Использование информационных комуникативных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках математики
Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному
труду и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета.
К. Д. Ушинский
Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к обучению учащихся. Главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичным, конкурентном мире. Не секрет, что специфика математики как школьного курса заключается ещё и в том, что она не только изучается на протяжении всех одиннадцати лет обучения, но и является опорным предметом для предметов естественно- научного цикла, а некоторые аспекты математической подготовки важны и для изучения гуманитарных предметов. Поэтому роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся, не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике, и тем самым направлены на повышение познавательной активности обучающихся. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. В настоящее время у учащихся наблюдается слабая познавательная активность к обучению математике. С каждым классом познавательная активность падает. Причин множество. Это определяется и перегруженностью программ, и оторванностью изучения материала от жизни, и от потребностей, учащихся.
Размышления над вопросом: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных технологий при обучении математике для повышения познавательной активности?» и побудил меня к выбору методической темы, над которой я работаю последнее время, это – «Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности на уроках математики».
Познавательную активность можно формировать различными путями, но моя идея заключается в том, чтобы было постоянное включение учащихся в образовательный процесс как субъектов учебной деятельности с помощью информационных технологий, которые способствуют повышению и сохранению учебной мотивации, позитивным изменениям познавательной активности учащихся.
Целью педагогической деятельности в рамках моего опыта является обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся в учебной деятельности при изучении математики посредством создания системы формирования самостоятельных умений в выборе элементов познания и способов действий познания через информационные технологии.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
формирование информационной и методической культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
организацию образовательного процесса, таким образом, чтобы позволить ученику выбирать познавательные дифференцированные задания, которые стимулируют самообучаемость школьника, его способность к обогащению познавательной деятельности и рефлексии посредствами информационных технологий;
использование наряду с традиционными формами учебных занятий нетрадиционных с целью развития умения школьников самостоятельно осуществлять переносы знаний и способы действий в новую ситуацию;
создание способов и приемов, которые направлены на развитие мотивационной сферы и личностных качеств учащихся, с целью включения в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
поэтапное, последовательное и комплексное включение учащихся в различные виды познавательной самостоятельности, в том числе, носящие проектный и исследовательский характер.
Информационные образовательные технологии, на мой взгляд, действительно являются эффективным инструментарием повышения познавательной активности учащихся. Считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование информационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, исследовательская и творческая работа. На базе использования информационных технологий можно усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:
создание уроков с использованием информационных технологий;
творческая проектная работа учащихся;
дистанционное обучение, конкурсы;
библиотека, ресурсы Интернет;
элективные курсы;
творческое взаимодействие с педагогами.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих блоков:
мультимедийные сценарии уроков;
проверка знаний (создание тестов в различных приложениях);
закрепление знаний (работа с тренажёрами, позволяющими использовать задания равноуровневого плана);
дистанционные формы обучения;
подготовка к ГИА (on-line тестирование, работа в открытом банке заданий)
внеурочная деятельность.
Применение информационных технологий на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала.
Характер использования информационных технологий на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера.
Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний и др. В качестве программного обеспечения использую и готовые продукты, разработанные производителями, и разработанные самостоятельно.
Технология применения информационных технологий на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
Использование информационных технологий начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения, учитываю количество компьютеризированных рабочих мест. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение информационных технологий. Разумеется, применение информационных технологий должно быть методически обосновано.
На своих уроках я использую интерактивные методы обучения. Термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Оно направлено на создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Именно интерактивные методы обучения я преимущественно и использую для повышения познавательной активности учащихся. При этом организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Кроме того, мною используются такие инновационные технологии, как электронные мультимедийные учебники и учебные пособия, электронные образовательные ресурсы: интерактивные презентации, тесты, и т.д. (готовые и самостоятельно разработанные, в том числе с применением сервисов Web 2.0). Также в работе используются элементы дистанционного обучения.