СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование коррекционных приемов обучения для достижения успешного процесса обучения детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практическом осуществлении учебно - воспитательной работы коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Использование коррекционных приемов обучения для достижения успешного процесса обучения детей с ОВЗ»











Доклад на тему:

«Использование коррекционных приемов обучения для достижения успешного процесса обучения детей с ОВЗ»

































В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.


В основе классификации методов обучения, лежат виды деятельности учителя и учащихся.

Выделяются следующие методы обучения: коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий, контрольный Особенности развития мыслительных операций, речи, памяти и внимания обучающихся с ОВЗ не позволяют использовать полностью какую-либо классификацию. Поэтому в системе коррекционного обучения необходимо опираться на наглядные, словесные и практические методы.

К наглядным методам относятся наблюдение и демонстрация. Наблюдение — это целенаправленное восприятие объекта или явления. Оно заранее планируется учителем. Различают следующие виды наблюдения: кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое. Под демонстрацией понимается предъявление, показ предмета, явления или действия. Для демонстрации существуют следующие наглядные средства: предметной наглядности (реальные предметы или их макеты), образной наглядности (фильмы, иллюстрации, слайды), условно-символические средства (схемы, символы, формулы). Данные методы являются наиболее востребованными и важными при организации обучения детей с ОВЗ, особенно на уровне начального общего образования. При использовании этих методов следует учитывать особенности восприятия обучающихся с ОВЗ (замедленный темп, недостаточный объем и точность). Поэтому иллюстрации должны быть крупными, реалистичными и доступными. В коррекционной работе должен применяться принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, когда обучение детей с ОВЗ строится с опорой на все органы чувств. К словесным методам обучения относятся рассказ, беседа, объяснение. Под рассказом понимается монолог учителя, содержащий учебную информацию. Он должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. Беседа представляет собой диалог педагога и ученика. В ходе беседы важно четко формулировать вопросы, которые должны быть понятны ребенку. Объяснение — это комментарий, позволяющий определить скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения. Для обучающихся с ОВЗ характерны трудности в восприятии и переработке вербальной информации. Многие из них имеют речевые нарушения. Поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

К практическим методам относятся: упражнения (устные и письменные), продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность. учителю необходимо использовать дифференцированный подход с элементами группового обучения.

Педагогу в зависимости от темы урока следует использовать игровые методики обучения. Частая смена деятельности и применение различных форм проведения учебного занятия (игра, экскурсия, викторина) влияют на повышение учебной мотивации и познавательной активности у всех обучающихся инклюзивного класса, обеспечивают профилактику физического переутомления и эмоционального истощения учеников, способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ в детском коллективе. При этом важно, чтобы способ обучения дидактической игрой не заменялся развлечением. Во время урока учитель должен оказывать различные виды поддержки ребенку с ОВЗ: стимулирующую, направляющую, обучающую. Стимулирующая поддержка заключается в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных задач, обращается к некоторым примерам учебных заданий, мотивирует на последующие самостоятельные действия. Направляющая помощь учителя в зоне ближайшего развития позволяет ребенку с ОВЗ осмыслить учебную задачу и прийти к правильному ответу благодаря наводящим вопросам педагога. Обучающая помощь учителя ребенку с ОВЗ предполагает разъяснение учебного материала с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При объяснении темы урока педагог должен постоянно контролировать при помощи вопросов понимание учеником инструкций и заданий.


Ритм урока не должен быть монотонным, его необходимо менять при смене деятельности, которая обусловлена степенью концентрации внимания учащихся, зависящей от их возраста, а также от тех или иных отклонений в развитии. Непроизвольная концентрация внимания на уроке обеспечивается новизной, яркостью, интересом материала. Однако однообразие деятельности вызывают у детей скуку и снижает продуктивность урока. В среднем учащиеся могутсосредоточиться на одном виде деятельности на протяжении 10 минут, после чего происходит потеря внимания и интереса. У учащихся с задержкой психического развития данный показатель еще ниже.

Этот фактор следует учитывать, используя не менее 4 видов деятельности за урок.

Например, на уроке математики можно применять следующие виды деятельности: решение теста, примеров,уравнений, задач в тетради и у доски, устный счет, выполнение чертежа, чтение, слушанье, фронтальный опрос, проговаривание правил и теорем хором, опрос по цепочке и т. д. В то же время слишком частая смена деятельности так же не продуктивна, не рекомендуется на уроке использовать более 6 видов.

Темп урока должен задаваться и поддерживаться учителем и исходить из возможностей класса. Нельзя задавать слишком быстрый темп. В то же время слишком медленный темп расхолаживает более сильных учащихся. Легкий материал может даваться быстро, при трудном – замедляется скорость речи учителя, многократно повторяются сложные моменты, различными вопросами проверяется уровень усвоения материала. В начале урока темп должен быть замедленным, в середине урока возрастать, к концу урока снова снижаться. Планируя урок, учитель должен предусмотреть моменты предельного внимания, моменты заинтересованности и расслабляющие паузы.

