СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интернет-технологий в учебном процессе (Омаханов М.М.)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование интернет-технологий в учебном процессе (Омаханов М.М.)»







Р Е С П У Б Л И К А Д А Г Е С Т А Н

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дусрахская средняя общеобразовательная школа» МО «Чародинский район»




Проект

на тему:


«Использование интернет технологий в учебном процессе»




Проект подготовила: Омаханов Магомед Маликович, МКОУ «Дусрахская СОШ», Чародинского района





Махачкала 2016

Содержание:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Обзор литературы по теме проекта……………………..….5

Глава 2. Эмпирическая часть ………………………………………..12

Выводы ………………………………………………………………….17

Заключение …………………………………………………….…….…18

Список использованной литературы ………….……………………19























Введение

Актуальность использования интернет технологий в учебном процессе обуславливается тем, что на современном этапе Интернет является глобальной телекоммуникационной сетью, повсеместно используемой в системе общего и среднего образования, и других сферах жизни человека. На современном этапе аналоги данной сети отсутствуют. Интернет-технологии обеспечивают образовательный процесс образовательной деятельности с помощью приложений и программных средств. Основное направление использования глобальных сетей является разработка научно-педагогических основ создание и использование информационной среды непрерывного образования на основе создания единого образовательного пространства.

Компьютеры осуществляют выход в Интернет, посредствам линий связи и устройств, обеспечивающими механическую и электрическую связь между компьютерами и сетями. Опорные сети также являются аппаратными средствами, к которым подключаются сервис-провайдеры - Интернет-провайдеры.

Согласованно совместной работе технического оборудования некоторые цели достигается с помощью программ, выполняемых на компьютерах в сети. Они позволяют преобразовать данные для передачи по любым каналам связи и воспроизводить на любом компьютере. Программа контроля за соблюдением единых протоколов, которые обеспечивают целостность данных, которая также отслеживает состояние сети и в случае обнаружения поврежденных или перегруженных участках быстро перераспределяет потоки данных.

Сетевое программное обеспечения выполняет множество разных функций. Среди них функции хранения информации, ее поиск, копирование и воспроизведение. Есть очень важные функции, относящиеся к безопасности в сети.

Сетевые программные ресурсы, предоставлены программами, действующими в рамках сетевого оборудования. Качественную связь пользователей в сети обеспечивает тысячи программ, посредством которых пользователь отправляет запросы к источникам информации.

Сетевые документы обеспечивают сеть информационными ресурсами, данные документы хранятся на компьютерах с выходом в интернет.

Гипотеза исследования: если в образовательном процессе применять средствами интернет-технологий, это главным образом, позволит углубить знания программного материала по различным предметам и как следствие этого повысит эффективность учебного процесса в целом, а также позволит повысить мотивацию учащихся к предмету.

Целью данного исследования, в соответствии с выдвинутой гипотезой, является определение особенности использования современных интернет технологий в образовательном процессе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить особенности интернет технологий в образовании;

- обозначить виды и характеристику интернет технологий;

- выявить возможности использования интернет-сервисов в образовательном процессе.

Предметом исследования является методы использования интернет технологий в образовательном процессе. Объектом же выступает телекоммуникационная сеть Интернет.

В работе использовались теоретические методы, а именно анализ, синтез, классификация, метод обобщения, также в работе использованы эмпирические методы





Глава 1. Особенности использования Интернета в учебных заведениях

Раскрывая понятие "Интернет-технологии", необходимо рассмотреть литературу, так Хлебников, А.А. в учебном пособии «Информационные технологии» в первую очередь обращает внимание на такое понятие как "Технология обучения". Определение понятия "технология" обозначает:

- во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция;

- во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования.[5, c. 157]

Технология - от греческих слов techne (искусство, мастерство, наука) и logos (понятие, учение, знание). Технология это, в первую очередь, совокупность научных знаний о мастерстве, умении и искусстве. В толковом словаре понятие технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, обратимся к автору работы «Информационные технологии в педагогическом образовании» Киселеву, Г.М., в котором он дает понятие педагогической технологии:

- "упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей" (Д.Г.Левитес);

- "продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.М. Монахов).

Для решения дидактических задач в процессе обучения, преподаватель чаще всего приходит к мнению, о пользе современных технологий и применения их в учебном процессе. Этим и обосновывается внедрение в учебный процесс технических средств современного уровня, в том числе и сети Интернет.

необходимо также отметить работу Синаторова, С.В. «Информационные технологии.: Учебное пособие», в котором он отмечает, «Как для учителя, так и для ученика или студента, как субъектов образовательного процесса, представлены дидактические средства. Дидактические средства, используемые преподавателем, используются более эффективно, в то время как обучаемый использует данные средства в более узком смысле, т.е. в индивидуальном порядке.

Для классификации дидактических средств, возможно, выделить следующие категории средств, которые учитель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих:

Во-первых, использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет, предоставляющих возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализация Вики-проектов (Википедия) и пр.

Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP).

В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).»[7, c. 56]

Понятие информационных ресурсов раскрывает Молочков, В.П. . Интернет-ресурсы- это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. Наиболее значимым для нас выступает понятие "Интернет-технологии". Интернет-технологии -определенная среда, которая является автоматизированной, и осуществляет получение, обработку, хранение, и использование ресурсов, главным образом, знаний, в виде информации, а также воздействия данных ресурсов на объект. Данные технологии реализуются только в сети Интернет, и включают в себя как социальные элементы, так и элементы оборудования. В процессе образования выделяют следующие элементы:

o компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

o обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

o интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

o распределенные базы данных по отраслям знаний;

o средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

o электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. (Молочков, В.П Информационные технологии в профессиональной деятельности./ М.: ИЦ Академия, 2012. - 176 c. )

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

o с избирательной интерактивностью;

o с полной интерактивностью.[2, c. 241]

(Интерактивность - непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).

Технологии, которые обеспечивают хранение информационных ресурсов в определенном структурированном виде, относятся к первому виду. Это, прежде всего, банки и базы данных. Функционирование данных технологий осуществляется в избирательном интерактивном режиме, при этом информационные составляющие представлены как услуга. Однако, стоит отметить, что пользователь имеет возможность использовать имеющую информацию в сети, без возможности ее редактирования и воода новой информации.

Второй вид - это технологии, обеспечивающие непосредственно прямой доступ к информационным ресурсам больших объемов, которые хранятся в базах данных. Все формы коммуникации по данному виду технологий, включаются с помощью ЭВМ. Иными словами, с помощью таких ресурсов как электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д. [19, с. 211]

Еще раз отметим, что ресурсы интернета - определенная совокупность информационных ресурсов и технологий, а также банков и баз данных, доступ к которым осуществляется посредствам технологий. К сведению, в процессе использования данных ресурсов, происходит их постоянное обновление.

К их числу относятся, например:

o электронная почта;

o система телекоммуникаций Usenet;

o система файловых архивов;

o базы данных WWW;

o базы данных (Gopher);

o базы данных (WAIS);

o информационные ресурсы (LISTSERV);

o справочная служба;

o поисковые машины и др.[9]

Интернет-ресурсы образовательного назначения - это материализованные в компьютерной сети:

o информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

o компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры,

лабораторные практикумы, тестовые системы;

o обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных

компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

o распределенные базы данных по отраслям знаний.

Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:

o личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

o сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.[6, c.121]

На современном этапе развитие интернет технологий происходит с невероятной скоростью, это проявляется и во многообразии видов и возможностей. Однако, развитие такого ресурса как Рунет, нельзя сопоставить с развитием остального мира, ввиду более низкой скорости изменений данной сети. Становление развитие интернет-технологий осуществилось главным образом, посредствам запуска на орбиту первого космического корабля. С этого момента и началась эпоха новых космических исследований и новой страницы технологий современного общества. На самом деле видов интернет-технологий огромное количество и часть из них будут рассмотрены в данной работе.

Федотова, Е.Л. «Информационные технологии и системы» классифицирует интернет технологии следующим образом:

" Сервисы

" Информационные

" Браузеры

Первая нумерация в данной классификации представлена различными сервисами, осуществляющие реализацию определенных услуг. Примером такого сервиса может служить корпорация Google, имеющая спрос на мировом рынке предоставления информационных услуг.

В ряде информационных интернет технологий стоят такие виды как блоги, порталы и многое другое. Важность этого вида технологии нельзя преувеличить, а также стоит отметить и его популярность, ведь 90% информационных ресурсов сети Интернет находится в режиме открытого доступа. [8, c. 181]

Веб-разработки, такие как браузеры и иные обозреватели, посредствам которых осуществляется выбор и форма необходимого ресурса, способны избавить нас от множества проблем, технологического характера.

Данные виды интернет технологий имеют подклассы, и сейчас мы их разберем.

Сервисы:

" Почта (Google, Yandex)

" Социальные сети

" Коммерческие предприятия

Список не ограничивается вышеперечисленным, и имеет множество иных значений.

Информационные:

" Порталы

" Блоги

" СМИ

Необходимость данного типа заключается возможности приобретения информации разного сорта, находящейся в открытом доступе. Это является явным преимуществом современного развития сети интернет, однако минусом этого является снижение цены на предоставление данной информации. [8, c. 14]

Рассмотренные выше разновидности технологий интернета представляют неполный перечень существующих на сегодняшний день достижений в информационном пространстве. Еще раз отметим, что практически каждый из нас сталкивается с использованием интернет технологий в повседневной жизни, однако редко кто из нас представляет благодаря чему достижение интернет технологий стали настолько доступными на современном этапе.




















