Чегошева Марина Анатольевна
Учитель истории,
МБОУ Малосалаирская СОШ
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания
как один из способов реализации ФГОС.
Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы знаете, когда они отправлены,
но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э. Ловель
ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-технология.
Кейс-технология-это метод изучения конкретных ситуаций, изучает общие закономерности на примере анализа конкретных ситуаций. Название технологии произошло от английского «casе» -казус, запутанный или необычный случай.
Актуальность технологии заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - может помочь сформировать и закрепить эти навыки.
Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес - школе в 1924г.
В последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе по естественным и гуманитарным дисциплинам. В 2012 году А. М. Деркач защитил в РГПУ им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании.
Сложность и неоднозначность самого понятия приводит к наличию большого числа подходов к классификации кейсов. Основные источники кейса: общественная жизнь, образование, наука. Обучающие кейсы: отражают типовые ситуации, на первом месте учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в них жизни.
Цели кейс-метода:
- отработка умений работы с информацией
- активизация познавательной деятельности
- повышение мотивации к учебному процессу
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения,
- осуществления самоанализа, самоконтроля, самооценки.
В своей педагогической деятельности я рекомендую следующую последовательность работы над кейс-технологией:
записать цель, над которой предстоит работать группе;
выписать вопросы, сформулированные для данной темы;
по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому- либо из участников их записывать (например, модератору);
сформулировать мнение, которое будет являться вариантом решения поставленной цели.
Для представления результатов работы рекомендуется:
подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы);
выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, при этом предварительно на доске записываются результаты работы. Остальные группы выступают в роли слушателей и оценивают доклад модератора.
Критерии эффективности работы группы:
полнота и глубина проработки информации;
использование разнообразных источников информации;
оригинальность представления;
участие каждого в подготовке и представлении результатов.
Алгоритм работы в группе:
1. Распределение ролей в группе:
«координатор» (модератор), организует работу в группе, распределяет вопросы между участниками и принимает решения;
«секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
«шкипер», представляющий проект.
2. Обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе.
3. Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой.
4.. Работа над проблемой (дискуссия).
5. Выработка решений проблемы.
6. Дискуссия для принятия окончательных решений.
7. Подготовка доклада.
8. Аргументированный краткий доклад.
Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС СОО.
Пример №1. Кейс по истории.
Тема: «Опыт российского парламентаризма. Основные политические партии в России в начале ХХ века.» , 11 класс профильный уровень.
Найти информацию о политических партиях:
Союз русского народа;
Организация объединенного дворянства;
Союз 17 октября;
Партия народной свободы (кадеты);
РСДРП:
А. большевики;
Б меньшевики;
Критерии информации:
год образования, лидеры ,состав;
вопрос о власти;
аграрный вопрос;
рабочий вопрос;
национальный вопрос.
Подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы, презентации); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут.
Тема: «Движение декабристов» ,10 касс.
В Конституции Н.Муравьева, «Русская Правда» П. Пестеля, найти информацию:
Критерии информации:
Подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы, презентации); выступление модератора должно быть в пределах 10 минут.
Пример №2. Кейс по обществознанию
«Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Особенности кейс- технологии:
метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична;
акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учителя и ученика;
в результате применения-технологии учащиеся получают знания и навыки учебной деятельности необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ;
технология метода заключается в том, что по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить:
предварительно прочитав и изучив кейс, привлекая к этому различные источники информации;
подробно обсудить содержание;
преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества;
Достоинством технологии заключается не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей, жизненных установок.
Список использованной литературы
Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].
Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].
Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.
Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г., Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.
Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. –2005.– № 5. – с. 106-116.
Мухина С.А. Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.
Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода /Под ред. доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.