СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе "Использование инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории России" представлен педагогический опыт по применению инструментов ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач) на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Использование инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории России»


Использование инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ на уроках истории России



Автор: Афанасьева М.А..

учитель истории МБОУСОШ №5,

пгт. Сибирцево,

Черниговский район,

Приморский край

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

Пояснительная записка………………………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. «События и эффекты» …………………………………………………....................4

ГЛАВА 2. «Модель ЭИЗ» ..........................................................................................................10

ГЛАВА 3. «Системный Оператор» ...........................................................................................17

Приложение. Сценарии уроков истории с использованием инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ………………………………………………………………………………….....28

Литература………………………………………………………………………………………41

Пояснительная записка


В основу ФГОС ООО нового поколения положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Деятельность учителя нового формата должна быть направлена на формирование личности, способной самостоятельно добывать знания и использовать их в решении проблем быстро меняющегося мира. Другими словами, педагог должен организовывать работу так, чтобы ученик научился работать в любой информационной плоскости, смог самостоятельно конструировать информационные модели, решать творческие задачи, максимально используя при этом свое воображение, фантазию, интуицию. Сложно? Без сомнений - да, но возможно. И помочь в этом, как показывает практика, могут инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ. Они не привязаны к конкретным областям знаний, ими пользуются педагоги, работающие по различным учебно-методическим комплексам. Они дают педагогу определенную независимость, т.к. очень многие дидактические задачи здесь решаются на материале, собранном самими детьми (информационных копилках).

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Поэтому ученики современной основной школы качественно выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, и с трудом решают проблемные, творческие задачи.

Целью данной работы является представление педагогического опыта по применению инструментов ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач) на уроках истории.

Задачи:

  • представить ОТСМ — ТРИЗ как технологию системно-деятельностного подхода;

  • описать три группы инструментов ОТСМ — ТРИЗ (Системный Оператор, модель «Элемент — имена признаков — значения признаков», события и эффекты);

  • разработать задания на основе типовых инструментов ОТСМ-ТРИЗ для предмета: история.

По своей структуре данная работа состоит из введения, трех глав и приложений. Введение знакомит с ОТСМ-ТРИЗ как технологией системно-деятельностного подхода. В главах «События и эффекты», «Модель ЭИЗ» и «Системный Оператор» описываются инструменты ОТСМ-ТРИЗ и предлагаются авторские задания. Приложение – это разработки уроков и готовые проекты с использованием представленных инструментов.

Данная работа направлена на распространение методики развития творческого потенциала обучающихся в процессе преподавания истории, формирование универсальных учебных действий, ключевых компетентностей учащихся и педагогов.


ГЛАВА 1. «События и эффекты»


Наблюдательность является важнейшим качеством человека. Уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность в учебе и профессиональной деятельности. 
Наблюдательность – это способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства предметов и явлений. Предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Ее развитие – важная задача формирования адекватного восприятия действительности.

«Надо учить детей наблюдать» — этот тезис сомнений, как правило, не вызывает. Но что это значит - учить наблюдать?

Наблюдаем то, что изменяется, т.е. по сути, пытаемся понять, КАКИЕ ПРИЗНАКИ МЕНЯЮТ СВОИ ЗНАЧЕНИЯ. А настоящее познание начинается с момента, когда выясняется, что объекты окружающего мира меняются по каким-то правилам.

Событием будем называть любое изменение значения признака (или группы признаков) объекта.

Когда мы учим детей наблюдать, мы учим именно распознавать события (изменения). И самое сложное здесь — выявить, какие именно признаки поменяли значения, ведь, как правило, меняется одновременно множество признаков. Наблюдать — значит, видеть множество изменений.


Конструирование заданий на события и эффекты

Конструктор событий

Для конструктора заданий на модель события выделим три части:

«было» (первое состояние объекта, детально может быть описано в модели ЭИЗ);

«стало» (второе состояние объекта, аналогично);

«что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).



Конструктор будет иметь вид:

Было

Стало

Изменилось

!

!

?

!

?

!

?

!

!







Конструктор эффектов.


Для конструирования заданий на модель эффекта выделим три части:

1. Объект (объекты), для которых выполняется эффект.

2. Причину: если или если

3. Следствие: то или то

Напомним, что событие – это факт изменения значения признаков, а состояние – факт наличия определенных значений признаков. Т. е. эффекты могут связывать события (если произошло одно изменение, то оно обязательно «потянет» за собой другое) или состояния (если объект имеет один набор значений признаков — состояние 1, то он с необходимостью будет иметь второй набор значений – состояние 2).

Конструктор будет иметь вид.




Объект

(объекты)


событие или состояние 1

(причина)


событие или состояние 2

(следствие)

Если

!

!

То

?

!

?

!

?

!

!









Таким образом, мы получаем, как минимум, три группы заданий:

  • узнать возможные следствия по заданной причине,

  • узнать возможные причины по заданному следствию,

  • узнать объекты, для которых выполняется данный эффект.

Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...», «при каком условии...», «для каких объектов выполняется...», «о чем (о какой объекте) идет речь?»


Предполагаемые результаты.


Предлагаемый материал, способствует саморазвитию школьников, направлен на развитие умения учащихся работать в группе, воспитание толерантности, подразумевает, что через наблюдения можно получить информацию, необходимую для получения новых знаний.

Примеры использования модели «События и эффекты»

Конструктор событий.


История России (6 класс)

Описание эффекта

БЫЛО:

полюдье



СТАЛО:

погосты и уроки


ИЗМЕНИЛОСЬ

Способ сбора дани в Древней Руси: вместо объезда киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани, княгиня Ольга установила места сбора дани (погосты) и размер дани (уроки).


Задание 1.

БЫЛО:

!

полюдье



СТАЛО:

?

?

ИЗМЕНИЛОСЬ

!

Способ сбора дани в Древней Руси.


Текст задания:

Учитель: Как изменила княгиня Ольга способ сбора дани на Руси?

Результат выполнения задания.

Ученик: Княгиня Ольга стала собирать погосты и уроки.

Задание 2.

БЫЛО:

?

?


СТАЛО:

!

погосты и уроки


ИЗМЕНИЛОСЬ

!

Способ сбора дани в Древней Руси.

Текст задания:

Учитель: Какой способ сбора дани существовал на Руси, пока княгиня Ольга не установила погосты и уроки?

Результат выполнения задания.

Ученик: Полюдье.


Задание 3.

БЫЛО:

!

полюдье



СТАЛО:

!

погосты и уроки


ИЗМЕНИЛОСЬ

?

?

Текст задания:

Учитель: Что изменила княгиня Ольга на Руси с приходом к власти?

Результат выполнения задания.

Ученик: Княгиня Ольга изменила способ сбора дани.

