СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен подробный доклад об использовании современных технологий в коррекции познавательных процессов у младших школьников с интеллектуально недостаточностью. 

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников»

государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области Новочеркасская специальная школа-интернат №1







Семинар-практикум

в рамках взаимодействия МО учителей школы-интерната №1

и МБОУ СОШ №32 г.Новочеркасска.


ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.




Доклад с практическими упражнениями

«Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов

умственно отсталых школьников».



Подготовила:

учитель Хамутовская А.В.









2019г.

Слайд 1.

Цель:

Знакомство участников семинара с инновационными технологиями в работе с умственно отсталыми школьниками.

Задачи:

1. Познакомить участников семинара с современными технологиями, способствующими коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников.

2. Апробировать совместно с участниками семинара приемы работы по применению новых технологий в работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта.

3. Повысить мотивацию к овладению новых технологий, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком с нарушением интеллекта.

Ход выступления.

Добрый день уважаемые коллеги!

Слайд 2.

По Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации» все дети нашей страны имеют право на образование.

В последнее время в России все чаще говорится о необходимости внедрения инклюзивного образования ‒ то есть совместного обучения «обычных» детей и детей с различными умственными или физическими отклонениями.

Слайд 3.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;

  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

  • Снижение мотивации деятельности;

  • Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;

  • Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;

  • Низкая точность и прочность запоминания;

  • Нарушения речи;

  • Низкая целенаправленность деятельности

Начиная работу с детьми с нарушением интеллекта, педагоги общеобразовательных учреждений встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией обучающихся.

Сегодня, в нашей мастерской мы вас и познакомим, как мы учителя практики, используем инновационные технологии в работе с данной категорией детей.

Слайд 4.

Инновация - это внедрение нового. Инновационные технологии - это система методов и приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.


Слайд 5.

Инновационные технологии, применяемые в коррекции познавательных процессов у умственно отсталых школьников:

  • Игровые технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии.

Слайд 6.

В нашей работе мы широко используем игровые технологии. Игровая деятельность проходит красной нитью в работе с данной категорией детей. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делает увлекательным учебный процесс, что способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игры используются на всех уроках:

«Потерялась буква» (чтение)

«Восстанови цепочку», «Веселые задачки» (математика);

«Разгадай слово» (русский язык);

«Когда это бывает?» (мир природы и человека).

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Слайд 7.

Информационно-коммуникационные технологии очень активно используется в работе с умственно отсталыми детьми. Данный вид технологий оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках использую в следующих вариантах: мультимедийные презентации;

различные электронные тесты (кроссворды).

Слайд 8.

На своих уроках используем элементы здоровьесберегающих технологий, цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.

В качестве здоровьесберегающих технологий используем :

  • Пальчиковую гимнастику;

  • Кинезиологические упражнения;

  • Зрительную гимнастику;

  • Физминутки;

  • Самомассаж.

Слайд 9.

На уроках математики, русского языка, речевой практики, технологии и изобразительного искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию всех познавательных процессов, массажирует активные точки, что положительно сказывается на самочувствии детей в целом.

На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания или разминания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

А сейчас все вместе сделаем пальчиковую гимнастику «БУДЕМ ЛИСТЬЯ СОБИРАТЬ»

Раз, два, три,                       (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

четыре, пять,

Будем листья собирать.      (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                  (Загибают пальчики,  начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.(«Шагают» по столу средним и указательными пальчиками.)

Слайд 10.

К теме пальчиковых игр очень близки по применению кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения.Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире.Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.

Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении.

Учитывая разнообразие движений по содержанию и назначению, мы разделили их на II блока:

I блок – дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Предлагаю вам сейчас вместе со мной сделать ряд упражнений, которые мы используем в работе с детьми с нарушением интеллекта.


Слайд 11.

Дыхательные упражнения .

1. Цветок. Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (“вырос цветок”) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (“распустился цветок”) – медленный одновременный выдох ртом как будто через трубочку.

2. Свеча

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха

Слайд 12.

II блок - коррекционные движения тела и пальцев (выполняются совместно с участниками семинара)

Цель – развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

  1. КУЛАК - ЛАДОНЬ. Два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг с друга. Ладонь на плоскости стола, сжатая в кулак ладонь, Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8 - 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами ("кулак - ладонь"), произнося их вслух или про себя.

  2. КАПИТАН. Одной рукой делаем козырек в районе лба. Контролируем, чтобы большой палец прятался), другой рукой показываем «класс». Меняем положение рук после хлопка. Можно с ногами. Выбивая определенный ритм.

  3. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

  4. ПОБЕДИТЕЛЬ. Одна рука показывает, что мы «победители» (указательный и средний палец вверх, остальные загнуты), вторая рука показывает, что все «ОК» (соединены в кольцо большой и указательный палец).

Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Слайд 13.

Очень важна на каждом уроке профилактика и коррекция нарушений зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Проводятся такие упражнения, как:

Также обязательным элементом являются физминутки, динамические паузы (для смены вида деятельности, снятия утомления).

Слайд 14.

У детей с интеллектуальной недостаточностью часто снижены кинестетические ощущения, в связи с этим мы уделяем большое внимание, как развитию мелкой моторики, так и артикуляционной гимнастике, а также логопедическому массажу и самомассажу.

Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребенком с помощью рук или вспомогательных средств.

В самомассаже существуют такие приемы, как:

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- вибрация.

Процедура массажа и самомассажа проводится по определенной схеме: массаж пальцев, ладоней, мимических мышц лица, губ, языка.

Слайд 15.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Самомассаж начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони.

Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:

  • Мячиков су-джок;

  • Шестигранных карандашей;

  • Бельевых прищепок;

  • Ватных палочек;

  • Щёток массажных;

  • Губок;

  • Бигуди;

  • Сосновых шишек;

  • Грецких орехов.

Слайд 16.

Су-джок терапия. Приемы работы с мячиком:

    • Массаж специальным шариком. Поскольку на руке находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж .

    • Массаж эластичным кольцом. Данный прием помогает стимулировать работу внутренних органов.

Слайд 17.

Шестигранные карандаши используем для массажа подушечек пальцев. Карандаш вращаем между большим, указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой руки, а потом одновременно между пальцами обеих рук.

Как вы видите, у вас на столах лежат карандаши. И предлагаю сделать всем вместе тоже гимнастику для наших пальцев.

  1. Упражнение называется «Добывание огня».

Положите карандаш на одну ладошку, прикройте его другой. Прокатывайте карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуйте сразу с двумя карандашами.

2. МУРАВЕЙ

Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. «Шагать» по столу, удерживая «соломинку».

 Раз трудяга муравей

Отыскал травинку.

Потащил её домой,

Надрывая спинку.

3. КОРОМЫСЛО

Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный палец находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нём. Средний и безымянный пальцы «идут» по столу, удерживая «коромысло». Можно менять темп ходьбы.

 

Коромысло мы возьмём,

Воду в вёдрах принесём.

Плещется водица,

Всем дадим напиться.

Слайд 18.

Самомассаж мышц головы, лица, шеи.

«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

«Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.


Слайд 19.

Самомассаж мышц языка, губ.

- Пошлепывание языка губами. 
- Поглаживание языка зубами. 
- Покусывание языка зубами. 
«Помада» – обводим губы указательным пальцем, чайной ложкой: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И» .

Слайд 20.

Уважаемые коллеги! Работая с такими детьми, искренне радуешься их успехам и осознаешь, что хоть семимильными шагами, но их развитие возможно.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!