному языку благодаря использованию новой информации, а также активность и самостоятельность студентов, обеспечивает прочность знаний, умений и навыков, побуждает студентов к новой интеграции предметов, повышает потребность к познаванию культуры других народов. Именно во внеклассной работе по иностранному языку метод проектов как нельзя лучше отражает все его положительные стороны.

В предлагаемом сценарии классного часа «Любовь в жизни И.В. Гёте» представлен рассказ самого Гёте о своих любимых женщинах, а также ведущих. В сценарии представлены все периоды жизни Гёте, каждый из которых был связан с той или иной возлюбленной.

Как показывают многие исследования, у студентов неязыковых специальностей наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, потому что иностранный язык - трудный предмет, требующий много сил, времени, терпения и упорства. Главная задача преподавателя – раскрыть творческий потенциал студентов, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность студентов и интерес к иностранному языку. Развитию творческого потенциала может служить внеклассная работа по иностранному языку, которая в той или иной степени повышает интерес к изучению иностранного языка на уроках, учит студентов анализировать информацию, выделять главное, обобщать, строить связное логичное сообщение, учит общению друг с другом, развивает познавательные навыки студентов, критическое мышление, умения самостоятельно конструировать свои знания.

Все вышесказанное находит свое отражение в одном из видов исследовательской деятельности – проектной деятельности.

Метод проектов актуален как в учебной, так и во внеклассной работе. Метод проектов важен тем, что он предполагает совместное целеполагание студентов и преподавателя, предоставляет студентам право выбора, развивает возможность проявить собственную фантазию, креативность в независимости от уровня владения языком. Проект студенты представляют в виде компьютерных презентаций, используя для подготовки любые интернет - ресурсы. Чтобы проекты были более яркими и интересными, студенты подбирают фотографии, видеоматериалы, музыкальные сопровождения.

Реализация принципов метода проектов нашла свое отражение в классном часе «Любовь в жизни великого немецкого поэта И. В. Гёте».

Подготовка классного часа состояла из трех этапов. На I этапе были обсуждены цель и задачи, определена проблема, которая заключалась в том, что любвеобильный Гёте не всегда был счастлив в любви, любовь была часто без взаимности. На II этапе осуществлялся самостоятельный поиск и отбор нужной информации, при необходимости консультируясь с преподавателем.

На III этапе был представлен проект данного классного часа. После мероприятия выступающему студенту задавались вопросы, таким образом, создавалась небольшая дискуссия по теме. В конце были подведены итоги мероприятия, проанализированы положительные стороны и недостатки. Студенты сами оценивают результаты своей деятельности (метакогнитивная стратегия) и деятельность других, учатся отстаивать свою точку зрения, положительно воспринимать замечания товарищей и адекватно оценивать свою работу. Важно то, что в группе всегда есть студенты с разным уровнем языковой подготовки. На уроке студенты с низким уровнем знания языка, как правило, не принимают участия в обсуждении, опасаясь сказать что-то не так. Во внеурочной работе при подготовке проекта классного часа студенты не испытывают психологической закрепощенности, поэтому каждый может внести свой вклад в общее дело. Таким образом, каждый несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Деятельность студентов носит целенаправленный и осмысленный характер. Не менее важным является и то, что осуществляется взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Следовательно, метод проектов во внеклассной работе направлен на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на внеурочном занятии, что ведет к развитию устойчивого интереса к овладению иностранным языком также в урочное время.

Ниже предлагается сценарий классного часа «Любовь в жизни великого немецкого поэта И. В. Гёте».

Помещение, где будет проходить классный час, украшено портретами любимых женщин Гёте: Гретхен, Кетхен, Шенкопф, Фредерики Брион, Шарлотты Буфф, Лили Шенеман, Шарлотты фон Штейн, Христианы Вульпиус, Ульрики Левецов, Марии Шимановский. Впереди (на доске) портрет И. В. Гёте. Используется мультимедийное сопровождение классного часа. На фоне музыкального сопровождения (звучит то волевая, то тихая лирическая музыкальная композиция) 2 ведущих читают строки стихотворения И. В. Гёте

«Woher sind wir geboren? »

1 ведущий: - Woher sind wir geboren?

2 ведущий: - Aus Lieb –

1 ведущий: - Wie wеrden wir verloren?

2 ведущий: - Ohne Lieb –

1 ведущий: - Was hilft uns űberwinden?

2 ведущий: - Die Lieb –

1 ведущий: - Kann man auch Liebe finden?

2 ведущий: - Durch Lieb –На экране - портрет И.В.Гете 

1 студентка: Юный Гёте .... Чувствительный и мыслящий ,бешеный и мудрый, демонический и наивный, самоуверенный и приниженный.

