СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий и решений в преподавании общеобразовательных дисциплин.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий и решений в преподавании общеобразовательных дисциплин.»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕШЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.


Афанасов А. А.

МБОУ Гимназия № 44

г. Иваново, Ивановская область


Выдающийся советский педагог-новатор считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, "открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги".

На текущем этапе развития образования проблема обучения школьников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Применение современных инновационных технологий в обучении географии и истории объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развитие их творческих способностей, стимуляции их умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Между участниками образовательного процесса складываются «субъект-субъективные» отношения. Роль учителя трансформируется.

Учитель часто выступает в роли консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное, цивилизационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагается иное содержание, подходы, поведение в обучении.

Процесс обучения превращается в процесс учения/научения. Это противоречия:

между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов;

между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки обучающихся и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью личностного и психического развития обучающегося и условиями улучшения здоровья детей;

между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в жизнь,

между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности обучающегося, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения,

между индивидуальными личностными интересами обучающегося, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу педагога с группой

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование инновационных технологий, которые и формируют у студентов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Эти технологии предполагают принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно-деятельностном подходе, реализуют развивающее обучение, исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний. мотивируют взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующих образовательные результаты.

Исходя из всего сказанного, я ставлю перед собой следующую цель: повысить успешность обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением инновационных технологий при обучении географии.

Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи: ознакомиться с теоретическим обоснованием инновационных технологий обучения; использовать методы и приемы для практического применения технологий; создать диагностический материал для исследования эффективности использования технологий.

При оценке знаний я сталкиваюсь с постоянными проблемами и противоречиями:

- не хватало времени на устные и письменные опросы при проведении текущего контроля, а одним из методов контроля является его систематичность;

- на проверку письменных тестовых работ, для подготовки к аттестации: при проведении контрольных и практических работ в виду недостаточности оборудования и невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах, а одним из основных направлений концепции среднего профессионального образование - практическая направленность обучения;

- осуществление формального подхода к решению химических задач - решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике; на каждом уроке трудно было осуществлять быструю обратную связь (ученик-учитель) с тем, чтобы узнать, как организовать работу с отдельными группами обучающихся;

- большинство обучающихся, особенно слабоуспевающих, относятся к контролю негативно.

Все эти недостатки приводили к снижению качества обучения. Это проблемы подтолкнули меня к тому, чтобы создать систему рациональной организации процесса обучения и контроля знаний, обучающихся и для экономии времени на уроках, после урочной проверки и самое главное-нахождение таких средств контроля, которые мотивировали процесс обучения обучающихся и развивали их компетенции.

В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.

Для обучающего типа деятельности характерно непосредственное взаимодействие обучающихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без педагога.

В преподавании и истории и географии компьютер может быть использован на всех этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановлюсь на некоторых из них.

Объяснение нового материала

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении нового материала можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идёт объяснение темы по плану обучающиеся делают необходимые записи. После объяснения темы обучающиеся решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала.

Работа с контурной картой.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение обучающихся решению географических задач, так как работа с картой являются неотъемлемой частью изучения и истории и географии. Программы могут содержать задания по географии различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причём, в последнем случае учащийся вводит графики в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознаёт ответы независимо от способа их написания.

Контроль знаний.

При контроле используются тесты (часто дифференцированные). Я использую две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери правильный ответ из предлагаемых вариантов» или «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери правильный ответ из предлагаемых вариантов» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от обучающихся особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных вариантов.

Также на своих уроках я использую следующие интерактивные формы обучения и контроля с применением КТ: создание презентаций мною и обучающимся, компьютерное моделирование, виртуальные экскурсии и практические работы.

Опыт использования программированного контроля знаний обучающихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по географии позволил выделить следующие положительные моменты:

устраняется возможность подсказок и списывания; повышается объективность оценки знания; резко возрастает познавательная активность обучающихся при изучении физики, что обусловлено стимулированием данной методикой самостоятельной работы; изменяется роль преподавателя, который освобождается от "карательных" функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок;

улучшается психологическая атмосфера в группах обучающийся;

возникает устойчивая обратная связь — учитель — обучающийся — учитель; где учитель может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса обучающиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс; возрастает количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять своевременную проверку знаний у всей группы обучающихся по большинству разделов изучаемого курса; школьник (ребенок) всегда считает эту оценку объективной, а учитель всегда имеет информацию о степени усвоения материала на уроке.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение обучающихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения обучающихся.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении истории и географии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской, познавательной деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!