СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование исследовательских умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самореализации креативных способностей.

 Мультимедиа технологии являются широко распространенным вариантом интенсификации образовательного процесса. Появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в образовании. Самым распространенным средством подачи информации является мультимедийный проектор и компьютер. Использование мультимедийных технологий позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и более доступным для восприятия школьниками визуально-вербальном виде.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе»


Требования, предъявляемые к современному образованию, определяют не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование исследовательских умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самореализации креативных способностей.

Мультимедиа технологии являются широко распространенным вариантом интенсификации образовательного процесса. Появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в образовании. Самым распространенным средством подачи информации является мультимедийный проектор и компьютер. Использование мультимедийных технологий позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и более доступным для восприятия школьниками визуально-вербальном виде.

Мультимедиа – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды.

Технология мультимедиа – особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы – заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов.

Готовясь к урокам, каждый раз думаешь, как сделать так, чтобы урок был незабываемым, как завлечь ребёнка, пробудить у него интерес к дальнейшему изучению материала, не «погасить огонёк» к получению новых знаний. Ещё 10 лет назад мы рисовали различные картинки, готовили перфокарты, тратя на всё это кучу бумаги, краски и больше всего времени и всё равно чего-то не хватало. Но благодаря современным технологиям мы можем внести не только в урок незабываемый материал, но и дать возможность своим ученикам самостоятельно в игре при помощи различных тренажеров усовершенствовать свои знания.

Именно способы повышения качества образования в ходе реализации ФГОС НОО и побудили меня к изучению этой темы. Считаю, что создание и использование электронных образовательных ресурсов актуальным в наш современный век, ведь мы всегда должны быть на шаг впереди своих детей, а как известно, современные дети на лету схватывают всё, что связано с информационными технологиями. Считаю, что изучение данной темы является актуальным для повышения качества знаний учащихся при проведении уроков и при подготовке к итоговой аттестации, так как использование ЭОР экономит время на занятиях, развивает интерес к обучению, материал является более наглядным и доступным даже для обучающихся со слабыми способностями.

Помимо этого при применении ЭОР повышается уровень профессиональной культуры учителя. Способствует снижению трудоемкости процесса контроля и консультирования учащихся. Развивается плодотворное сотрудничество учителя с учащимися. Повышается уровень функциональной грамотности учителя в сфере ИКТ. Учитель переходит от роли – транслятора знаний к роли учителя–тьютора. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы ВКР «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обучения грамоте в 1 классе».


Возможности использования информационных ресурсов и средств учителями в начальной школе

На сегодняшний день в арсенале учителя начальных классов имеется достаточно много разнообразных технических и программных средств ИКТ, способствующих более качественному преподаванию любого предмета, в том числе, обучению грамоте.

В связи с вступлением человечества в эпоху информационного общества одной из основных задач учителя, в том числе и учителя начальныхклассов, является не просто передача готовых знаний ученику, а обучение учащихся компетенции работы с необходимой информацией.

Информационные технологии могут использоваться на всех этапах урока: при изучении нового материала, повторении, закреплении изученного, контроле знаний, умений и навыков.

При объяснении нового материала очень важно сопровождать рассказ учителя наглядным материалам. Как было сказано ранее, лучше всего младшие школьники воспринимают графический, яркий материал. Для организации иллюстрации учебного материала подходит компьютерная презентация, когда каждый этап объяснения нового материала подкреплен иллюстрированными примерами. Такой способ позволяет заострить внимание учащихся на наиболее значимых моментах учебного материала.

Закрепление изученного материала также можно провести, используя различные программы и средства ИКТ. Для этого разработано большое количество тренажёров, которые содержат задания различного уровня сложности, описание алгоритмов действия, подсказки, справочные материалы.

Например, тренажер с использованием анимации. Так на уроке закрепления изученного материала по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» можно использовать мультфильм с пингвинами, которые, если ребенок затрудняется, переносят гласные буквы и ставят их в нужное место. Ребенок также может самостоятельно переносить буквы.

При проверке знаний учеников можно использовать разнообразные тестовые программы, которые условно можно разделить на две категории: с выбором ответа из данных и вводом собственного ответа. Хорошие тестовые оболочки позволяют включать ответы как одного, так и другого вида. Когда учащимся предлагается тест с выбором ответа, то это не требует большого умения работать с компьютером, а также требует минимум времени на прохождение теста. Такие тесты можно предлагать учащимся уже в конце первого класса.