Конструктор эффектов.

История России (6 класс)

Задание 1.



Объект

(объекты)


событие или состояние 1

(причина)


событие или состояние 2

(следствие)

Если

военный поход князя Олега в Царьград в 907 г.

завершится успешно

То

Киевская Русь подпишет выгодный торговый договор с Византией

Если

!

!

То

?


Текст задания:

Учитель: Если военный поход князя Олега в Царьград в 907 г. завершится успешно, то какой выгодный договор Киевская Русь подпишет с Византией?


Результат выполнения задания.

Ученик: Киевская Русь подпишет с Византией выгодный торговый договор.


Задание 2.



Объект

(объекты)


событие или состояние 1

(причина)


событие или состояние 2

(следствие)

Если

на съезде русских князей в г. Любече в 1097 г.

князья решат, что «каждый да держит отчину свою»

То

будет узаконена феодальная раздробленность на Руси

Если

!

?

То

!


Текст задания:

Учитель: При каком условии будет узаконена феодальная раздробленность на Руси?


Результат выполнения задания.

Ученик: Феодальная раздробленность на Руси будет узаконена, если князья решат, что «каждый да держит отчину свою».





ГЛАВА 2. «Модель ЭИЗ»


ЭИЗ – основной инструмент для обучения построению информационных моделей.

Модель ЭИЗ (Элемент мира – Имена признаков – Значения признаков) – позволяет описывать объекты окружающего мира через их признаки (назначение, подсистемы, надсистемы, цвет, форма и т.п.) и спектры возможных значений.

Отличительные особенности модели: разделение понятий «имя признака» и «значение признака», выделение признаков, существенных с точки зрения проблемной ситуации.

Общая схема модели ЭИЗ выглядит так:

Все, о чем можно получить информацию, будем называть ЭЛЕМЕНТАМИ МИРА, в том числе – и сами параметры и характеристики, играющие обычно роли имен и значений признаков.

Мы рассматриваем элементы мира на разных уровнях абстракции, и значит, имеем дело чаще с понятиями, чем с конкретными объектами.

ИМЕНА ПРИЗНАКОВ, необходимые для описания какого-то множества объектов, назовем основой паспорта. А описание объекта (ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА) будем называть паспортом объекта.

Признаки, которые требуются нам для описания объекта, зависят от наших целей. Чтобы искать их планомерно, нужно уметь формулировать функцию (назначение) объекта. Интересны, прежде всего, те признаки, которые обеспечивают выполнение функции.

Паспорт элемента мира «Владимиро-Суздальское княжество» может выглядеть так

Элемент мира

Признак

Значение признака

Владимиро-Суздальское княжество

географическое положение

северо-восточная Русь

столица

Ростов → Суздаль

природные условия

лесная зона

занятия

земледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесло

форма правления

монархия


Как можно применить модель ЭИЗ на уроке? С её помощью мы детально изучаем объекты, рассматривая их признаки и описывая значения этих признаков. Этот инструмент помогает детям самостоятельно структурировать новый или повторяемый материал, разложить его по полочкам, выделив важные, основные признаки.


Конструктор на основе модели ЭИЗ

На основе данной модели можно организовать на уроках повторение и закрепление изученного материала. Для этого мы можем использовать конструктор, с помощью которого легко создавать задания различного типа.

Модель конструктора

Элемент мира

Имя признака

Значение признака

!

!

?

!

?

!

?

!

!

Восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный – скрытую.


Как работать с конструктором

Чтобы составить задания на основе конструктора, нужно:

  • Выбрать элемент мира (объект) и описать его в модели ЭИЗ. Для этого нужно понять, к какому множеству (группе) принадлежит объект и найти такие вопросы, ответы на которые для разных объектов группы будут разными.

  • Составить паспорт конкретного объекта из данной группы.

  • Воспользоваться схемами, представленными в таблице. Вместо восклицательного знака вставляем конкретную информацию, а вопросительный задает содержание вопроса.

  • Чтобы задания получились интересными и непростыми, не обязательно предъявлять все имена признаков. Нужно выбирать важные, существенные или, наоборот, пропускать их и обсуждать, что было пропущено. Тогда детям будет интересно работать с этим материалом.

Задания на основе конструктора

Задание для учащихся: заполните пробелы в предложенном вам варианте паспорта Владимиро-Суздальское княжество.

Элемент мира

Имя признака

Значение признака




Деятельность первых русских князей

Олег Вещий

?

?

Походы в Византию 941, 944 г.г.

Восстание древлян 945 г.

Ольга

?

?

Разгром Хазарского каганата

Владимир Святой

?


Вариант выполнения задания:

Элемент мира

Имя признака

Значение признака




Деятельность первых русских князей

Олег Вещий

Образование Киевской Руси 882 г.

Походы в Византию 907, 911 г.г.

Игорь Старый

Походы в Византию 941, 944 г.г.

Восстание древлян 945 г.

Ольга

Налоговая реформа

Святослав Храбрый

Разгром Хазарского каганата

Владимир Святой

Крещение Руси 988 г.


Игровые тренинги,

построенные на основе модели ЭИЗ

Игровые тренинги обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, обогащают опыт работы с этими объектами, формируют логические и познавательные универсальные учебные действия.

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся сценарии, удобные для описания и несложные в исполнении.

Тренинг «Пинг-понг «Имя – значение»

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака.

На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков).

Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением

История России (6 класс)

«Первые киевские князья».

Класс делится на 2 команды. Например, «Юноши» и «Девушки».

Объект – деятельность первых киевских князей.

Имя признака – первые киевские князья, значение признака – деятельность князей.

Девушки: князь Олег?

Юноши: образование Древнерусского государства. Князь Игорь?

Девушки: восстание древлян. Княгиня Ольга?

Юноши: налоговая реформа. Князь Святослав?

Девушки: разгром Хазарского каганата. Князь Владимир?

Юноши: Крещение Руси. Князь Ярослав?

Девушки: первый письменный свод законов «Правда Ярослава» и т.д.


Тренинг «Назови больше»

Учитель предлагает название множества объектов (насекомые, существительные, треугольники...) Ученики в режиме аукциона приводят примеры объектов данного вида.

Ограничение: если уже был назван объект более высокого уровня обобщения, объекты, конкретизирующие его, не называются (если назвали бабочку, не называем больше отдельные виды бабочек).

История России (6 класс)

«Восточные славяне».

Выигрывает тот, кто называет слово последним.

Учитель: Назовите племенные союзы восточных славян.

Учащиеся: Словене (ильменские), полочане, дреговичи, родимичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, волыняне, уличи, тиверцы.

