СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интернет-ресурсов, как средство формирования интереса и развития творческих способностей у школьников с ОВЗ на уроках «Изобразительное искусство».

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной разработке рекомендовано использование интернет-ресурсов ,как средство формирования интереса и развития творческих способностей у школьников с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Использование интернет-ресурсов, как средство формирования интереса и развития творческих способностей у школьников с ОВЗ на уроках «Изобразительное искусство».»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»








Раздел 2:

Использование интернет-ресурсов при организации дистанционного обучения.


Название статьи:

Использование интернет-ресурсов, как средство формирования интереса и развития творческих способностей у школьников с ОВЗ

на уроках «Изобразительное искусство».






Выполнил: Кузьменок Ирина Михайловна

учитель Изобразительного искусства, 1категория










Биробиджан,

2020 год

Наше время – это время перемен и Интернет все больше входит в нашу жизнь. Все больше информационных источников появляется в Сети, количество пользователей сети и количество информационных страниц постоянно растет. В Интернет переносится почта, телефония, бизнес, образование... Наличие огромного количества материалов в Сети и специализированных поисковых машин делает Интернет незаменимым средством при поиске информации в процессе обучения, как учителем, так и учеником.

Современные учащиеся предпочитают искать информацию в Интернете, а не в учебниках, дети нуждаются в углубленном использовании интернет-ресурсов. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз, профориентацию и т.п.Учащийся имеет возможность обучаться не только в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких: приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения. Современное дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Уже нельзя представить современное обучение и воспитание учащихся без применения ИКТ (информационно- коммуникативных технологий). Известно, что компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы учителя. А также, применяемые информационные технологии достаточно эффективны, так как умело сочетаются с соответствующими педагогическими технологиями, позволяя от авторитарной школы перейти к педагогике сотрудничества, когда учитель и ученик, находясь в равном отношении к информационным ресурсам, становятся партнерами при ведущей роли педагога.

В виду того, что предмет «Изобразительное искусство» предусматривает большое количество межпредметных связей включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира (т.е. мы должны научить ребенка видеть и изображать все), то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала.

В моей педагогической деятельности в течение последних лет я стараюсь использовать возможности применения компьютера на уроках ИЗО. Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

Формы применения компьютера на уроках ИЗО:

  1. использование медиа-ресурсов как источника информации;

  2. компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  3. организация проектной деятельности учащихся;

  4. использование графического редактора “Paint”,“Tux Paint 09.21”, «ПервоЛого», «Фотошоп» и др. в качестве инструмента художественной деятельности;

  5. обучение учащихся приемам работы на графическом планшете Wacom BAMBOO PEN.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей. Поэтому, разрабатывая план-конспект урока учитываю индивидуальные особенности учащегося, использую видеосюжеты с этих дисков фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. На сайтах нового поколения федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru) имеются модули для детей с ограниченными возможностями: пониженной остротой слуха, проблемой с восприятием цвета и пониженной остротой зрения и др., это даёт возможность учителю учитывать уровень готовности и особенности здоровья отдельных учеников.

Современные компьютерные технологии позволяют учителю использовать имеющиеся в информационных модулях видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием. При работе учащиеся имеют возможность многократно повторять процедуры выполнения тренажёрных заданий практических модулей с контролем результатов их выполнения; использовать интерактивные формы обучения, когда неверный выбор варианта ответа на простой вопрос сопровождается разной реакцией, каждый следующий этап решения многоходовой задачи выбирается исходя из результатов выполнения предыдущего.

Если эти технологические возможности работы с электронными учебными модулями сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным, как для учителей, так и для учеников. Вариативность электронных учебных модулей позволяет выстраивать учебные траектории в зависимости от целей образовательного процесса и этапа урока.

Модули И-типа (информационного типа) учитель может использовать на этапе объяснения, при повторении или актуализации изученного материала, демонстрируя разнообразные объекты, содержащиеся в модулях.

При выполнении самостоятельных заданий учащимся на уроке учитель может организовать его работу с модулями П-типа (практического типа), например, с интерактивными играми-раскрасками, с кроссвордами по темам ИЗО или выполнение самостоятельных рисунков. Такие модули предполагают свободу выбора в последовательности выполнения заданий, благодаря системе подсказок для выбора следующего шага.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.


Фильм – презентация (Городецкая роспись.ppt) может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу. Практическая работа в графическом редакторе “ Tux Paint 09.21” позволяет ученику отработать изобразительные приемы работы в программе: применение форм и их растяжка и заливка, работа инструментом «карандаш», поиск толщины линии, поиск цветовой гаммы, характерной «Городецкой росписи». /Рисунок 1/

Рис. 1 Морозова Екатерина, 5кл.( граф/программа“ Tux Paint 09.21” )

Слайд-фильмы (Хохлома.ppt) (можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему / Рисунок 2/.