Если ученику нужно самостоятельно вводить ответ, то от него требуются более глубокие знания в области ИКТ. Тест должен проверять именно знания по обучению грамоте, а его выполнение на компьютере не должно вызывать никаких дополнительных проблем и волнений. Поэтому предлагать тесты такого вида следует уже более подготовленным ученикам начальной школы.

Для учителя использование компьютерных тестов достаточно удобно. Это позволяет быстро провести контроль знаний. Увидев, какие ошибки чаще всего делают ученики, сколько времени требуется на выполнение того или иного задания и т.д., учитель делает необходимые выводы. Чисто технически мониторинг проводит тестовая оболочка.

В качестве домашнего задания можно предлагать ученикам найти дополнительную информацию, например, о первом алфавите, ученых-грамотах и т.д. В 4 классе можно предлагать детям сделать небольшую мультимедийную презентацию.

ИКТ целесообразно применять и во внеурочной деятельности. Это обеспечивает:

· повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

· активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

· углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (для этого можно использовать, например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники);

· усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

· закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

· формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

· повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

· осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

· развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.


Предлагаем рекомендации по использованию ИКТ на уроке.

1. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

2. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.

3. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).

Рекомендации к оформлению презентаций:

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

• Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

• Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ.

• Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

• Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

• Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

• Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.

• Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

• На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

• Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

• избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

• ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

• дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

• учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Применение на уроке ИКТ не должно быть самоцелью учителя. Цель учителя – не удивить ученика новыми технологиями, а при помощи новых технологий повысить мотивацию учеников к обучению. Учитель должен провоцировать желание учеников обмениваться информацией с ним и своими одноклассниками, вызывать у учеников дополнительный интерес к изучаемому предмету.

Используя на уроках возможности мультимедиа, преподаватель обогащает урок эмоциями, делает его более продуктивным, насыщенным. Ученики идут на урок с интересом, задавая вопрос «Что интересного, нового будет на уроке?». Таким образом, учитель достигает решения одной из самых важных творческих задач, поддерживания мотивационного интереса к обучению.

Сделаем следующие выводы:

1. Работа на уроке с использованием ИКТ требует от учителя определенных навыков применения методических приемов. Учитель должен четко представлять себе цель, с которой вводится в урок применение ИКТ, а также организовать правильную работу учащихся за компьютерами.

2. Если систематически проводить уроки с использованием ИКТ, то новизна притупится, дискомфорт пройдет, а динамичность и интерес останутся, поэтому уроки станут ярче. Интерес к предмету в целом повысится, а это прямая предпосылка к увеличению качества знаний.

3. В конце игры учителю следует обязательно отметить учащихся, которые выполнили большой объем работы.

5. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о необходимости применения ИКТ на уроках. При этом время, которые дети могут проводить за домашними компьютерами, телефонами, телевизорами для развлечения, можно сократить до минимума.

6. Что касается непосредственно организации дидактической компьютерной игры на уроке, то все этапы вхождения в игру, самого процесса игры, завершения игры и четких временных рамок учителю стоит продумывать особенно тщательно.

7. Лучше всего ограничивать не количество пройденных уровней, а время, которое дети играют. Во-первых, будет четкая дисциплина и учитель не потеряет контроль над ситуацией. Во-вторых, ученики будут стремиться преодолеть как можно больше уровней.



Список используемой литературы

1. Барышникова Г.Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – Я.: ЯГПУ, 2009.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник П.А. Информационная среда обучения. – СПб.: СВЕТ, 1997.

3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – №4. – 1995.

4. Босова Л.Л. О представлении предметных результатов изучения курса информатики в школе // Информатика и образование. – 2015. – №7 (266). – С. 46-50.

5. Дополнительное образование детей: Учебное пособие / под ред. О.Е. Лебедева. – М.:

6 .Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). – М. 1974.

7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

8. Коменский Я.А. Великая дидактика. Из пед. соч. Т.1. – М.: Педагогика, 1974.

9. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. – М.: Просвещение, 1968. – 413 с.

10. Кручинина Г. А. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pravmisl.ru/.

11. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. 1997. – №2.

12. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики от концепции к содержанию, ИНФО №2, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!