Для повышения мотивации к обучению важно создать на уроке ситуацию успеха для учащихся, для этого важно отмечать все положительные сдвиги в развитии ребенка, а при анализе ошибок проявить педагогический такт и избегать безапелляционных высказываний.

Задача сохранения здоровья детей подразумевает выбор средств и

форм обучения, которые не вредят физическому, психическому и духовному здоровью детей, а способствуют его сохранению. Использование активных методов способствует активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Для обеспечения доступности и качества образования большое

значение имеет применение информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ), позволяющих на качественном уровне обеспечивать дистанционное взаимодействие субъектов в рамках образовательной деятельности.

Рассмотрим некоторые направления использования ИКТ.

Для решения компенсаторных задач. Использование технологий в

качестве вспомогательных устройств позволяет обучающимся с особыми потребностями принимать активное участие в образовательной деятельности, коммуникации. Нарушения экспрессивной и импрессивной речи приводят к трудностям в тех областях учебной деятельности, которые связаны с вербальной функцией человека (познавательные процессы, логические операции, обобщения действительности в форме абстракции и др.). Один из подходов к использованию вспомогательных технологий для развития и совершенствования коммуникативных навыков предполагает наличие обратной связи, основанной на зрительных ощущениях. Другой подход состоит в использовании различных альтернатив устной коммуникации, например, субтитры. Современные ИКТ предоставляют возможность педагогу создавать аудиовизуальный материал с субтитрами.

Технологии помогают компенсировать недостаток естественных функций организма и, таким образом, оптимизируют процесс получения информации, а также создают условия для усвоения знаний, обеспечивают возможность контролировать окружающую среду, позволяют решать учебные и социальные задачи, предоставляют доступ к информационным ресурсам.

Для решения дидактических задач. Использование ИКТ как дидактического инструмента способствует изменению подходов к учебно-методическому процессу и стимулирует появление новых стратегий обучения и контроля знаний, способствует максимальной реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Кроме того, для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, не имеющих возможности посещать регулярные занятия в образовательной организации, ИКТ используются в качестве средства дистанционного обучения.

Для решения коммуникативных задач. Технологии могут выступать посредниками в процессе общения людей с особыми потребностями. Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение. К таким можно отнести компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья; доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы – например, доступный HTML, говорящие книги системы DAISY (Digital Accessibility Information System – электронная доступная информационная система), а также «низкотехнологичные» форматы, система Брайля, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и т. д. Вспомогательные технологии – это «устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или

улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья».

Помимо использования доступных технических и программных

вспомогательных средств, обучающиеся достигают положительного

эффекта в обучении при использовании электронных пособий, разработанных непосредственно педагогами с учетом образовательных потребностей обучающихся и размещенных на интернет-ресурсах и сайтах.

При разработке пособий педагогам могут оказать помощь:

– ресурсы электронной библиотеки «Особый ребенок» (http:www.webcenter.ru/~scdl);

– материалы книжного раздела сайта «Особое детство» (http:www.osoboedetstvo.ru/books.htm);

– материалы сайта «Сайт для родителей особых детей» (http://ovz.ipk74.ru/);

– материалы информационно-методического портала по инклюзивному и специальному образованию (http://edu-open.ru/);

– адаптированные мультимедийные модули Федерального центра

информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru);

– материалы электронной библиотеки центра «Взаимодействие»

(http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/library/).

Технологии компенсирующего обучения

В процессе познавательной деятельности учебная информация, содержащая данные о признаках свойствах, процессах изучаемого объекта, воспринимается учащимися с трудом. Для решения данной проблемы на уроках могут быть использованы технологии компенсирующего обучения.

Использование коррекционных методов компенсирующего обучения направлено, на повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания, развитие нагляднообразного и логического мышления. Синтез учебного материала и специальных коррекционных упражнений позволяет учащимся с ОВЗ усваивать основные приемы учебной деятельности, вследствие чего происходит развитие личностно-мотивационной сферы.

Методы компенсирующего обучения включают следующие специальные приемы:

– тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;

– упражнения на развитие памяти;

– уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц;

– опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному.

– опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

– алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

– указание типа, правила;

– подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

– предупреждение о возможных ошибках;

– разделение сложного задания на составляющие.

В процессе обучения детей с ОВЗ целесообразно использовать работу по алгоритму, определяющему порядок, последовательность деятельности в виде инструктивных рекомендации. Алгоритм должен быть прописан простым языком, содержать схематичные изображения, символику, некоторые моменты могут быть выделены цветом.