2 студентка: В нем хаос неудержимых чувств. Но во всех проявлениях любви Гёте -страдающая сторона. Он никогда не был соблазнителем, всегда оставался просящим, благодарящим, и чаще домогался женщин, чем был счастливым её обладателем.

На экране портреты трёх любимых женщин Гёте

.Гёте: Эпоху моей юности представляли 3 женщины: Гретхен, Кетхен Шенкопф и Фридерика Брион.

Гретхен была моей первой любовью , с какой нас разлучили ещё подростками.

Вторая моя любовь - Кетхен Шенкопф , дочь трактирщика. Она не красива, но рассудительна. На неё будут походить все женщины, которых я любил в юности. Но я не женился на Шенкопф т.к. не хотел терять свою свободу.

Фридерике Брион было 18 лет, когда я познакомился с ней во время путешествия по Страсбургу. Это была стройная, милая, голубоглазая девушка, с двумя белокурыми косичками. Её вздёрнутый носик мило втягивал воздух. На руке висела соломенная шляпа.

Фридерика была дочерью деревенского пастера. Она хорошо пела народные песни. Фридерика принадлежала к тем женщинам, которые выигрывали на лоне природы. Я любовался ею, когда она взбиралась вверх по тропинке. Рядом с ней я был безгранично счастлив, весел, дерзок. Но всё закончилось по моей вине горестным разрывом.

1 ведущий: Милый облик Фридерики позднее найдёт отражение в образе Гретхен в I части «Фауста». Гёте отдавал себя женщинам всего, без оглядки. И всегда давал им больше, чем получал от них. Свои воспоминания о Фридерике он выразил в целом цикле «Песни о Фридерике». Знаменито стихотворение «Mаilied» («Майская песня»). Каждая строка – это движение, чувство, каждое слово дышит и живёт. Так закончилось юность Гёте.

2 ведущий: Чтобы расширить свои юридические знания, Гёте по желанию отца в 1772, отправился в Вецлар.

Гёте: Здесь я увлекся Шарлоттой Буфф (на экране – портрет Шарлоты). Знакомство с ней произошло во время загородного бала. Шарлотта была восхитительна. Любительницу танцев украшало воздушное белое платье с розовыми бантами. У нее был изящный голос, движения.

1 ведущий: Гете угадал в ней чистую, здоровую натуру. Чем-то свежим веяло вблизи ее. За 2 недели Гете знал все секреты городка, но то, что 30-летний чиновник Кестнер являлся женихом Лотты, было для него неожиданностью.

Гете: Однажды, подъезжая к дому Буфф, я заметил советника Кестнера рядом с Лоттой. Кестнер протянул руку и обнял меня. В этот момент возникло странное трио — все трое мы стали неразлучными.

1 студентка: А между тем стало дивное прекрасное лето, они бродили втроем среди спелых хлебов.

Это была настоящая сельская идиллия: невинная поэтическая любовь на фоне прекрасной, почти сказочной природы. А на столе у себя у себя Гёте находит ворох записок от Лотты:

Гёте: «Когда же Вы навестите нас снова?»

2 ведущий: И он снова возвращается к своей странной любви и пишет ей записку.

Гёте: «Хорошо, милая Лотта! Я всё добуду и доставлю. Об одном прошу Вас: не посыпайте песком адресованных мне писем. Сегодня я сразу поднёс к губам записку, и у меня захрустело на зубах»
1 ведущий: Гёте понимал, что у него нет шансов на успех. И Гёте возвращается в Франкфурт. А в это время Шарлотта становится госпожой Кестнер.

Но Лотта была равнодушна и холодна.

2 ведущий: Для Гёте это не было неожиданностью, ведь он сам для них выбирал обручальные кольца и обещал в день свадьбы снять со стены своей комнаты силуэт, с которым он не раз разговаривал. Шарлотта прислала ему свой розово-белый букет новобрачной. И Гёте вспомнил ранее подаренный ею розовый бант, в котором он увидел ее впервые. И вдруг его осенило: бант знаменовал начало, а букет – означал конец.

1 ведущий: Исцеление от любви Гёте нашел в творчестве. Ему необходимо было «страсть пережечь в духовное», преобразовать действительность в поэзию, и обрести очищение.

Однажды госпоже Кестнер был доставлен пакет из Франкфурта, это была посылка, в ней книга «Страдания юного Вертера, написанная в форме писем. И супруги стали ее читать. Сначала на лицах было смущение, затем тревога, наконец негодование. Им показалось, что Гёте сошел с ума. Они поняли, кого имел ввиду Гёте в своем романе. Но Гёте не хотел нанести Кестнерам обиду. Он надеялся на их понимание. Господин Кестнер решил, что у этой книги нет шансов на успех. Поэтому не стоит ссориться с её автором. И Кестнер написал примирительное письмо, где Гёте был прощён. Причём Лотта сделала это с радостью, ибо в тайне чувствовала себя польщённой стать вдохновительницей автора такой книги. Это интимное произведение принесло Гёте мировую славу!

