«Использование кейс технологии в работе с дошкольниками»
Слайд 1.
Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате.
В рамках своего выступления я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс – метода при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, к которой уделяется недостаточное внимания.
Поэтому в своей работе по данному направлению я решила использовать кейс технологию.
Что же такое кейс - технология?
Слайд № 1
Кейс - технология
это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра.
Название кейс технология произошло от латинского
Казус – запутанный необычный случай;
а также от английского кейс – портфель, чемоданчик
Слайд №3 .
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме.
В основе такой технологии лежит системно - деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.
Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Слайд № 4
Для чего нужна кейс – технология детям?
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближенным к реальной ситуации.
Существуют следующие виды кейсов .
Слайд № 5. Виды кейсов:
- Печатный кейс;
- Мультимедиа кейс;
- Видео кейс.
Слайд № 6.
Что может содержать кейс?
- Текстовый материал;
- Иллюстративный материал.
Слайд № 7.
Метод кейс - технологии развивает:
аналитические навыки;
практические навыки;
творческие навыки;
коммуникативные навыки;
социальные навыки;
навыки самоанализа.
Слайд
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией.
2. Выделение основной проблемы.
3. Выбор оптимального решения .
4. Предложение возможных решений.
Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании:
- Кейс - анализ конкретных ситуаций;
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с несколькими видами кейсов, которые я использую
в своей работе с детьми .
«Фото-кейс» и « Кейс – иллюстрации».
В процессе создания кейсов я намечаю восемь этапов работы:
1. Разработать проблемную ситуацию.
2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.
4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
6. Поддержать дискуссию , помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.
7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.
8. Подвести итоги
Слайд – мои фото
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Слайд
Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией).
Фиксирую их внимание.
Создается положительное отношение к ситуации.
Слайд
На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку.
Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
Слайд
На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Слайд
Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
Слайд
На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
Таким образом ,применение фото – кейс технологии ,оказывает положительное влияние на различные стороны развития , дошкольников , в том числе и на развитее речемыслительной деятельности дошкольника .
Слайд
Особое внимание мне хочется уделить противопожарной безопасности .
Из бесед с детьми я выяснила что тема огня интересна и любопытна детям , но они не понимают все опасности игр с огнём.
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку.
Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.
Чтобы научить ребенка правильно действовать в этой ситуации необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.
Поэтому в практике дошкольного образования мною широко используются Кейс-иллюстрация по пожарной безопасности .
Слайд
Кейс – иллюстрация
– это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Таким образом кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства.
А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Слайд № 10. Пример работы с кейсом.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям и соответствовать четко поставленной цели создания;
иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
иллюстрировать типичные ситуации;
развивать аналитическое мышление;
провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
быть привлекательным и увлекательным для участников;
быть наглядным; речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;
иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги .
Сегодня я вас познакомила с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
И если такой подход применять многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.
И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!».
Спасибо за внимание!»
Практическая часть.
Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.
Слайд № 11. «Фото-кейс» рассмотрим с 1- ой подгруппой воспитанников.
Воспитатель: Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?
Воспитатель: а теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы.
Воспитатель: Молодцы! Верно!
Слайд № 12.
Воспитатель: 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию».
Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге). Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей). А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)
Словесное поощрение за правильные ответы.
Слайд № 13. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).
Воспитатель: 1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».
Итак, вопросы:
- Какие неправильные действия совершил мальчик?
- К чему приводит такое поведение на дороге?
- Как нужно было перейти дорогу?
- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)
Воспитатель: 2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть
опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на
специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)
Слайд № 14. Следующее задание это - «Кейс – драматизация».
Воспитатель: Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.
Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.
Слайд № 15.
В процессе освоения кейс-технологий дети учатся:
- получать необходимую информацию в общении;
- умение соотносить свои устремления с интересами других;
- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,
- участвовать в дискуссии;
- отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.
Подведение итогов.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс-стади.
Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
— Юру позовите.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Мальчик не ест суп».
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?
Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
— умение дошкольников принять на себя роль;
— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
— ролевое взаимодействие.
Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы | Деятельность детей |
Знакомство с ситуацией, ее особенностями | Воспринимают предложенную ситуацию |
Актуализация знаний | Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются . |
Мозговой штурм | Осуществляют поисковую деятельность. |
Презентация | Представляют свои роли, осуществляют презентацию. |
Рефлексия | Анализируют, делают выводы. |
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект «Кока-кола: за и против».
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.
В процессе освоения кейс-технологий дети:
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.
Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.