Учитель: Назовите главные города племенных союзов восточных славян

Учащиеся: Поляне – Киев, северяне – Чернигов, кривичи – Смоленск, родимичи – Любеч, словене ильменские – Новгород и т.д.

Учитель: Назовите соседей восточных славян. Называем финноугорские племена

Учащиеся: чудь, меря, весь, мурома, мордва и др.

Учитель: Называем племена балтов.

Учащиеся: эсты, латгалы, курши, пруссы и др

Учитель: А теперь тюркские народы.

Учащиеся: печенеги, Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария.


Тренинг «Цепочка признаков»

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);

2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);

3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и так до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

История России (6 класс)

«Древнерусский город»

Древнерусский город –– кремль (деревянная крепость внутри города) - князь (военачальник, защитник кремля) – дружина (княжеское войско) – боярин (член старшей дружины) – отрок (член младшей дружины) – меч (оружие дружинника) – мечник (оружейник, кующий меч) – кричник (плавильщик железа из руды) – рудокоп (добывает руду) - рудознатец (разведчик полезных ископаемых, знаток рудного дела).


Тренинг «Да-Нет»

Учитель (или ведущий – ребенок) загадывает объект или ситуацию.

Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить одним из следующих способов: «Да», «Нет», «Не имеет значения», «Нет информации». Цель игры – найти ответ за минимальное количество вопросов.

Периодически учитель останавливает игру и просит детей сообщить, что уже удалось выяснить в процессе решения. При необходимости учитель вместе с детьми отражает на картинке или схеме процесс сужения поискового поля.

Линейный тренинг «Да-Нет»

Учитель: Я загадала дату события, которое произошло в IX в. Ваша задача – за минимальное количество вопросов отгадать эту дату. Чтобы отследить стратегию сужения поискового поля, будем отражать ее на ленте времени.

После нескольких игр дети приходят к выводу о том, что лучше всего задавать вопросы, разделяя ленту времени пополам, а потом по десятилетиям. Если в вопросе загадывать дату события не называя века, то дети начнут называть век, потом уже разделять его на составляющие части.


Ученик: это событие произошло в первой половине века?

Учитель: нет.


Ученик: это событие произошло во второй половине века?

Учитель: да.

Ученик: это событие произошло в 60-е годы?

Учитель: нет

Ученик: это событие произошло в 70-е годы?

Учитель: нет

Ученик: это событие произошло в 80-е годы?

Учитель: да.

Ученик: это событие произошло в первой половине 80-х годов?

Учитель: да.

Ученик: это 882 год – образование древнерусского государства Киевская Русь?

Учитель: да.

Классификационный тренинг «Да-Нет»

Учитель: Я загадала историческое событие. Ваша задача – за минимальное количество вопросов отгадать это событие. Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Ученик: это событие произошло в Киевской Руси?

Учитель: да.

Ученик: это событие произошло в правление князя Олега?

Учитель: нет.

Ученик: это событие произошло в правление князя Игоря?

Учитель: нет.

Ученик: это событие произошло в правление князя Владимира Святославича?

Учитель: да.

Ученик: это событие произошло во внешней политике?

Учитель: нет.

Ученик: это событие произошло во внутренней политике?

Учитель: да.

Ученик: это событие произошло в 988 г.?

Учитель: да.

Ученик: это Крещение Руси?

Учитель: да.

Ситуативный тренинг «Да-Нет»

Учитель: Отгадайте историческое событие с помощью вопросов «Да-Нет», используя ситуацию: «Они спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду ни мехов, поэтому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало...»

Ученик: они – это враги?

Учитель: нет.

Ученик: они – это жители русского государства?

Учитель: да.

Ученик: это один из племенных союзов восточных славян?

Учитель: да.

Ученик: они живут далеко от Киева?

Учитель: нет.

Ученик: это древляне?

Учитель: да.

Ученик: она – это княгиня Ольга?

Учитель: да.

Ученик: муж – это князь Игорь?

Учитель: да.

Ученик: это восстание древлян?

Учитель: да.


ГЛАВА 3. «Системный Оператор»


ОТСМ – ТРИЗ направлена на решение комплекса задач, одна из которых - научить ребенка рассматривать объект как систему, учитывая его место в системной иерархии, изменение во времени и некоторые другие важные признаки. Чтобы этого добиться к модели «Элемент – Имя признака - Значение признака» добавляется модель «Системный Оператор».

Системный Оператор – многоэкранная схема талантливого мышления, предложенная Г. С. Альтшуллером.

Что он собой представляет? На первый взгляд это схема, устроенная весьма примитивно: девять экранов и связи между ними. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – выбранную Систему в настоящее время. Под Системой понимается целое, состоящее из взаимосвязанных элементов (подсистем) и обладающее свойством, которым эти элементы по отдельности не обладают. Это свойство называют системным свойством. Для искусственных систем системным свойством является способность выполнять какую-то определенную полезную работу – функция системы. Три экрана на этом уровне отражают изменения Системы при переходе из Прошлого в Настоящее и в Будущее.



Этажом ниже располагается подсистема (в зависимости от целей, с которыми используется схема, рассматривают одну или все имеющиеся подсистемы). Этажом выше помещается надсистема. Вертикаль слева содержит под- и надсистемы в прошлом. Вертикаль справа – под- и надсистемы в будущем.

Вертикальные черточки на схеме означают влияние или требование надсистемы и связь с подсистемами. Черты, направленные горизонтально на схеме, символизируют эволюцию системы, ее изменение. Систему с противоположной функцией называют антисистемой.

Системный Оператор можно построить как для конкретного объекта, например, для данного слова в конкретном предложении, а можно – для любого понятия. В первом случае под- и надсистемы будут предельно конкретны, а прошлое, настоящее и будущее также будут описывать развитие этого конкретного объекта. Во втором случае, под- и надсистемы будут обобщенными, а прошлое, настоящее и будущее станут описывать развитие класса систем.

Заполнить 9 экранов, сохраняя и вертикальные и горизонтальные связи, почти никогда не удается. Устанавливая связи между вертикальными экранами, можно потерять горизонтальные связи и наоборот. Поэтому необходимо помнить, задача использования этого инструмента, направлена не на то, чтобы расставить картинки и слова в окнах Системного Оператора, а на то, чтобы научить прослеживать системные связи в настоящем, прошлом и будущем, исследовать, какие элементы, и каким образом работают на выполнение главной функции системы, как меняется сама эта функция и системы, ее реализующие.


Правила работы с Системным Оператором:

  1. Выберите систему. Поместите в центр Системного Оператора.

  2. Задайте вопрос: из чего состоит система? Каковы подсистемы?

  3. Задайте вопрос: во что входит система? Частью чего является?

  4. Задайте вопрос: какой была система раньше?

  5. Задайте вопрос: какой была надсистема для системы раньше?