Рис. 2 Шевченко Дмитрий, 5кл.( граф/программа“ Tux Paint 09.21” )

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах . Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”,когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Тема проектной работы по ИЗО должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В проекте «Чудесная глина» проведена исследовательская работа по изучению мастер-классов о работе с глиной в сети Интернет ( hand-do-best, «Галерея мастеров» и др.), ее свойств, приемов работы и особенностей природного материала. Лепка образцов, обжиг и роспись изделий. Весь исследовательский материал сформирован в презентацию. В результате учащаяся имела возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.



Проек «Чудесная глина», Зарипова Антонина,6кл.( выступление с поисковым материалом на заседании НОЛ в Центре образования «Ступени», с образцами и мультимедийной презентацией).

Компьютер на уроке ИЗО так же можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint”, “ Tux Paint 09.21” и рисование в онлайн платфоме «Яндекс.краски», где отрабатываются графические навыки в рисовании линий, геометрических форм, цветовая гамма, градиентные заливки,содержит коллекцию штампов, в виде тематически подобранных рисунков, которые можно увеличить, уменьшить,повернуть и расположить на «листе» учитывая законы композиции. Все операции поддерживаются звуковым сопровождением. Проделав творческий поиск, этапы работы сохраняются в программе, которую можно просмотреть,как мульфильм..... С видами графических редакторов учащиеся знакомятся на уроках Информатики (векторная и растровая графика).Некоторые графические редакторы являются установленными в операционную систему, но большинство программ нужно скачать и установить. Наиболее известными редакторами являются Microsoft Paint, Adobe Photoshop, Gimp, Paint Tool SAI.








Рис.3 Работы учащихся, выполненные в векторном графическом редакторе

“ Tux Paint 09.21”.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействие на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению нового материала. На уроке создается психологически комфортная атмосфера раскованности, уважительное отношение к каждому ученику, чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Поддерживается желание ученика работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Всё равно в каждой работе проявится индивидуальность исполнения, творчество. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности.Раскрыть талант детей, давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.

Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, если учитель ИЗО сам профессионально подготовлен и в этом ему помогут интернет-ресурсы, а именно:

- самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети;

- повышение квалификации с использованием дистанционного обучения, проводимого в Интернет множеством коммерческих и некоммерческих организаций;

- поиск материалов в сети Интернет для проведения уроков;

- получение нормативных документов с сервера министерства;

- получение информации о новых педагогических технологиях;

- получение информации о дистанционных конференциях, конкурсах и грантах, отправка заявок, докладов и выступление на конференциях, создание интерактивных веб- страниц, сетевых творческих работ и др.;

- получение программного обеспечения;

- публикация своих работ и сообщение о своих разработках;

- переписка с коллегами, поиск единомышленников и коллег в других городах и странах;

- выбор и заказ книг и учебных пособий в Интернет-магазинах.

Таким образом преимущества использования интернет-ресурсов и ИКТ в преподавании ИЗО очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);

  • проводить «виртуальные путешествия»;

  • “посещать” крупнейшие музеи мира /экскурсии/

    (Например: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) – https://www.hermitagemuseum.org; Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) - http://www.rusmuseum.ru; Музей современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург) – erarta.com; Третьяковская галерея (Москва) - https://www.tretyakovgallery.ru; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва) и др.;

  • “погружаться” в пространство и время;

  • прослушивать записи музыки и тематических песен;

  • активизировать учебный процесс;

  • с помощью программы «Skype» проводить уроки дистанционно по видеосвязи, практические онлайн-практикумы с поэтапным выполнением задания в формате «учитель-ученик», когда учитель объясняет и показывает в графической программе как нарисовать, ученик повторяет прием изображения, применяя все приемы и инструменты. При работе в программе «Skype», помимо творческих умений и навыков, формируется умение работать с веб-камерой, использовать режим «демонстрация экрана», умение присоединяться к видеоконференциям, создавать коллекции своих творческих работ, сохранять их в папку, умение владеть графическими программами.

  • создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.

  • участие в олимпиадах , проектах, конкурсах ( Например: Международный заочный конкурс изобразительного искусства «Творческая мастерская», номинации живопись, графика, Сайт konkurs.festival, Москва; ria.bir.ru/Биробиджан; СМИ «Магистр», htt://magistr-r.ru/ и др.);




  • определится  в  выборе  будущей  профессии (учащиеся, в будущем, имеют возможность превратить свое творчество в профессию «иллюстратор» или «дизайнер», выставлять свои работы в соцсетях, проводить онлайн-курсы или онлайн-марафоны для начинающих художников-графиков, создавать книги-комиксы как «Графическая биография Поля Гогена» где иллюстрации выполнены в определенной графической стилистике).


