государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области Новочеркасская специальная школа-интернат №1
Семинар-практикум
в рамках взаимодействия МО учителей школы-интерната №1
и МБОУ СОШ №32 г.Новочеркасска.
ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Доклад с практическими упражнениями
«Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов
умственно отсталых школьников».
Подготовила:
учитель Хамутовская А.В.
2019г.
Слайд 1.
Цель:
Знакомство участников семинара с инновационными технологиями в работе с умственно отсталыми школьниками.
Задачи:
1. Познакомить участников семинара с современными технологиями, способствующими коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников.
2. Апробировать совместно с участниками семинара приемы работы по применению новых технологий в работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта.
3. Повысить мотивацию к овладению новых технологий, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком с нарушением интеллекта.
Ход выступления.
Добрый день уважаемые коллеги!
Слайд 2.
По Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации» все дети нашей страны имеют право на образование.
В последнее время в России все чаще говорится о необходимости внедрения инклюзивного образования ‒ то есть совместного обучения «обычных» детей и детей с различными умственными или физическими отклонениями.
Слайд 3.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
Патологическая инертность нервных и психических процессов;
Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
Снижение мотивации деятельности;
Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
Низкая точность и прочность запоминания;
Нарушения речи;
Низкая целенаправленность деятельности
Начиная работу с детьми с нарушением интеллекта, педагоги общеобразовательных учреждений встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией обучающихся.
Сегодня, в нашей мастерской мы вас и познакомим, как мы учителя практики, используем инновационные технологии в работе с данной категорией детей.
Слайд 4.
Инновация - это внедрение нового. Инновационные технологии - это система методов и приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Слайд 5.
Инновационные технологии, применяемые в коррекции познавательных процессов у умственно отсталых школьников:
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии.
Слайд 6.
В нашей работе мы широко используем игровые технологии. Игровая деятельность проходит красной нитью в работе с данной категорией детей. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делает увлекательным учебный процесс, что способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игры используются на всех уроках:
«Потерялась буква» (чтение)
«Восстанови цепочку», «Веселые задачки» (математика);
«Разгадай слово» (русский язык);
«Когда это бывает?» (мир природы и человека).
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.
Слайд 7.
Информационно-коммуникационные технологии очень активно используется в работе с умственно отсталыми детьми. Данный вид технологий оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах: мультимедийные презентации;
различные электронные тесты (кроссворды).
Слайд 8.
На своих уроках используем элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.
В качестве здоровьесберегающих технологий используем :
Слайд 9.
На уроках математики, русского языка, речевой практики, технологии и изобразительного искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию всех познавательных процессов, массажирует активные точки, что положительно сказывается на самочувствии детей в целом.
На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания или разминания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
А сейчас все вместе сделаем пальчиковую гимнастику «БУДЕМ ЛИСТЬЯ СОБИРАТЬ»
Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
четыре, пять,
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.(«Шагают» по столу средним и указательными пальчиками.)
Слайд 10.
К теме пальчиковых игр очень близки по применению кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения.Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире.Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.
Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.
Учитывая разнообразие движений по содержанию и назначению, мы разделили их на II блока:
I блок – дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Предлагаю вам сейчас вместе со мной сделать ряд упражнений, которые мы используем в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Слайд 11.
Дыхательные упражнения .
1. Цветок. Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (“вырос цветок”) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (“распустился цветок”) – медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.
2. Свеча
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха
Слайд 12.
II блок - коррекционные движения тела и пальцев (выполняются совместно с участниками семинара)
Цель – развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.
КУЛАК - ЛАДОНЬ. Два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг с друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ("кулак - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
КАПИТАН. Одной рукой делаем козырек в районе лба. Контролируем, чтобы большой палец прятался), другой рукой показываем «класс». Меняем положение рук после хлопка. Можно с ногами. Выбивая определенный ритм.
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
ПОБЕДИТЕЛЬ. Одна рука показывает, что мы «победители» (указательный и средний палец вверх, остальные загнуты), вторая рука показывает, что все «ОК» (соединены в кольцо большой и указательный палец).
Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Слайд 13.
Очень важна на каждом уроке профилактика и коррекция нарушений зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Проводятся такие упражнения, как:
Также обязательным элементом являются физминутки, динамические паузы (для смены вида деятельности, снятия утомления).
Слайд 14.
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто снижены кинестетические ощущения, в связи с этим мы уделяем большое внимание, как развитию мелкой моторики, так и артикуляционной гимнастике, а также логопедическому массажу и самомассажу.
Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребенком с помощью рук или вспомогательных средств.
В самомассаже существуют такие приемы, как:
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- вибрация.
Процедура массажа и самомассажа проводится по определенной схеме: массаж пальцев, ладоней, мимических мышц лица, губ, языка.
Слайд 15.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Самомассаж начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони.
Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:
Мячиков су-джок;
Шестигранных карандашей;
Бельевых прищепок;
Ватных палочек;
Щёток массажных;
Губок;
Бигуди;
Сосновых шишек;
Грецких орехов.
Слайд 16.
Су-джок терапия. Приемы работы с мячиком:
Массаж специальным шариком. Поскольку на руке находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж .
Массаж эластичным кольцом. Данный прием помогает стимулировать работу внутренних органов.
Слайд 17.
Шестигранные карандаши используем для массажа подушечек пальцев. Карандаш вращаем между большим, указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой руки, а потом одновременно между пальцами обеих рук.
Как вы видите, у вас на столах лежат карандаши. И предлагаю сделать всем вместе тоже гимнастику для наших пальцев.
Упражнение называется «Добывание огня».
Положите карандаш на одну ладошку, прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуйте сразу с двумя карандашами.
2. МУРАВЕЙ
Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. «Шагать» по столу, удерживая «соломинку».
Раз трудяга муравей
Отыскал травинку.
Потащил её домой,
Надрывая спинку.
3. КОРОМЫСЛО
Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный палец находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нём. Средний и безымянный пальцы «идут» по столу, удерживая «коромысло». Можно менять темп ходьбы.
Коромысло мы возьмём,
Воду в вёдрах принесём.
Плещется водица,
Всем дадим напиться.
Слайд 18.
Самомассаж мышц головы, лица, шеи.
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Слайд 19.
Самомассаж мышц языка, губ.
- Пошлепывание языка губами.
- Поглаживание языка зубами.
- Покусывание языка зубами.
«Помада» – обводим губы указательным пальцем, чайной ложкой: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И» .
Слайд 20.
Уважаемые коллеги! Работая с такими детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть семимильными шагами, но их развитие возможно.
Спасибо за внимание!