  6. И так далее…


Назначение Системного Оператора. Он способствует формированию системного воображения, позволяет научить человека работать именно с образом, целенаправленно включает визуальное мышление, правополушарное, целостное восприятие объектов и ситуаций.

Системный Оператор представляет собой инструмент, позволяющий организовать исследовательскую работу учащихся на уроках; средство, с помощью которого можно легко и быстро отыскать правильное решение проблемы.

Таким образом, применение инструментов ОТСМ-ТРИЗ способст­вует развитию познавательной самостоятельности и системно-логичес­кого мышления учащихся. В процессе работы с данными инструментами у учащихся формируются следующие умения:

  • Устанавливать связи между объектами, находящимися в разных экранах Системного Оператора путем построения цепочки связанных объектов

  • Осуществлять системные переходы

  • Задавать вопросы о системе, пользуясь экранами Системного Оператора

  • Конкретизировать систему в Системном Операторе

  • Структурировать информацию о системе


Конструирование заданий на Системном Операторе.

На основе Системного Оператора можно создавать разные виды заданий. Одни задания строится по обычной схеме: одни части (т. е. одни экраны) скрываем, другие части (т. е. другие экраны) показываем. Задача учеников – угадать недостающие части.


История России (6 класс)

«Правление Ивана Грозного»

Задание: используя информацию, представленную в Системном Операторе, и знания, полученные по теме, заполните недостающие части Системного Оператора.









Результат выполнения задания.



В других задания возможны различные вариации использования многоэкранной схемы.

Универсальный план ответа


Системный оператор представляет собой механизм, в который заложена логика универсального плана ответа, о чем или о ком либо. Первым делом, мы называем объект (систему), даем представление о том, частью чего он является (описываем надсистему), а затем делим его на части (подсистемы) и описываем каждую часть.


История России (6 класс)

«Реформы Избранной рады»

6 класс, М.А.Афанасьева

Задание. На картинке вы видите схему «Реформа центрального управления». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.

Порядок выполнения задания:

1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

3. Пользуясь текстом учебника и схемой, составьте рассказ об объекте.


Результат выполнения задания:

Реформа центрального управления была необходима для формирования централизованного государства.

Реформа имеет два направления:

1. Земский собор – собрание представителей сословий для решения наиболее важных государственных вопросов. Иван Грозный собрал первый Земский собор в 1549 г. для обсуждения проводимых в стране реформ.

2. Приказы – органы центрального управления. Приказы созданы для более эффективного решения государственных проблем. Первых Приказов было пять: посольский приказ руководил внешней политикой; челобитный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним; разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения; поместный приказ ведал землевладением; разбойный приказ – преследованием «лихих людей». В дальнейшем численность Приказов увеличится.


История России (6 класс)

«Внешняя политика Ивана IV»

Задание. На картинке вы видите схему «Внешняя политика». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о внешней политике Ивана IV.

Порядок выполнения задания.

1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

3. Найдите информацию об объекте на исторической карте.

4. Пользуясь текстом учебника, исторической картой и схемой, составьте рассказ об объекте


Результат выполнения задания:

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного – южное, восточное и западное.

Южное направление. Цель – безопасность южных рубежей Московского государства и развитие торговли с восточными странами. В результате успешных военных действий к Московскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства – осколки Золотой Орды, а также были открыты пути для прямых торговых и политических связей с восточными странами.

Восточное направление. Цель – безопасность восточных границ и продвижение в Сибирь с целью развития торговли. В результате длительных военных действий Сибирь была присоединена к Московскому государству. На завоеванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить остроги, а затем и города. Началось освоение Сибири.

Западное направление. Цель – выход к побережью Балтийского моря для торговых и политических связей с государствами Западной Европы. В ходе изнурительной Ливонской войны (1558-1584), длившейся 25 лет, Россия потерпела поражение. Основная задача – выход к побережью Балтийского моря – не была решена.



Приложение


Сценарии уроков истории с использованием инструментов технологии ОТСМ-ТРИЗ


Урок 1. «Соседи восточных славян» 6 класс

Организация учебного исследования (1 час)


Ожидаемый продукт:

Загадки


Планируемые результаты:


Метапредметные:

  • на базе готовой копилки структурировать информацию;

  • выявить закономерности;

  • составить загадки «События и эффекты»

Предметные: определить соседей восточных славян и сделать вывод о том, что у дружественных народов славяне переняли элементы культуры и быта, а у враждебных народов тактику ведения боя и вооружение.


Ход учебного исследования


1. Постановка проблемы

Учитель: Я загадала объект. Они есть и у каждого из нас, и у каждого народа и государства. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет».

Ученик: они – это одушевленный объект?

Учитель: да

Ученик: они – это люди?

Учитель: да

Ученик: они живут в нашей семье?

Учитель: нет.

Ученик: они живут рядом с нами?

Учитель: да.

Ученик: это соседи?

Учитель: да.


В качестве копилки учащимся предлагается историческая карта и материалы учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина.




Учитель: назовите соседей восточных славян

Ученики: западные славяне, южные славяне, финноугорские племена, лотто-литовские племена (балты), тюркоязычные племена, Византийская империя

Учитель: сведения, о каких народах представлены в нашем учебнике?

Ученики: финноугорские племена, лотто-литовские племена (балты), тюркоязычные племена, Византийская империя.

Учитель: как вы думаете, почему нет сведений о западных и южных славянах?

Ученики: скорее всего, восточные славяне мало с ними общались.

Учитель: правильно. Тесные связи с западными и южными славянами возникнут позже. А чем соседи отличаются друг от друга?

Ученики: местом проживания, занятиями, общественными отношениями и отношением к восточным славянам (друзья и враги)


Проблема: с одними соседями славяне жили в дружбе, с другими воевали. От чего это зависело?


2. Составление паспорта объекта.

Класс делится на группы и, используя материалы учебника, составляет паспорта объектов.


Элемент мира

Признак

Значение признака



финноугорские племена

природные условия

лесной север

занятия

земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло

общественные отношения

родоплеменные

взаимоотношения с восточными славянами

дружественные

заимствования восточных славян

названия рек, озер, селений; вера в злых духов, волшебников.


Элемент мира

Признак

Значение признака

лотто-литовские племена

(балты)

природные условия

леса на северо-западе

занятия

земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло

общественные отношения

родоплеменные

взаимоотношения с восточными славянами

дружественные

заимствования восточных славян

почитание животных и священных дубов, Бог грома Перун (балтский – Перкунь)


Элемент мира

Признак

Значение признака

тюркоязычные племена

природные условия

степные и лесостепные районы

занятия

кочевое скотоводство

общественные отношения

государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария

взаимоотношения с восточными славянами

враждебные

заимствования восточных славян

конница, стремена, сабля


Элемент мира

Признак

Значение признака

Византия

природные условия

разнообразные: горы, плодородные долины

занятия

экономически развитое европейское государство

общественные отношения

сильное государство

взаимоотношения с восточными славянами

то враждебные, то дружественные

заимствования восточных славян

культура и быт



3. Составление сводной таблицы данных.