Приемы алгоритмизации деятельности учитывают особые образовательные возможности ребенка. Например, для учащихся с ЗПР рекомендуется расчленить информацию на отдельные части, узлы. Материал преподносится поэтапно, а затем объединяется в целостный процесс в более упрощенном варианте, в котором отсутствуют второстепенные детали. Затем ребенок должен получить навык работы с упрощенными заданиями, после чего могут вводиться элементы усложнения.

С целью исправления недостатков в усвоении базовых знаний,

привития интереса к предмету, доступности обучения рекомендуется

применять на уроках специальные коррекционно-развивающие

упражнения, такие как: карточки-таблицы и карточки-схемы (законченные и незаконченные), тесты, карточки с рисунками, карточки

диктанты, которые могут включать задания заполнить пропуски.

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– урок как система реабилитации, в результате которой каждый

ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать

разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

– адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и

логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Задания для детей с ОВЗ должны быть выражены учителем, как в устной, так и в письменной форме. Формулировка заданий должна быть краткой и конкретной, содержащей один глагол. Для того чтобы выяснить, понял ли ребенок данное задание, следует попросить его повторить и пояснить суть задания.

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения предметов естественноматематической направленности и обязательным условием эффективности этого процесса. Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках позволяет снять эмоциональное напряжение, создать

ситуацию успеха, скорректировать поведение, дать детям возможность

почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.

Игровые технологии

1. Игра «Найди родственников»

Дай названия представленным видам одежды и определи родственников

Рис. 3.18. Виды одежды

2. Игра на соотнесение

1. Игрушки из фанеры… шил иголкою (3)

2. Карандаш чинил… дрелью (7)

3. Рубашку, брюки… выпиливал лобзиком (1)

4. Быстро завинчивал винты… острой

пилкой (5)

5. Бревно пилил… ключом гаечным (4)

6. Гвоздь забивал… тонким ножом (2)

7. Сверлил отверстие в доске… молотком тяжелым (6)

3. «Сравни»

Предлагается два изделия, одного фасона, отличающиеся некоторыми деталями .

Найди отличия

а) что общего между первым и вторым изделием;

б) сравни, чем отличаются модели.

4. «Четвертый лишний»

Даны четыре словарных слов. Три из них объединены общим признаком.

Например: фанера, шпон, пластмасса, доска.

5. «Вставь пропущенные буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

Д…ло…о (долото);

Мо…о…ок (молоток);

Ве…с…ак (верстак).

Кейс-метод

При изучении темы «Блюда из круп и макаронных изделий» может

быть предложен кейс в виде всем знакомого мультфильма «Маша и

медведь»

Иллюстрация из мультфильма

«Маша и медведь»

Маша не хочет есть кашу, приготовленную Мишкой, и решает

кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша

начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в

доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не

помогло…

Вопросы кейса:

1. Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите

главную проблему сюжета.

2. А почему так произошло у Маши?

3. Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять варенье

при приготовлении каши?

4. Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?

5. Составьте свой план приготовления каши


Коррекционная работа является действенной формой психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря ей удается добиваться существенного продвижения в полноценном усвоении учениками знаний, умений и навыков.

Среди приемов, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать проведение уроков в форме познавательно-дидактических игр. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, происходит непроизвольное освоение материала. Наиболее удачным считаю следующие приемы:

- Прием новизны – факты, которые поражают, удивляют, заставляют задуматься.

- Практические занятия, на которых дети учатся сравнивать, выявлять отдельные признаки, обобщать и т.д.

- Творческие задания, т.е. создается ситуация выбора.

Игры всегда верой и правдой служили и призваны служить развитию смекалки и познавательного интереса детей на всех, без исключения, уровнях их возрастного развития. Игра одной только своей формой переносит ребят в новое измерение, в новое психологическое состояние.

Также в своей работе использую нестандартные уроки, на которых пассивный слушатель превращается в активного деятеля, исследователя, основная нагрузка по добыванию знаний ложится на ученика, что способствует более осознанному усвоению материала. Нестандартные уроки помогают детям преодолеть скованность, почувствовать радость успеха.

Одним из приемов мотивации является развитие самостоятельной познавательной активности учащихся, которое проявляется:

- в многократном повторении учеником изучаемого материала, постоянном возврате к нему, что является необходимым условием для полного усвоения и понимания изученного;

- в обязательной отработке умений выполнять простейшие операции;

- во включении в каждый урок пусть небольшой, но самостоятельной работы учащихся;

-в проведении достаточного контроля: ни одного урока без опроса или взаимоопроса, что является необходимым условием развития у учащихся речи, памяти, а также проверки усвоения учениками изучаемого материала;

- в разумной дифференциации и индивидуальном подходе, позволяющем каждому ученику проявить себя с хорошей стороны и утвердиться как личность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!