СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование кейс технологии в работе с дошкольниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Использование кейс технологии в работе с дошкольниками»»

«Использование кейс технологии в работе с дошкольниками»

 Слайд 1.

Вступительная часть.


Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, они требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате.

В рамках своего выступления я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс – метода при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения.


Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.


Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, к которой уделяется недостаточное внимания.


Поэтому в своей работе по данному направлению я решила использовать кейс технологию.


Что же такое кейс - технология?



Слайд № 1

Кейс - технология
это анализ ситуации или конкретного случая, деловая игра.

Название кейс технология произошло от латинского

Казус – запутанный необычный случай;

а также от английского кейс – портфель, чемоданчик


Слайд №3 .

 Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.


 Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме.

В основе такой технологии лежит системно - деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.

Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.


Слайд № 4

 Для чего нужна кейс – технология детям?
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближенным к реальной ситуации.

Существуют следующие виды кейсов .

 Слайд № 5. Виды кейсов:


- Печатный кейс;

- Мультимедиа кейс;

- Видео кейс.


Слайд № 6. 

Что может содержать кейс?

- Текстовый материал;

- Иллюстративный материал.


Слайд № 7.

Метод кейс - технологии развивает:
аналитические навыки;
практические навыки;
творческие навыки;
коммуникативные навыки;
социальные навыки;
навыки самоанализа.



Слайд


Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:


  • 1. Знакомство с ситуацией.

  • 2. Выделение основной проблемы.

  • 3. Выбор оптимального решения .

  • 4. Предложение возможных решений.


Наиболее используемые кейсы в дошкольном образовании:



- Кейс - анализ конкретных ситуаций;
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).


Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с несколькими видами кейсов, которые я использую

в своей работе с детьми .

«Фото-кейс» и « Кейс – иллюстрации».


В процессе создания кейсов  я намечаю восемь этапов работы:

1. Разработать проблемную ситуацию.

2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.

3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомится с ним.

4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.

5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.

6. Поддержать дискуссию , помогать оценивать решения ситуации, которые предлагают дети.

7. Выслушать/посмотреть/проверить решение детей.

8. Подвести итоги


Слайд – мои фото



Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.


Слайд


Используя данную технологию, я соблюдаю этапы, планируя свою работу с детьми.

Первый этап: подготовительный.

Начинаю знакомить детей с ситуацией (фотографией).

Фиксирую их внимание.

Создается положительное отношение к ситуации.


Слайд


На втором этапе, дети совместно со мной выделяют проблему, определяют целевую установку.

Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.


Слайд

На третьем этапе, я стараюсь активизировать детей при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт детей, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.



Слайд

Четвертый этап: (анализ принятия решения), я вовлекаю детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.


Слайд

На пятом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.


Таким образом ,применение фото – кейс технологии ,оказывает положительное влияние на различные стороны развития , дошкольников , в том числе и на развитее речемыслительной деятельности дошкольника .

Слайд


Особое внимание мне хочется уделить противопожарной безопасности .

Из бесед с детьми я выяснила что тема огня интересна и любопытна детям , но они не понимают все опасности игр с огнём.

У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку.


Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.


Чтобы научить ребенка правильно действовать в этой ситуации необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности.


Поэтому в практике дошкольного образования мною широко используются  Кейс-иллюстрация по пожарной безопасности .


Слайд


Кейс – иллюстрация
– это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Таким образом кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства.

А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.


Слайд № 10. Пример работы с кейсом.



Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям и соответствовать четко поставленной цели создания;

 иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);

  иллюстрировать типичные ситуации;

  развивать аналитическое мышление;

  провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;

 быть привлекательным и увлекательным для участников;

  быть наглядным; речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;

  иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).

 





Уважаемые коллеги, позвольте подвести итоги .

Сегодня я вас познакомила с кейс-технологией, которая способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

И если такой подход применять многократно, то у дошкольника будет вырабатываться устойчивый навык решения практических задач.


И в заключении, как гласит современная народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а очень умный – на кейсах!».

Спасибо за внимание!»
















































Практическая часть.

Как вы понимаете, работать будем по подгруппам: 1-ая и, соответственно, 2-ая подгруппа (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

Слайд № 11.  «Фото-кейс» рассмотрим с 1- ой подгруппой воспитанников.

Воспитатель: Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

Воспитатель: а теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. Отвечает один из подгруппы.

Воспитатель: Молодцы! Верно!

Слайд № 12. 

Воспитатель: 2- ой подгруппе предлагаю рассмотреть «Кейс-иллюстрацию». 

Что изображено на картинках? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге). Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей). А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу.)

Словесное поощрение за правильные ответы.


Слайд № 13. «Кейс - наоборот» (каждой подгруппе).

Воспитатель: 1-ой подгруппе. Вчера я услышала, как папа ругал своего сына. Послушайте: «Сын, ты меня сегодня очень расстроил! Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до «зебры», посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Итак, вопросы:

- Какие неправильные действия совершил мальчик?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Ответы, правило: «Переходи дорогу в положенном месте или по светофору за руку со взрослыми)

Воспитатель: 2-ой подгруппе. Мама ругала девочку на улице: «Ты умная девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей стороны! Ты могла бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

- Какие неправильные действия совершила девочка?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить девочке?

- Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть

опасно. (Ответы, правило: «Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно на

специальной площадке для игр, которая будет далеко от дороги»)

Слайд № 14. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». 

Воспитатель: Каждой подгруппе предлагается набор: дорожные знаки, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения.

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

Слайд № 15.

 В процессе освоения кейс-технологий дети учатся: 

- получать необходимую информацию в общении;

- умение соотносить свои устремления с интересами других;

- доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос,
- участвовать в дискуссии;

- отстаивать свою точку зрения;
- умение принимать помощь.

Подведение итогов.










Технологическая карта деятельности по технологии кейс-стади.

 

 









Кейс-стади «Разговор по телефону».

Цель:

— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;

— формирование культуры общения;

— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Вопросы:

— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?

— Почему?

— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?

— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?

— Предложите свой вариант разговора по телефону.

 

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.


Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».

Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.

Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.

 

В «фото-кейс» входит:
— фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
— текст к кейсу, который описывает совокупность событий;
— задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).

Фото-кейс «Мальчик не ест суп».

Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.

Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?

Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

— умение дошкольников принять на себя роль;

— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

— ролевое взаимодействие.

 

Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.

 

Этапы

Деятельность детей

Знакомство с ситуацией, ее особенностями

Воспринимают предложенную ситуацию

Актуализация знаний

Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются .

Мозговой штурм

Осуществляют поисковую деятельность.

Презентация

Представляют свои роли, осуществляют презентацию.

Рефлексия

Анализируют, делают выводы.

 

Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Игровой проект «Кока-кола: за и против».

Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:

Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.

Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.

Заключительный – подведение итогов, самоанализ, подготовка презентации.

В процессе освоения кейс-технологий дети:
— учатся получать необходимую информацию в общении;
— развивают умение соотносить свои устремления с интересами других;
— учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
— развивают умение принимать помощь.

 

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?
Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

 

Кейс-технологии формируют коммуникативные  навыки:
— происходит формирование у детей навыков работы в команде;
— умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
— развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
— обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
— дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.

Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!