На основе полученных паспортов каждая группа составляет сводную таблицу данных.


соседи восточных

славян


признак

финноугорские племена

лотто-литовские племена

(балты)

тюркоязычные племена

Византия

природные условия

лесной север

леса на северо-западе

степные и лесостепные районы

разнообразные: горы, плодородные долины

занятия

земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло

земледелие, скотоводство, охота, собирательство, рыбная ловля, гончарное и кузнечное ремесло

кочевое скотоводство

экономически развитое европейское государство

общественные отношения

родоплеменные

родоплеменные

государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария

сильное государство

взаимоотношения с восточными славянами

дружественные

дружественные

враждебные

то враждебные, то дружественные

заимствования восточных славян

названия рек, озер, селений; вера в злых духов, волшебников.

почитание животных и священных дубов, Бог грома Перун (балтский – Перкунь)

конница, стремена, сабля

культура и быт



4. Выявление закономерности

Выводы:

  1. Дружественные отношения складывались с теми соседями, которые жили в более благоприятных для жизни природных условиях (финноугорские племена и балты).

  2. Народы, живущие в менее благоприятных условиях, стремились отнять у других народов то, чего у них нет.

  3. У дружественных народов перенимали элементы культуры и быта, у врагов тактику ведения боя и вооружение.

Учитель: А почему же тогда восточные славяне воевали с Византией?

Ученики: Византия привлекала славян своим экономическим и культурным развитием, но византийцы воспринимали славян как варваров.

Учитель: правильно. Воюя с Византией, славяне пытались заставить ее заключать равноправные договоры с ними. Как только они добивались своего, отношения сразу же становились дружественными. Скажите, а кто был сильнее: друзья или враги.

Ученики: враги.

Учитель: почему вы так думаете?

Ученики: дружественные народы жили племенами, а враждебные имели государства.

Учитель: умницы!


5. Рефлексия.

Учитель: а теперь придумайте загадки о том, что переняли восточные славяне и у каких народов.

  1. Если восточные славяне дружили с балтами, то какой бог был у них одинаков с восточными славянами?

  • Если восточные славяне дружили с балтами, то они переняли у них бога грома Перуна (Перкунь).


2) Если восточные славяне дружили с финноугорскими племенами, то веру в кого они переняли?

  • Если восточные славяне дружили с финноугорскими племенами, то они переняли у них веру в злых духов и волшебников.


  1. Если восточные славяне враждовали с тюркскими племенами, то, что они у них переняли?

  • Если восточные славяне враждовали с тюркскими племенами, то они переняли у них конницу, стремена и саблю.

  1. Если восточные славяне дружили с Византией, то, что они переняли?

  • Если восточные славяне дружили с Византией, то они переняли у них достижения культуры и быта.


Учитель: сегодня вы познакомились с соседями восточных славян. Какой главный вывод мы могли бы сделать?

Ученики: соседи бывают разные: друзья и враги. У дружественных народов славяне переняли элементы культуры и быта, а у враждебных народов тактику ведения боя и вооружение.


Урок 2-4. «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Организация учебного исследования (3 часа)


Ожидаемый продукт:

Паспорт главных политических центров Руси в период политической раздробленности


Планируемые результаты:


Метапредметные:

  • на базе готовой копилки структурировать информацию;

  • выявить закономерности;

  • составить паспорт объекта.


Предметные:

  • определить причины и последствия политической раздробленности на Руси;

  • выявить политические особенности русских земель.


«Начало политической раздробленности на Руси» (1 час)


1. Постановка проблемы

Учитель: перед вами карты государства «Киевская Русь» в IX-XI и XII-XIII в.в. Что изменилось?



Ученик: увеличилась территория.

Ученик: государство стало раздробленным.

Учитель: а как вы это определили?

Ученик: территория Киевской Руси в XII-XIII в.в. раскрашена разными цветами.

Учитель: сформулируйте тему урока.

Ученик: «Раздробленность русского государства»

Учитель: правильно. А если точнее, то «Политическая раздробленность на Руси»

Учитель: на ваш взгляд, что мы сегодня должны выяснить в первую очередь?

Ученик: почему и как распалось русское государство.

Учитель: совершенно верно. А теперь скажите, правлением, какого князя, мы завершили изучение древней Руси?

Ученик: Ярослава Мудрого.

Учитель: что сделал Ярослав Мудрый перед самой смертью?

Ученик: он разделил между своими сыновьями русские земли.

Учитель: как вы думаете, зачем он это сделал?

Ученик: чтобы предотвратить княжеские усобицы.

Учитель: он достиг своей цели?

Ученик: нет. Первое время они правили согласно его заветам, а потом они начали враждовать между собой.

Учитель: теперь нам предстоит ответить на вопрос: «почему распалась русская земля?»


2. Причины и последствия политической раздробленности на Руси

Класс делится на группы. В качестве копилки учащимся предлагаются карточки со словосочетаниями: порядок управления; наместники, порядок наследования; изменения в хозяйственной жизни, княжеские усобицы, обороноспособность государства, новые городские центры. Каждая группа должна дать подробное объяснение явлению, используя материалы учебника истории. Далее необходимо разделить словосочетания на 2 группы. В результате получается деление на причины и последствия политической раздробленности.


Результат выполнения задания.

Причины политической раздробленности Руси:

  1. Порядок управления. В каждой русской земле собиралось свое народное собрание, была своя выборная власть, свое народное ополчение.

  2. Наместники. Наместники князя быстро начинали чувствовать себя самостоятельными правителями и стремились отделиться от Киева, тем более, что их поддерживало городское население, не желающее платить дань Киевскому князю.

  3. Порядок наследования. В Древнерусском государстве не было твердого и определенного порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства на практике стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Некоторые князья стали стремиться закрепить свою власть на определенной территории и передавать ее сыновьям по наследству, а не растрачивать силы в борьбе за киевский престол.

  4. Изменения в хозяйственной жизни. Княжеская дружина постепенно оседает на землю. Основой богатства бояр становилась эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчин. Это заставляло князя укреплять свое княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Последствия политической раздробленности на Руси:

  1. Княжеские усобицы – это княжеские раздоры в борьбе за власть, перераставшие в военные столкновения.

  2. Обороноспособность государства – способность государства противостоять внешним врагам, которая была сильно подорвана в период княжеских усобиц.

