СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ментальных карт на уроках гуманитарного цикла

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к педсовету

Просмотр содержимого документа
«Использование ментальных карт на уроках гуманитарного цикла»

Формирование творческой и активной личности учащегося - главная цель современного образования. Сегодня школьник должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача педагога – вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Новые, используемые в настоящее время или только зарождающиеся педагогические технологии, в рамках реализации проектно-ориентированного образования (решение реальных научно-исследовательских и проектных задач, анализ конкретных ситуаций, моделирование реальных процессов на базе информационных систем) немыслимы без активного применения нового педагогического инструментария.

Одним из удобных инструментов для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме являются ментальные карты. Ментальные карты — это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны —например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.

В методических рекомендациях рассматриваются возможности использования педагогическими работниками в воспитательно-образовательном процессе инновационного метода обучения – составления ментальных карт, его особенности и преимущества. Являясь интерактивным, данный метод помогает повысить эффективность учебного процесса, влияя на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах, степени визуализации представленного материала.

Материал раскрывает понятие «ментальная карта», содержит описание областей использования интеллект-карт, применения ментальных карт в образовании, основных принципов построения интеллект-карт, а также алгоритм действий при их построении.

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников образовательных учреждений.


  1. Понятие ментальной карты

Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Использование ментальных карт результативно в учебном процессе, они способствуют эффективному конспектированию лекций, книг, подготовке материала по определенной теме, помогают в решении творческих задач, проведении тренингов.

Использование ментальных карт для активизации мыслительного процесса подробно описано в работах Т. Бьюзена и Х. Мюллера, [1,2,4]. В последнее десятилетие данная технология стала объектом изучения отечественных исследователей, в которых преимущественно излагаются идеи названных выше авторов, а также интерпретируются в новых условиях их практического применения.

В основу майндмэпинга Т. Бюзенен положил теорию радиантного мышления, центральную идею которой лучше всего представить его словами: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль(включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту)–может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит«информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть». [1, с. 54–55]

Т.Бьюзен выделяет следующие существенные отличительные черты интеллект-карт:

а) объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;

б) основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;

в) ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;

г) ветви формируют связанную узловую систему.[1, с. 59]

Таким образом, суть методики майндмэпинга заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или идеи. Точно также ,как и основную, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов.

  1. Области использования интеллект-карт

Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:

- обучение;

- конспектирование лекций;

- конспектирование книг;

- подготовка материала по определенной теме;

- решение творческих задач;

- мозговой штурм;

- презентации;

- планирование и разработка проектов разной сложности;

- составление списков дел;

- общение;

- проведение тренингов;

- развитие интеллектуальных способностей.


Метод интеллект-карт позволяет:

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

- формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в аналитических обзорах и т. д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;

- ускорять процесс обучения.


Эффективность данного метода заключается в следующем:

- метод отвечает реальным запросам учащихся и соответствует возрастному уровню их развития;

- позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ в системе, используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

- приобретённые знания сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

- поисковая система Интернет и учебная литература дают учащимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

- интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов, рефератов, конспектировании или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;

- кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.


Составление собственных интеллект-карт дает учащимся возможность:

- выявлять слабые места в знании учебного предмета;

- научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

- развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.


  1. Применение ментальных карт в образовании

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:

- изучение нового материала, его закрепление, обобщение;

- написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

- подготовка проекта, презентации;

- аннотирование;

- конспектирование и др.


Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ учащимися.


Примером использования ментальных карт в образовании является подготовка на их основе занятий. Занятие в форме ментальной карты гораздо легче подготовить, нежели написать его «линейный» вариант, кроме того, она предоставляет как педагогу, так и учащемуся то большое преимущество, что все содержание занятия оказывается, как говорится, на ладони.

Графический метод представления информации увлекает учащихся, позволяет им лучше запомнить и усвоить излагаемый материал. После занятия ученикам могут быть розданы черно-белые копии ментальной карты, представленной на занятии педагогом, содержащие лишь ее остов, и предложено заполнить их по памяти и раскрасить.

Опыт показывает, что ментальные карты можно широко использовать при разработке плана проведения занятия. Бывает трудно отобрать из того наработанного материала, который имеется у педагога те вопросы, задачи, упражнения, которые подходят именно данной категории учащихся. Тогда, прорисовывая основные вопросы занятия и относя к нему все упражнения, которые позволяют обеспечить его усвоение, можно при их наглядном перечне выбрать необходимые, пометить их маркером, отметить те, которые являются запасными, требуют вводного теоретического материала или иного последующего действия. Составление ментальной карты позволяет увидеть лимит времени, видеть запас и возможные изменения хода занятия, отбирать задания и их последовательность.

Опираясь на рекомендации Тони Бьюзена (Tony Buzan), как пример можно привести последовательность составления карты планирования занятия по теме «Психологические особенности состояния и поведения человека в ЧС».

1. Расположение и создание центрального объекта карты «Тема занятия» (в центре карты пишем тему занятия, по которой хотим создать ментальную карту).

По концепции создания ментальных карт из темы занятия необходимо выделить 1-2 ключевых слова, по которым мы бы смогли восстановить в памяти остальное (когда таких карт будет много), например, «Психология в ЧС», и добавить графический образ, который у нас ассоциируется с выбранной нами тематикой.

2. Создание основных ветвей. Располагаем вокруг темы занятия (центральное понятие) те задачи или вопросы, которые будем раскрывать (отрабатывать) на занятии.

В данном случае это «Оценка состояния спасателя», «Оценка состояния пораженного» и т.д. Но на карте эти вопросы надо сокращать, чтобы при анализе не загромождать сознание просмотром задач. Например, вместо: «Психологическая оценка состояния спасателя» помещаем слово «Состояние» и картинку спасателя. Вместо: «Психологическая оценка состояния пострадавшего» - слово «Состояние» и образ пострадавшего и. т.д.

