СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Из опыта работы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются возможности школьного курса географии на предмет использования ИКТ. 

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Из опыта работы»

В. А. Чмож

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии. Из опыта работы

ГБОУ «Волгоградский лицей-интернат «Лидер»

Аннотация: В статье рассматривается биологическая наука с точки зрения воспитывающей силы, направленной на развитие всесторонне развитой и гармоничной личности. Выделены основные цели экологического воспитания учащихся.

Проанализировано содержание экологического материала учебного предмета биология 10-11 класс на предмет формирования и развития системы экологических понятий.

Ключевые слова: биология, экологическое воспитание, экологические понятия.


Биологическая наука может активно применяться в воспитательных целях, при использовании биологических знаний для ознакомления с окружающим миром, формирования естественнонаучной картины мира.

Школьное образование нацелено на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту портрет выпускника школы среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника в контексте нашей темы приведем некоторые из них:

 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

 осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества [1]. Сущность экологического воспитания заключается в формировании учащихся бережного отношения к природе и ко всему живому на Земле, готовности рациональному природопользованию, участие в сохранение и преумножение природных богатств и жизни в целом. Результатом может служить личностные изменения, трансформация убеждений, пересмотр ценностно-моральных ориентиров в жизни школьников, формирование и транслирование экологического мышления.

Учебный курс предмета «Общая биология» 9-11 класса, является большим подспорьем для учителя в системе формирования основных экологических понятий, который помогает учащимся осознать сущность природы, закономерности ее существования и понимания как легко нарушить баланс в функционирование системе и ее естественных связях. Задача учителя биологии организовать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся внеклассную деятельность, которая будет содержать экологический, исследовательский, природоохранный компонент.

Учебное пособие «Биология 10-11 класс» [2] авторы В.И. Сивоглазов., И.Б. Агафонова., Е.Т. Захарова в главе 5 «Экосистема», представлены темы экологической направленности. В параграфе «Организм и среда. Экологические факторы» рассматривается зависимость организмов от экологических факторов: абиотических, биотических, антропогенных. Приспособленность организмов к экологическим факторам. Образ жизни организмов в природе. Подчеркнуто практическое значение экологии.

В теме «Абиотические факторы среды», рассмотрены приспособления к изменениям температуры, света, влажности окружающей среды растений и животных. Выделены экологические группы организмов.

В параграфе «Структура экосистем» представлены основные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты, занимающие определенные экологические ниши и выполняющие определенные функции в сообществе для стабильного существования любой экосистемы, так как благодаря их взаимодействию обеспечивается главное свойство экосистем – способность к самоподдержанию.

Тема «Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах» вводятся экологические понятия: цепи питания, экологическая пирамида, показана роль сложных пищевых взаимоотношений, которые обеспечивают устойчивость экосистем и значение абиотических и биотических факторов, изменения которых неизбежно повлечет за собой изменение всей экосистемы.

Экологические нарушения в экосистемах, представлены в теме «Влияние человека на экосистемы», приведены примеры необдуманных действий человечества и их последствия.

Содержание параграфов «Биосфера – глобальная экосистема» и «Роль живых организмов в биосфере», знакомят учащихся со структурой биосферы, оболочками Земли, в которых обитают живые организмы, показано как распределяется биомасса на земном шаре, уделено особое внимание живому веществу, участвующего в миграции химических элементов в биосфере – круговороте веществ необходимое условия для поддерживания баланса в природе.

Темы «Основные экологические проблемы современности» и «Пути решения экологических проблем», способствуют осознанию важности природоохранных мероприятий, решение многих производственных и научно-технических задач основываются на экологических знаниях и экологическом подходе. Устойчивое функционирование биосферы возможно только при сохранении природного разнообразия, с этой целью во всем мире создаются заповедники, заказники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Задача учителя донести до своих учеников, воспитанников, что охрана окружающей среды - общее дело всего человечества, необходимо, чтобы обучающиеся самостоятельно пришли к выводу, что «Любая форма жизни является уникальной, какой бы ни была ее полезность для человека», как важно беречь, сохранять, преумножать то, что нам дает природа.

Литература

1. Кондаурова Т.И. Теория и методика обучения биологии / Волгоград.: Перемена, 2006. 120 с.

2. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология 10-11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2013. С.302-358.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!