  3. Новые городские центры затмевали своим богатством Киев, который потерял свое значение крупнейшего и самого богатого из русских городов из-за постоянных княжеских усобиц и набегов половцев.


3. Начало политической раздробленности.

Учитель: отгадайте историческое событие с помощью вопросов «Да-Нет», используя ситуацию: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать русскую землю. И пусть каждый владеет Отчиной своей ...»

Ученик: это написано в летописи?

Учитель: да

Ученик: это сказал летописец?

Учитель: нет

Ученик: это сказали князья?

Учитель: да.

Ученик: они сказали это друг другу?

Учитель: да

Ученик: значит, это они где-то встречались?

Учитель: да.

Ученик: они хотят единства страны?

Учитель: нет.

Ученик: они хотят прекратить усобицы?

Учитель: да.

Ученик: но они хотят владеть каждый своей землей?

Учитель: да.

Ученик: это начало раздробленности?

Учитель: совершенно верно. В 1097 г. съезд князей в г.Любече положил начало политической раздробленности древнерусского государства.

Учитель: а как вы думаете, нашелся ли хоть один из русских князей, который не о своей власти думал, а о земле русской?

Ученик: наверное, нет.

Учитель: был такой князь. А имя ему Владимир по прозвищу Мономах. Вашему вниманию предлагается небольшой фильм о Владимире Мономахе. Посмотрев фильм, вам необходимо будет ответить на следующий вопрос: какова была главная цель деятельности Владимира Мономаха, как Великого князя Киевского?

Видеофильм «Владимир Мономах», телеканал «Культура», серия «Энциклопедия»

Учитель: какова была главная цель деятельности Владимира Мономаха, как Великого князя Киевского?

Ученик: сохранить единство Руси.

Учитель: достиг ли он своей цели?

Ученик: да.

Учитель: каким образом?

Ученик: силой своего авторитета.

Учитель: а можно ли было вообще остановить распад русского государства?

Ученик: я думаю, что да, но если бы Киевские князья после Владимира Мономаха были бы равны ему по силе авторитета.

Учитель: Киевская Русь окончательно вступит в период политической раздробленности после смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Удалого. Однако, обращаю ваше внимание на то, что раздробленность будет только политической. Во всех княжествах и землях проживали люди, составляющие единую древнерусскую народность: они говорили на одном языке, исповедовали единую религию. Киев – оставался культурным и религиозным центром Руси. Во всех княжествах продолжали жить по законам «Русской правды».


4. Рефлексия.

Учитель: какова тема нашего урока?

Ученик: начало политической раздробленности на Руси.

Учитель: какова была цель нашего урока?

Ученик: определить причины и последствия политической раздробленности на Руси.

Учитель: достигли ли мы цели?

Ученик: да. Мы теперь знаем, почему и как началась политическая раздробленность на Руси и к чему это привело.

Ученик: а еще мы узнали о том, что была попытка остановить процесс распада русского государства Владимиром Мономахом и его сыном Мстиславом Удалым.

«Главные политические центры Руси» (2 часа)

Ход учебного исследования

1. Постановка проблемы



Учитель: Я загадала объект на карте. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет».

Ученик: это город?

Учитель: нет

Ученик: это княжество?

Учитель: нет

Ученик: это земля?

Учитель: да.

Ученик: она находится на севере русских земель?

Учитель: да

Ученик: это Новгородская земля?

Учитель: да.

Учитель: Я загадала еще один объект на карте. Угадайте его, задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет».

Ученик: это княжество?

Учитель: да.

Ученик: она находится на востоке русских земель?

Учитель: нет.

Ученик: оно крупное?

Учитель: да.

Ученик: она находится на северо-востоке русских земель?

Учитель: да

Ученик: это Владимиро-Суздальское княжество?

Учитель: да.

Ученик: а почему одни русские земли называются княжествами, а другие словом «земля»?

Учитель: на этот вопрос мы попытаемся ответить все вместе.


Проблема: в разных русских землях установились разные формы правления: в одних монархии, в других республики. От чего это зависело?


В качестве копилки учащимся предлагается историческая карта и материалы учебника «История России с древнейших времен до конца XVI в.» А.А.Данилова, Л.Г.Косулина.


2. Составление паспорта объекта.

Класс делится на группы и, используя материалы учебника, составляет паспорта объектов.


Элемент мира

Признак

Значение признака

Владимиро-Суздальское княжество

географическое положение

северо-восточная Русь

столица

Ростов → Суздаль

природные условия

лесная зона

занятия

земледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесло

форма правления

монархия



Элемент мира

Признак

Значение признака

Галицко-Волынское княжество

географическое положение

Юго-Западная Русь

столица

Владимир Волынский

природные условия

плодородные почвы и мягкий климат

занятия

земледелие, лесные и рыболовецкие промыслы, ремесло, добыча соли, торговля

форма правления

монархия


Элемент мира

Признак

Значение признака

Новгородская земля

географическое положение

Северо-Западная Русь

столица

Великий Новгород

природные условия

суровые

занятия

ремесло и торговля

форма правления

республика



3. Составление сводной таблицы данных.

На основе полученных паспортов каждая группа составляет сводную таблицу данных.


русские земли


признак

Владимиро-Суздальское княжество

Галицко-Волынское княжество

Новгородская земля

географическое положение

северо-восточная Русь

Юго-Западная Русь

Северо-Западная Русь

столица

Ростов → Суздаль

Владимир Волынский

Великий Новгород

природные условия

лесная зона

плодородные почвы и мягкий климат

суровые

занятия

земледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесло

земледелие, лесные и рыболовецкие промыслы, ремесло, добыча соли, торговля

ремесло и торговля

форма правления

монархия

монархия

боярская республика



4. Выявление закономерности

Выводы:

  1. Русский Северо-Восток во многом осваивался по инициативе уже существующей княжеской власти, поэтому здесь княжеская власть была самой сильной. В Галицко- Волынском княжестве рано появилась боярская собственность на землю, поэтому бояре здесь имели большую власть и власть князя была ограничена. Новгородская земля сначала были освоена восточнославянскими племенами, а затем здесь возникла княжеская власть, поэтому здесь княжеская власть была самой слабой.

  2. Богатство природы и разнообразие занятий населения позволяли Владимиро-Суздальским князьям собирать большую дань и укреплять собственную власть, а в Галицко-Волынском княжестве росло богатство бояр и их влияние на княжескую власть. В Новгородской земле занятия ремеслом и торговлей делало население более активным в политической жизни, и поэтому князь здесь только возглавлял дружину.

  3. Выгодное географическое положение этих земель. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества относительно отдалены от кочевников, а Новгородская земля и вовсе для них недосягаема, поэтому здесь нет необходимости содержать большую дружину.


5. Рефлексия.

