"Использование информационно-ресурсного обеспечения во внеурочной деятельности "
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Информационно-компьютерные технологи - это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены.
Работая воспитателем с детьми с нарушением интеллекта, планирую и организую свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Как известно, на сегодняшний день информационные ресурсы значительно расширяют возможности воспитателей в сфере коррекционно-развивающего обучения. С помощью компьютерных технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы: распечатка стимульного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и практических заданий; создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на цифровом носителе; составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы; Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно развивать способности ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности.
Практика показывает, что при использовании информационных - ресурсов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
В ходе игровой деятельности школьника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения школьников интерактивная доска обладает рядом преимуществ:
- в процессе своей деятельности у доски школьник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- эффективность обеспечивает усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
- увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность быстрой оценки деятельности;
- открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает воспитателя в состоянии творческого поиска;
В нашем учреждении обучаются дети с ОВЗ. При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний у большинства детей наблюдаются сходные проблемы:
- неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т.е. отмечается недостаточность одних интеллектуальных функций, задержка развития других, сохранность третьих;
- сниженный запас сведений и представлений об окружающем: затруднения познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, отсутствие потребности в познании и общении;
- различные формы речевых отклонений (задержка речевого развития, дизартрия, алалия);
- нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем;
- низкая работоспособность, замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения;
- повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, капризность, расторможенность или заторможенность, изменчивость настроения, слабость волевых усилий и мотивации.
При разумном подходе компьютеры могут служить мощным стимулом к развитию ребенка и богатейшим подспорьем в обучении детей с нарушением интеллекта. В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для школьников, отвечающих современным психолого-педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
В работе с детьми мною были определены следующие направления использования ИКТ, которые знакомят школьников с социальным миром, дают элементарные представления, развивают речь, и доступны для работы с детьми с нарушением интеллекта - это создание собственных мультимедийных продуктов, презентаций, использование Интернет-ресурсов. Для реализации данных направлений использую разнообразное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивную доску.
Известно, что для развития у детей с нарушением интеллекта устойчивого познавательного интереса к обучению, перед воспитателем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал предлагаемый детям должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие у умственно отсталых школьников мотивацию к учебному процессу. Все это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, развитию основных психических процессов, и повышает качество обучения.
Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у обучающихся с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Целью занятий кружка декоративно-прикладного творчества стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах.
Ведущая идея программы кружка - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей художественно – эстетического и трудового воспитания, творческой индивидуальности.
Основной задачей обучения и воспитания, на занятиях кружка является воспитание у обучающихся эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами. В процессе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук), зрительно-двигательная координация, внимание, память. Интенсивно развивается речь, обогащается словарный запас, формируется грамматический строй речи. Достижение подобного единства представлений и трудовых навыков детей необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.
Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д ). Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Основное направление объединения «Волшебная лента» – выявление и развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного обучения. Развитие творческой активности детей, приобщение их к мировой и отечественной художественной культуре и в целом формирование развитой, гармоничной, культурной, творческой личности. Цель педагога – обучать их основам художественного ремесла, развить самостоятельное мышление, фантазию, умение видеть и чувствовать прекрасное. Свобода творчества - главная идея. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется ознакомлению с произведениями искусства, беседами об искусстве, применяются разнообразные приемы и методы работы (рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная практическая работа обучающихся и т.д ), способствующие развитию самостоятельности, активности ребенка, побуждающие его выражать свое мнение, видение мира.
Занятия разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Литература
1. Азамова М.Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М.Н.Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с.385-387.
2. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического
развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.
3. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб: Речь, 2007
4. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.
5. Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.
6. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004.-с.4-81.
7. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с.53-57.
8. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75), с.86-89.
9. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.