2 ведущий: Литературная слава сделала возможной его помолвку с Лили Шенеман(фото), дочерью скончавшегося французского финансиста.

Гёте: Но Лили была плоть от плоти своей среды, праздного круга французских толстосумов:

«Я ли тот, кто в шуме света вздорном,

С чужою толпой,

Рад сидеть хоть за столом игорным,

Лишь бы быть с тобой?»

«Я хочу работать, а должен быть лакеем!»

1 ведущий: Гёте посвящает Лили цикл стихов.«Новая любовь, новая жизнь!»

Но помолвка расстраивается. Гёте покидает Франкфурт и переезжает в Веймар.

Гёте: Моя жизнь в Веймаре скрашивалась любовью к Шарлотте фон Штейн(фото), жене веймарского придворного. Мне было 25, Шенеман – 33 года. Она не была хороша собой, но обладала достаточным умом и тактом, чтобы терпеливо выслушивать исповедь поэта. Между нами установилась «любовная дружба».

2 ведущий: Но Шенеман любила понятие «Гёте», а не самого Гёте. В дневниках Гёте Шенеман фигурирует под символом «Солнце», хотя она ближе Луне.

Гете: - Ах, твоим не быть,

- Не быть тебе моею,

- Принял я правду,

- Судьбу не кляня. –

- Ах, если здесь ты. –

Знаю любить я не смею;

- Ах, ты далеко. –

- Знаю, ты всё для меня.

1 ведущий: После поездки в Италию 39 – летний Гёте вновь возвращается в Веймар.

Гёте: Здесь я познакомился с 23 – летней Христианой Вульпиус , которая работала на фабрике и изготавливала искусственные цветы. Она стала моей женой. Христиана бережливая и работящая женщина. Знает толк в лошадях, умеет продать и купить коня. Любила вина, но никогда не переходила границы дозволенного. Светское общество её не признавало, т.к. она была веймарская простолюдинка. Поэтому у неё были знакомства с актёрами. Между тем она любила петь, танцевать, любила театр. 

2 ведущий: Именно она вдохновила поэта на "Римские элегии". Гёте обвенчался с Христианой в 1806 г. Она была первой помощницей Гёте по управлению придворным театром, первой читательницей произведений Гёте, с мнением которой Гёте всегда считался.

Христиана умирает в 1816 г. Смерть была ударом для Гёте.

1 ведущий: А между тем Гёте уже 74.Он поехал отдыхать в Мариенбад и познакомился с 19- летней Ульрикой Левецов(фото).

Гёте: Я ежедневно встречался с ней у целебного источника, на курортных балах. Она стройна, нежна. У неё каштановые кудри и голубые глаза. Я влюбился в нее и хотел вернуть свою юность. Ульрику могло удержать только законное супружество. Но я получил согласие только через год. Было решено переждать мой день рождения.

2 ведущий: Но подаренный Гете хрустальный бокал был украшен инициалами 3х сестер, а не Ульрики. И Левецовы отбыли в Вену. Уехал к Гете. В дороге появляются стихи «Мариенбадская элегия». Ульрика была самая бесцветная среди всех женщин,которым поклонялся Гете.Ульрика умерла, не дожив до кануна 20 века. Замуж она так и не вышла.

Гёте: Рядом с общением с Ульрикой я поддерживал «параллельный роман» с прекрасной полькой, прославленной пианисткой и композитором Марией Шимановской. Ей 30 лет, она красивая, живая, энергичная. Ее виртуозный «Ле мурмур» («Шепот») исполнялся на всех эстрадах Европы. Ее талантом восхищался Шуман, никогда не слышавший её. Восторгался её игрой и я.

1 ведущий: И в Веймаре его ждала нечаянная радость: приезд Марии Шимановской. Она давала свой концерт. В день отъезда обедали у Гёте, и Шимановская незаметно исчезла. Было решено перехватить беглянку при выходе из дворца. Но Шимановская потому и ушла, не прощаясь, что сама решила еще вернуться. Лакей захлопнул дверцу кареты, и Шимановская продолжала свое триумфальное турне по большим и малым столицам Европы. А в 1831 г. её не стало.

2 ведущий: Душевный кризис был таким болезненным потому, что на вопрос: «Так что ж осталось, если все пропало?» Он уже не мог ответить: «Любовь». С последним поцелуем Шимановской отпала теперь и любовь. Гете умер в 83 года 22 марта 1832 года.

Звучит «АV - Мария».


Список используемой литературы

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков – Ярославль.- 2001.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М. – 1991

3. Полат Е.С. Новые подагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат. – М. -2000

4. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

5. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!