Учитель: сегодня мы изучили историю трех русских земель в период политической раздробленности. Какой главный вывод мы могли бы сделать?

Ученики: в период политической раздробленности в разных русских землях устанавливаются разные формы правления. Это зависит от исторических условий, природных условий и занятий населения, от географического положения.



Урок 5. «Московское государство в XVI веке» 6 класс

Универсальный план устного ответа.

Ожидаемый продукт:

Рассказ ученика на основе универсального плана устного ответа


Планируемые результаты:


Метапредметные:

  • умение составить рассказ, используя план ответа

Предметные:

  • определить причины реформ Избранной рады и их последствия;

  • определить основные направления внешней политики России в XVI в..


Класс делится на группы. Каждая группа получает задание, выполняет его и представляет результаты выполнения задания.


I. Реформы Избранной рады


1. Реформа центрального управления

Задание. На картинке вы видите схему «Реформа центрального управления». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.
Порядок выполнения задания.

  1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

  2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

  3. Пользуясь текстом учебника и схемой, составьте рассказ об объекте.



Результат выполнения задания:

Реформа центрального управления была необходима для формирования централизованного государства.

Реформа состоит из двух направлений.

  1. Земский собор – собрание представителей сословий для решения наиболее важных государственных вопросов. Иван Грозный собрал первый Земский собор в 1549 г. для обсуждения проводимых в стране реформ.

  2. Приказы – органы центрального управления. Приказы созданы для более эффективного решения государственных проблем. Первых Приказов было пять: посольский приказ руководил внешней политикой; челобитный приказ принимал жалобы на имя царя и проводил расследования по ним; разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором дворянского ополчения; поместный приказ ведал землевладением; разбойный приказ – преследованием «лихих людей». В дальнейшем численность Приказов увеличится.


2. Реформа местного управления.

Задание. На картинке вы видите схему «Реформа местного управления». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.

Порядок выполнения задания.

  1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

  2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

  3. Пользуясь текстом учебника и схемой, составьте рассказ об объекте.



Результат выполнения задания:

Цель реформы местного управления – упразднение системы кормлений и наместнического правления. По реформе местное управление должно было стать выборным. В уездах, где существовало помещичье землевладение, были учреждены должности губных старост (губа – это территориальный округ). Их избирали землевладельцы округа из своей среды. Там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне, а также в городских посадских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты и их помощники. В городах избирались городовые приказчики.

Выборные органы имели большие права. Они вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор налогов.


3. Военная реформа.

Задание. На картинке вы видите схему «Военная реформа». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о реформе.

Порядок выполнения задания.

  1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

  2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

  3. Пользуясь текстом учебника и схемой, составьте рассказ об объекте.



Результат выполнения задания:

Цель военной реформы – создание вооруженных сил, зависящих от воли государя, а не бояр. На время военных действий ограничивалось местничество – на высшие военные должности назначались люди, проявившие воинский талант, независимо от знатности рода.

Вооруженные силы состояли из трех основных видов войска: избранная тысяча – ядро поместного ополчения, непосредственно подчиненная царю; стрелецкие полки – полки, вооруженные огнестрельным оружием, формировались из свободных людей, им платилось жалованье из казны, также подчинялись непосредственно царю; дворянское ополчение созывалось в случае крупных военных действий и состояло из дворян и бояр, обязанных нести военную службу.


II. Внешняя политика Ивана IV.

Задание. На картинке вы видите схему «Внешняя политика». Пользуясь этой схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о внешней политике Ивана IV.

Порядок выполнения задания.

  1. Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.

  2. В тексте учебника найдите информацию об объекте.

  3. Найдите информацию об объекте на исторической карте.

  4. Пользуясь текстом учебника, исторической картой и схемой, составьте рассказ об объекте.


Результат выполнения задания:

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного – южное, восточное и западное.

Юное направление. Цель – безопасность южных рубежей Московского государства и развитие торговли с восточными странами. В результате успешных военных действий к Московскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства – осколки Золотой Орды, а также были открыты пути для прямых торговых и политических связей с восточными странами.

Восточное направление. Цель – безопасность восточных границ и продвижение в Сибирь с целью развития торговли. В результате длительных военных действий Сибирь была присоединена к Московскому государству. На завоеванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить остроги, а затем и города. Началось освоение Сибири.

Западное направление. Цель – выход к побережью Балтийского моря для торговых и политических связей с государствами Западной Европы. В ходе изнурительной Ливонской войны (1558-1584), длившейся 25 лет, Россия потерпела поражение. Основная задача – выход к побережью Балтийского моря – не была решена.



Урок 6. «Россия накануне Смутного времени» 7 класс


Цель предметная:

  • дать оценку деятельности Бориса Годунова


Цель метапредметная:

  • формирование умения находить противоречия и способы их разрешения.


I. Введение

Учитель: Мы с вами закончили изучать историю России в период правления Ивана Грозного. Теперь давайте вспомним итоги царствования Ивана Грозного. Назовите их.


Ученики называют, а на доске появляется слайд



Учитель: какие, на ваш взгляд, задачи стоят перед наследниками Ивана Грозного?

Ученики: в первую очередь – это восстановление экономики и дальнейшее прикрепление крестьян к земле, восстановление международного авторитета России, далее встанет вопрос о том, кто будет страной править.

Учитель: скажите, а кто в это время царствовал?

Ученики: Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного.

Учитель: правильно. Однако, Федор Иоаннович был не способен управлять государством, т.к. был очень болезненным человеком. Фактическим правителем России в его царствование был Борис Годунов, брат жены царя Ирины Годуновой. У Федора Иоанновича не было детей, а, следовательно, и наследников. Единственный наследник престола – младший брат царя Дмитрий Иоаннович погиб в Угличе при загадочных обстоятельствах. Правление династии Рюриковичей закончилось. Борис Годунов очень хотел стать царем.


II. Царствование династии Годуновых


Задание 1. Предложите свои варианты решения проблемы и придумайте загадку на противоречие.

Противоречие при вступлении на российский престол Бориса Годунова.

Если Борис Годунов займет российский престол, то (+) он будет разумным правителем, но (-) у него нет законных прав на престол.


Варианты решения проблемы:

  • доказать, что все его действия, как правителя в период царствования Федора Иоанновича, были только во благо России

  • получить поддержку большинства населения страны

  • получить поддержку церкви

  • получить поддержку боярской верхушки

  • захватить власть силой


Учитель: аргументируйте утверждение о том, что действия Бориса Годунова, как правителя в период царствования Федора Иоанновича, были только во благо России, конкретными фактами, используя текст учебника.

Ученики работают с текстом учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной История России конец XVIXVIII в.в.


