СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование краеведческого компонента на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого компонента на уроках технологии»

Использование краеведческого компонента на уроках технологии


Одна из главных задач, стоящих перед работниками народного образования – задача улучшения трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В решении этой задачи помогают занятия учащихся декоративно – прикладным искусством, где в активном творческом труде дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия формируют эстетический вкус, дают технические знания, развивают трудовые умения и навыки.

Данная тема мною выбрана потому, что в бурный век инновационных технологий не стоит забывать наследие наших предков, на котором строилась культура чувашского народа, и именно чувашская вышивка сыграла большую роль в этом процессе. Культуру предков мы можем сохранить передавая опыт от старшего поколения к более молодому и эта цепь не должна прерываться.

Истоки народной вышивки чуваш уходят в далекую древность. Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшена вышивкой.

П. С. Паллас во второй половине 18 в. так описывал одежду чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно». 

По старинным обычаям, женщины обязательно должны были владеть

секретами вышивки и все свое свободное время заниматься изготовлением

одежды и украшением тканей.


Основными цветами в старинных вышивках были марено­вый,

красный, черный, в небольшом количестве синий, зеле­ный, желтый.

В цветовой гамме большую роль играл белый фон.

На занятиях обычно использую различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их.

Словесные методы - это рассказ, беседа. Рассказом начинается новая тема, рассказом сопровождается демонстрация диапозитивов, слайдов, образцов орнаментов, вышитых изделий.

В беседе принимают участие все. Беседа оживляет занятия, активизирует внимание ребят. Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Опрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, можно выявлять степень знаний, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала. В процессе используется вводная часть, в которой кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа пробуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем, таблиц, образцов, кинофильмов и диапозитивов изделий декоративно - прикладного искусства.

Основное место на занятиях отводится практической работе. Этнографические работы, включающие в себя подготовку рисунка для вышивки, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек, выполнение эскизов для изделий. На все это следует обратить внимание, т.к. такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможности на практике проверить свои силы в художественном творчестве.


Таким образом, уроки с использованием краеведческого компонента знакомят школьников с разными традициями, обычаями и народными промыслами малой родины.

На занятиях в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» национально-региональный компонент включён в уроки по:

* материаловедению, где учащиеся знакомятся с процессом прядения, ткачества, узнают о поясе (пиçиххи)который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов с оригинальным узором;

* конструированию и моделированию, где учащиеся знакомятся с чувашскими национальными костюмами. В 5 классе - с головными уборами девушек и замужних женщин. В 6 и 7 классах учащиеся продолжают изучать национальный костюм;

*рукоделию и художественным ремёслам с 5 по 8 класс на уроках учащиеся знакомятся с видами художественных ремёсел чувашей, женским рукоделием, изучают вышивки (ухмах тере, вет ура, курак ури)  мастериц, которые использовали простейший прямолинейный и криволинейный орнамент. Использование орнамента для художественной отделки одежды, предметов интерьера, домашней утвари. Полученные теоретические знания учащиеся реализуют в практических, проектных работах (вышивка, вязание, изготовление изделий из лоскутков).

Используя свои знания, учащиеся создают красивые изделия, которые не только радуют глаз, но и участвуют в разных конкурсах и выставках народного творчества. Тем самым они показывают, как богата наша чувашская земля.

Используя аппликацию, школьники на примере чувашских орнаментов учатся строить простые ленточные композиции с повторяющимися или чередующимися по цвету квадратами, треугольниками, полосками, ромбами.

Любовь к вышиванию, привитая в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь.


Изучение декоративно -  прикладного, народного творчества Чувашии   призвано сформировать у учащихся художественный способ познания чувашского искусства,  дать  систему  знаний и ценностных ориентиров    на основе  собственной художественно-творческой   деятельности  и  опыта  приобщения  к    выдающимся явлениям  чувашской художественной культуры. Данная область знаний развивает в личности ученика эстетическое        восприятие мира, воспитывает художественный вкус, потребность в общении с прекрасным в жизни и  в искусстве  чувашского края. Обеспечивает определенный  уровень эрудиции  в  сфере чувашской национальной культуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!