Вывод: Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает учащимся реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности и самореализацию в социуме. При использовании интернет-ресурсов при организации дистанционного обучения на уроках ИЗО учащиеся в комплексе знакомятся основами изобразительного искусства и компьютерной графики, приобретают навыки работы в графическом редакторе Paint, развивают творческое мышление, формируют эмоционально–ценностное отношение к окружающей действительности. Задачей учителя является создание условий для творчества, работа по программе с учетом индивидуальных, психологических и физических особенностей каждого ребёнка, использование коррекционных методик.



Список литературы


  1. Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001;

  2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5;

  3. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994;

4. Андрианова, Г.А. Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 339-342. (в соавт.)

5. Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных. // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г ., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ИСМО РАО, 2004. - С. 49-56.

6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5

7. Хуторской, А.В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 400 с.

8. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Приложение 1.


План-конспект урока по изобразительному искусству

для обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении ,

с использованием дистанционных образовательных технологий.

Класс: 3

Обучающийся с ЗПР (задержка психического развития)- это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей. Характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.

Тема урока: «Прощание с летом»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Развивать художественный вкус и творческие способности ученика.

Задачи:

Образовательная:

  1. Сформировать у учащихся представление о лете, как периода теплого солнца, отдыха, цветения и ярких красок.

Развивающая:

  1. Развивать навыки работы в графическом редакторе;

  2. Развивать творческие способности ученика.

Воспитательная:

  1. Воспитать уважение к истории нашего края, пробудить познавательную активность, мотивацию к знаниям.

Формы обучения: индивидуальный дистанционный урок.

Технологии, методы обучения:

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

  2. Личностно-ориентированный подход к обучению, создание ситуации успеха и сотрудничества.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Межпредметные связи на уроке: информатика, окружающий мир, литература, искусство.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.Ученик включает видеосвязь.

  1. Постановка темы урока.

-Прежде чем начать урок, давай посмотрим видеоролик, после просмотра которого ты скажешь мне о чём же будет наш урок.

Учитель демонстрирует видеоролик «Прощание с теплым летом»

После просмотра видеоролика

- Как ты думаешь, о чём мы с тобой будем говорить на уроке?

- Ты прав, это люди прощаются с летом, с теплым солнышком, с яркими красками. Закончилось лето, и у тебя, наверное, осталось много впечатлений. Лето – пора отдыха школьников. Дышится легко – воздух прогрет и настоен на запахе трав, листвы. Высохли низины, поймы лугов, леса. Пройдет дождь – стряхнет пыль, умоет зелень, и снова засияет солнце. А небо такое синее, что в него хочется окунуться, как в море. Тема нашего урока «Прощание с летом».

  1. Изучение нового материала.

Учитель включает презентацию.

Перед тобой репродукция картины Ф. А. Васильева.

Эта картина замечательного, исключительно одаренного художника Федора Александровича Васильева (1850–1873) названа «Перед дождем». Она овеяна тонким чувством лиризма, любовью к природе.

  • Какое время года изображено в этой работе?

  • По каким признакам это можно определить?

А это репродукция картины другого русского художника – И. И. Шишкина.

  • Как бы ты назвал эту картину?

Картина называется «Утро в сосновом бору». Эта работа, как и остальные произведения великого художника Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), посвящена утверждению великой мощи и неповторимой прелести русской природы.

  • Тебе понравились эти картины?

  • Чем они тебе конкретно понравились?

  • Какие чувства вызывают картины знаменитых русских пейзажистов?

  • Какая окраска характерна для летней природы в солнечный день?

  • А какие цвета присутствуют в серый день, перед дождем или вечером?

Реальная природа всегда была источником вдохновения для художников. Та природа, которая окружает нас, воплощается мастерами в произведениях искусства.

-Научимся рисовать такой рисунок в графической программе “ Tux Paint”.( у ученика присутствует такая программа на компьютере).

  1. Физминутка

1. «Зажмуривание»

Упражнение делаем сидя. Зажмурьтесь посильней, а затем широко откройте глаза, словно вы чему-то очень удивились. Повторите еще раз.

2. Быстрое моргание. Поморгайте, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее.

3. «Во все стороны» Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево (10 раз)

4. «Вращение». Не двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону.

5. А теперь то же самое, только с закрытыми глазами.

6. А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Ученик выполняет гимнастику

  1. Практическая работа

Выполнение практической работы учащимся: определение объектов в работе и их расположения, выбор инструментов и рисования и цветовой палитры.

Наш план работы:

1) Продумать композицию (в каком месте на листе будет изображение, и какого размера).

2) Выполнить рисунок

Ученик включает демонстрацию экрана. Работает в программе “ Tux Paint”. После выполнения рисунка ученик выполняет снимок экрана /скриншот/ и отравляет учителю, сам сохраняет рисунок в папку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Рефлексия

Анализ выполненной работы. Удачные моменты в работах, находки.

-Что мы с тобой сегодня узнали?

-Чему научились? Что больше запомнилось?

  1. Домашнее задание

Учитель отправляет ученику по скайпу ссылку на ресурс , где ученик прочитает произведение по теме урока.

- На этом урок окончен. До свидания!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!