3. Создание дополнительных ветвей (2 уровень). Располагаем упражнения, имеющиеся в копилке преподавателя, которые можно использовать на данном занятии.

Из всех заданий выбираем те, которые подходят для данной категории обучаемых, проставляем лимит времени (3 уровень).

4. Анализ карты. Позволяет отметить те упражнения или вопросы, которые уже были апробированы, но результат использования был неэффективен и т.д. Эта карта позволит провести анализ имеющегося материала и определить те вопросы, которые требуют доработки, осторожного использования или всегда имеют результат.

Можно указать последовательность вопросов (или последовательность задач и т.д.), можно отразить в цветовой гамме (ореолами), где требуется обсуждение всех участвующих и т.д.

Составленные таким образом ментальные карты позволяют процесс работы с информацией сделать эффективнее, записывая ее в форме древовидной структуры. То есть, перевести информацию, в каком бы виде она ни была, будь то в голове или в другом носителе данных, в форму, в которой с ней было бы легко работать.

Ментальная карта занятия дает четкий план действий по реализации поставленных целей. На карте легко увидеть, что уже сделано, а что еще предстоит сделать, видны моменты, требующие доработки.

Ментальные карты можно использовать для обратной связи. Достаточно эффективной технология составления интеллект-карт представляется для проверки качества усвоения материала учащимися. На этапе рефлексии учебного занятия его участникам может быть предложено в течение короткого промежутка времени надписать ответвления от центральной темы. Количество основных ветвей выбирается преподавателем и соответствует целям лекции. Количество ответвлений второго уровня может быть определено каждым автором карты самостоятельно. Особенность интеллект-карт заключается в том, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи.

Ментальная карта представляет собой идеальное решение для проверки знаний учащихся и играет роль помощника при планировании, выполнении, осуществлении контроля и защите проектных работ. Такие карты несут информацию о реальных результатах. Постепенно внедрение этой техники поможет разрабатывать разнообразные занятия с учетом категории учащихся, их возможностей и запросов, ведь любой новый инструмент, когда его только показываешь, вызывает чаще всего отторжение, так как мы привыкаем работать с каким-то инструментом, а выход на новый уровень связан в первую очередь с напряжением внутренних сил, с затратой времени.

Преимущества обучения с помощью ментальных карт

1. Приковывают внимание учащихся.

2. Учебный материал на основе ментальных карт является гибким и легко приспосабливаемым к меняющимся условиям, позволяет вносить коррективы в планируемые занятия.

3. В отличие от линейного текста, интеллект–карты не только излагают факты, но и демонстрируют взаимоотношения между ними, тем самым обеспечивают более глубокое понимание предмета учащимися.

4. Физический объем конспектируемого материала уменьшается.


  1. Основные принципы построения интеллект-карт

Правила обусловлены теорией полушарий мозга, памяти и восприятия человеком информации (кодирование, обработка, передача и хранение) и призваны задействовать весь потенциал мозга для работы с информацией.


1. Графическое представление информации. Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.

2. Использование пиктограмм. Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.

3. Активное использование цвета. При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! В Приложении 1 данного пособия представлена таблица значения и скорости восприятия основных цветов.

4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре. Это одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт.

6. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

7. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

8. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых объектов.

9. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов

уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

10. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

11. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.


  1. Алгоритм действий при построении интеллект-карты


1. Центральный образ (основную идею) располагаем в центре листа.

Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.


2. Основные темы, непосредственно связанные с объектом внимания (ветви 1-го уровня), изображаем расходящимися от центрального образа в виде плавных линий (ветвей), обозначаем и поясняем ключевыми словами или образами, ассоциирующимися с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Создавать и читать следует по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, вам необходимо пронумеровать очередность чтения.


3. Вторичные идеи также изображаем в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка, то же справедливо и для третичных ветвей и т.д.


Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.


4. Делаем карту более эффективной и привлекательной с помощью использования множества цветов.

В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей.


5. Добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Экспериментируйте! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже должна быть уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Старайтесь все слова располагать горизонтально. Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро.


6. При необходимости можно соединить понятия на разных ветках с помощью дополнительных стрелок.

Стрелки могут быть разных цветов, толщины, начертания. Все зависит от их важности в данной интеллект-карте. Не создавайте прямых линий!


7. Для большей понятности можно оформить фоновыми цветами различные смысловые блоки, обозначить нумерацию.

Используйте группировку для обозначения односмысловых групп. Это могут быть разноцветные фоны, просто контуры или что-то другое.

Если вы не используете в своей интеллект-карте правило чтения по кругу (по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла), смысловые блоки следует пронумеровать.

Как правило, впоследствии для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.


Метальные карты помогают привлечь живые мысли, находящиеся за скучным текстом, или создать их, если использовать ментальные карты в качестве инструмента для создания новых идей. Ведь память и креативность – в сущности, две стороны одного процесса: память воссоздаёт прошлое, а креативность создаёт будущее. Наступивший век по праву можно назвать веком интеллекта, и этому веку нужен новый инструмент, отвечающий его запросам к широте информационного охвата, быстроте ее обработки, объединению данных различных форматов.

ЛИТЕРАТУРА


1. Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – М.: Росмэн-Пресс, 2007. – 96 с.

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Минск: Попурри, 2003. – 304 с.

3. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие. / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова, – М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. – 44 с.

4. Мюллер, Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.


ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ


http://journals.susu.ru/pit-edu/article/viewFile/494/418 Кузнецова Н.В., «Использование ментальных карт в образовательной деятельности», Южно-Уральский государственный университет.


http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf - «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!