Результат выполнения задания:

  • Указ о «заповедных летах» = укрепление поместного и вотчинного хозяйства

  • Строительство новых городов-крепостей

  • Расширение внешней торговли через Архангельск и по Волге

  • Учреждение патриаршества в 1589 г. укрепило влияние Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом

  • Развитие книгопечатания и отправка молодых дворян за границу получать образование

  • Перемирие с Речью Посполитой, в результате русско-шведской войны 1590-1593 г.г.возвращены захваченные шведами русские города во время Ливонской войны, в состав России вошла территория Западной Сибири, возросло влияние России на Кавказе

Вывод: таким образом, Борис Годунов мог получить поддержку со стороны некоторой части бояр, дворян и церкви. Получить поддержку большинства населения страны ему не удастся из-за усиления крепостного права.


Решение проблемы. Борис Годунов действительно получил значительную поддержку со стороны церкви, некоторой части бояр, дворян и жителей Москвы. Он был избран царем на Земском соборе в феврале 1598 г. Однако Годунов понимал, что этого мало, поэтому патриарх Иов организовал несколько народных шествий к Новодевичьему монастырю, где находился Борис Годунов, и только после этого новоявленный царь согласился въехать в царские палаты. Годунов отказался от политики устрашения своих подданных, но это не помешало ему расправиться с боярами Романовыми, законными претендентами на престол. Однако, ему не повезло - 1601-1603 г.г. были неурожайными. В стране наступил голод. И никакие разумные меры не могли спасти авторитет царя. Народ считал, что все беды от того, что «царь-то не настоящий».


Загадки на заданное противоречие.

  1. Если Борис Годунов сделает это, то (+) он будет разумным правителем, но (-) у него нет законных прав на престол.. Что он сделает?

  2. Какие (+) и (-) получатся из того, что Борис Годунов займет российский престол?


Задание 2.

Учитель: в поэме А.С.Пушкина «Борис Годунов» главный герой произносит такие слова «Ох, тяжела ты, ... Мономаха!». Отгадайте, о чем идет речь? Что-то может быть тяжелым, т.к. управлять государством достаточно сложно, и может быть легким, т.к. это можно получить по наследству?

Ученики: шапка Мономаха

Учитель: а что такое шапка Мономаха?

Ученики: шапка Мономаха – это символ царской власти

Учитель: почему для Бориса Годунова она была тяжелой?

Ученики: Борису сложно было управлять государством, и он получил ее не по наследству. Она далась ему ценой больших усилий.

Учитель: теперь давайте впишем противоречие в конструктор, и составим свои загадки. Обратите внимание на то, что первую загадку мы уже отгадали.


объект

может быть

почему?

может быть

почему?

шапка Мономаха – символ царской власти

тяжелой

т.к. управлять государством достаточно сложно

легкой

т.к. ее можно получить по наследству

?

!

!

!

!

!

?

!

?

!

!

!

?

!

?


Результат выполнения задания:

  1. Шапка Мономаха – символ царской власти может быть ... (какой?), т.к. управлять государством достаточно сложно, и может быть ... (какой?), т.к. ее можно получить по наследству.

  2. Шапка Мономаха – символ царской власти может быть тяжелой (почему?), и может быть легкой (почему?).


Задание 3. Перед вами отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов». Умирающий царь Борис дает последние наставления наследнику Федору Борисовичу Годунову. Сформулируйте противоречие, предложите варианты решения проблемы и придумайте свои загадки на основе данного противоречия.

Царь

Умираю;

Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас

Ты царствовать начнешь... о боже, боже!...

Сейчас явлюсь перед тобой — и душу

Мне некогда очистить покаяньем.

Но чувствую — мой сын, ты мне дороже

Душевного спасенья... так и быть!

Я подданным рожден и умереть

Мне подданным во мраке б надлежало;

Но я достиг верховной власти... чем?

Не спрашивай. Довольно: ты невинен,

Ты царствовать теперь по праву станешь.

Я, я за все один отвечу богу...

О милый сын, не обольщайся ложно,

Не ослепляй себя ты добровольно —

В дни бурные державу ты приемлешь:

Опасен он, сей чудный самозванец,

Он именем ужасным ополчен...

Я, с давних лет в правленье искушенный,

Мог удержать смятенье и мятеж;

Передо мной они дрожали в страхе;

Возвысить глас измена не дерзала.

Но ты, младой, неопытный властитель,

Как управлять ты будешь под грозой,

Тушить мятеж, опутывать измену?

Но бог велик! Он умудряет юность,

Он слабости дарует силу... слушай:

Советника, во-первых, избери

Надежного, холодных, зрелых лет,

Любимого народом — а в боярах

Почтенного породой или славой —

Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен

Искусный вождь: Басманова пошли

И с твердостью снеси боярский ропот.

Ты с малых лет сидел со мною в Думе,

Ты знаешь ход державного правленья;

Не изменяй теченья дел. Привычка —

Душа держав. Я ныне должен был

Восстановить опалы, казни — можешь

Их отменить; тебя благословят,

Как твоего благословляли дядю,

Когда престол он Грозного приял.

Со временем и понемногу снова

Затягивай державные бразды.

Теперь ослабь, из рук не выпуская...

Будь милостив, доступен к иноземцам,

Доверчиво их службу принимай.

Со строгостью храни устав церковный;

Будь молчалив; не должен царский голос

На воздухе теряться по-пустому;

Как звон святой, он должен лишь вещать

Велику скорбь или великий праздник.


Результат выполнения задания.

Противоречие при вступлении на российский престол Федора Годунова.

Если Федор Годунов займет российский престол, то (+) он имеет законные права на престол, т.к. получил его по наследству, но (-) у него нет опыта управления государством.

  1. Если Федор Годунов сделает это, то (+) он имеет законные права на престол, т.к. получил его по наследству, но (-) у него нет опыта управления государством. Что он сделает?

  2. Какие (+) и (-) получатся из того, что Федор Годунов займет российский престол?


Варианты решения проблемы:

  • найти хороших советников и воевод

  • не менять порядков, установленных в Боярской думе

  • отменить опалы и казни

  • в последствии, усиливать самодержавную власть

  • найти поддержку у церкви

  • быть сдержанным


Решение проблемы. Федор Годунов не смог решить эту проблему, т.к. он не смог найти хороших советников. Ненависть бояр к Годунову была настолько сильна, что они готовы были видеть на Московском престоле кого угодно, только не «Борисов род». Русская армия перешла на сторону самозванца Лжедмитрия I, москвичи, подстрекаемые боярами, ворвались в Кремль и убили юного Федора Борисовича. Путь Лжедмитрия к престолу был свободен.


III. Подведение итогов. Рефлексия.




Литература

Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). ˗ М.: BOOKINFILE, 2013. ˗ 603c.



46



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!