Глава 2. Эмпирическая часть

На современном этапе большое количество учебных заведений пользуются технологиями современности, исключением этого не стал и Интернет. Использование данной сети приветствуется, а иногда и обязывается со стороны государства, это выражается принятием некоторых государственных программ по развитию образования. Положительная тенденция выражена в первую очередь приобщением к отрытому доступу к всемирному информационному пространству, а также упрощаются некоторые образовательные цели и задачи, путем автоматизации. Однако, стоит отметить, что задачей образовательного учреждение является непосредственное развитие личности учащегося, развитие и улучшение его личных качеств, ознакомление и создание условий для приобщения субъекта образования к информационному сообществу в роли полноценного гражданина данного общества.[9]

Активное использование учебными заведениями интернет-технологий, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении инновационных процессов, с помощью которых происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения. При помощи Интернет-технологий преподаватель и учащиеся могут пользоваться Интернет-сервисами, которые помогут облегчить обучение и ускорить образовательный процесс. Рассмотрим некоторые из них.

Электронная почта.

Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными сетями. ЭП позволяет пользователям обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Расстояние между пользователями не играет роли и может колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных, радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним собственно телекоммуникации.

В обобщенной форме их можно отразить в следующих возможностях ЭП:

" передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или компьютерных программ;

  • хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки ее на принтере;

  • демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

  • подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и отсылаемых;

  • использование и пересылка компьютерных обучающих программ.[3, c, 145]

Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном процессе.


Электронные конференции.

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.

Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени, например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и произвольного во времени доступа.[8]

Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-графической информацией между участниками образовательного процесса.

Телеконференции и видеотелефон.

Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов. При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства. Аппаратно-программное оборудование одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное оборудование, клавиатуру, манипулятор мышь, модем.

Видеотелефон отличается от видеоконференцсвязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.

Дидактические свойства НИТ этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Электронные библиотеки.

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

В настоящее время основные фонды не полностью соответствуют задачам школьной библиотеки. В связи с этим особую остроту приобретает проблема использования ресурсов Интернет.

Сегодня образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам Всемирной сети, а некоторые из них собственные Интернет-страницы, на которых располагаются методические разработки, учебные программы и т.п.

Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае преподаватель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.[11]

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте.
























Выводы

Таким образом, интернет технологии в учебном процессе, а именно их внедрение, это важный этап развития современного образования. Во –первых в силу повышенного интереса учащихся к сети Интернет и всевозможным техническим новинкам. Во-вторых, только модернизацией современной системы образования, возможно достичь успехов дальнейшего развития российской учебной системы, и становления ее как достойного конкурента на мировом уровне.





















Заключение

На современном этапе развитие общества осуществляется посредствам компьютерных технологий, а значит под их большим влиянием. Интернет технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности современного общества, и при этом образовали глобальную информационную сеть.

Важной составной частью современного человека является автоматизации сферы образования, иными словами компьютеризация образовательных учреждений и использования ими сети Интернет. Развитие отечественного образования главным образом, нацелено на достижение статуса на мировом уровне информационно-образовательного пространства.

Данные процессы оказывают влияние, главным образом, на используемую педагогическую теорию, на сам учебный процесс непосредственно. Однако, стоит не забывать тот факт, что все сферы должны идти в ногу со временем, и образования в том числе должно быть адекватным к внесению коррективов в содержание технического процесса, в соответствии техническими возможностями.

В заключении хотелось бы отметить то, что интерес молодежи и детей сфокусирован на различного роды гаджетах, и поэтому к внедрению в образовательный процесс интернет – технологий, учащиеся будут относиться не только положительно, но и с большим интересом. Возможен рост желающих принимать участие во всевозможных научных работах, и в общем повышение научной активности в процессе обучения, а также использование новых технологий для связи как между учениками, так и их связи с педагогом по решению научных задач. Таким образом, освоение информации учащимися осуществляется в больших объемах при использовании новых интернет-технологий, это является главным положительным индексом их использования сегодня.


Список использованных источников:

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

  2. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

  3. Зайцева С. А. Иванов В. В. "Информационные технологии в образовании" М.:2011. - 182 с.

  4. Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - М.: Дашков и К, 2013. - 308 с.

  5. Молочков, В.П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Microsoft Office PoworPoint 2007: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Молочков. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 176 c.

  6. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. 172 с.

  7. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

  8. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

  9. Синаторов, С.В. Информационные технологии.: Учебное пособие / С.В. Синаторов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

  10. Хлебников, А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.

  11. http://www.biblion.ru/product/775899/

  12. http://network-journal.mpei.ac.ru/cgi-bin/main.pl?ar=2&l=ru&n=19&pa=10

  13. Интернет технологии в образовании [Электронный ресурс] // http://www.vfmgiu.ru URL: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-in-Russia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html (дата обращения: ).

  14. Использование интернет-технологий в образовании [Электронный ресурс] // http://wiki.vspu.ru URL: http://wiki.vspu.ru/users/krisling/srs/index (дата обращения: 21.03.2012).

  15. Виды интернет технологий [Электронный ресурс] // http://faggo.ru URL: http://faggo.ru/vidyi-internet-tehnologiy.html (дата обращения: ).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!