СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникационных технологий при контроле результатов обучения (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникационных технологий при контроле результатов обучения

А.Д. Федюнина

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель Г.А. Ковелева

Аннотация. Работа посвящена вопросам использования информационных технологий для контроля результатов обучения. Рассмотрены основные вопросы, связанные с контролем и оцениваем в процессе обучения. Приведен обзор онлайн-сервисов и приложений, которые могут быть использованы для осуществления контроля и сделан сравнительный анализ характеристик таких инструментов.

Ключевые слова: контроль, формирующее оценивание, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-сервис.

Контроль результатов обучения в образовательном процессе является одним из главных элементов, поскольку его основное назначение — это установление реального уровня знаний учащихся и оценка его качества. Цель контроля результатов обучения заключается в повышении качества образования, обнаружении успехов и достижений учащихся [1]. Контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, а также выделить главное. Любая процедура оценивания должна включать в себя именно те методы, которые будут в полной мере отражать цели учебного курса и соответствовать тому уровню, который будет необходим для получения новых знаний и умений учащихся [2]. Оценивать знания ученика необходимо для фиксации его успехов, обнаружения пробелов в знаниях, с тем чтобы определить сильные стороны ученика и на их основе позволить ему совершенствоваться в рамках школьного курса.

В образовательном процессе при контроле результатов обучения существует проблема, связанная с объективностью оценки учебных достижений учащихся. В ряде случаев оценка может носить субъективный характер, что с точки зрения качества образования является негативным фактором. Для решения данной проблемы можно применять в процессе обучения средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Чтобы правильно и своевременно скорректировать процесс обучения, необходимо подобрать такую технологию, которая позволит быстро и качественно обработать данные, полученные в ходе диагностики учебных достижений обучающихся [3]. Это позволит внести в процесс обучения изменения, положительно влияющие на его результат. Благодаря внедрению информационных технологий, учитель совершенствует и тем самым повышает эффективность образовательного процесса посредством качественного подбора методов оценки результатов обучения.

В настоящее время существует множество технологий, которые помогают преподавателям в оценке работ учащихся, они позволяют получать обратную связь и своевременно скорректировать свою работу в связи с полученными результатами и с учетом индивидуальных потребностей учеников. В рамках новой парадигмы образовательных стандартов цель оценивания заключается в том, чтобы вызвать интерес у учеников к учебе. Следовательно, перед преподавателем стоит задача поиска такой формы контроля достижений, которая бы способствовала повышению учебной мотивации, индивидуализации учебного процесса и развивала самостоятельность в обучении. Для этого используется понятие «формирующее оценивание», которое представляет собой процесс поиска и интерпретации данных, которые учащиеся и их учителя используют для принятия решения о том, как далеко они продвинулись в обучении, на каких моментах необходимо сделать акцент, чтобы достичь лучшего результата, и каким образом лучше всего это сделать. Если итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующая оценка происходит во время обучения и является его частью [4]. Формирующее оценивание помогает каждому преподавателю получить информацию о том, насколько успешно обучаются его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы процесс обучения стал более эффективным. Его цель – отслеживание прогресса, диагностика и корректировка в процесс обучения. При включении формирующего оценивания в свои уроки преподаватель сможет увидеть, какая часть материала уже усвоена, а с какой все ещё возникают трудности, и сами ученики смогут видеть свой прогресс и то, над чем ещё стоит поработать.

 Таким образом, анализ урока должен приобретать диагностирующий характер, т. е. строиться таким образом, чтобы устанавливать причины обнаруживающихся пробелов. С такими требованиями помогают справляться формы оценивания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют сохранять полученные данные и проводить по ним аналитический анализ. Рассмотрим некоторые из них, а именно Moodle, Quizizz, Plickers и Classflow.

Таблица 1

Сравнительные характеристики средств ИКТ для оценивания результатов обучения

Сервис

Критерий

Moodle

Quizizz

Plickers

Classflow

Доступ

Бесплатный

Условно бесплатный

Условно бесплатный

Бесплатный

Реклама

-

+

-

-

Возможность использования готовой базы вопросов

-

+

-

+

Редактор текста

+

+

-

+

Менеджер файлов (возможность добавлять медиа-файлы)

+

+

+

+

Добавление подсказок к вопросам

+

-

-

+

Добавление объяснения к вопросу

+

+

-

-

Возможность сохранить результаты в файл

-

+

+

+

Простота применения и использования

+

+

+

+

Русскоязычный интерфейс

+

+

-

+

Необходимость наличия сети Интернет

+

+

+

+

Мгновенная интерпретация данных

+

+

+

+

Организация технической поддержки

-

+

+

+

 

Для того, чтобы правильно и эффективно подобрать информационные средства для оценивания достижений учащихся, необходимо проводить мониторинг имеющихся технологий и использовать те, которые помогут в процессе обучения. Каждая из представленных платформ является уникальной, имеющая свои индивидуальные преимущества в использовании. В настоящее время применение современных информационных технологий является необходимым элементом проведения уроков. Они могут использоваться в рамках изучения новой темы, закреплении пройденного материала, контроле знаний.

Информационные технологии позволяют преподавателю оценить текущий уровень знаний и обозначить пути дальнейшего обучения, поскольку цель оценивания знаний — личный прогресс учащегося в обучении. Использование преподавателем в своей работе информационных технологий позволяет открывать новые возможности в рамках своего предмета, повышать эффективность образовательного процесса в целом и развивать творческий подход к предмету у обучающихся.

 

Бибилиографичский список:

  1. Жебровская О. Н. Контроль как деятельность и форма управляемого обучения студентов // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 12-3 (45). – С. 7-9.

  2. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся [Электронный ресурс] // БГЖ. 2017. № 3 (20).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-otsenivaniya-kachestva-uchebnyh-dostizheniy-obuchayuschihsya (дата обращения 28.10.2021).

  3. Быков В. Ю. Современные задачи информатизации образования // Информационные технологии и средства обучения. - 2016. - № 1 (15).

  4. Лаврентьев В.Н., Пак Н. И. Информационные и коммуникационные технологии в образовании // Информатика и образование. № 9, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий при контроле результатов обучения (статья)»


Использование информационно-коммуникационных технологий при контроле результатов обучения

А.Д. Федюнина

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель Е.И. Родоманская


Аннотация. Работа посвящена вопросам использования информационных технологий для контроля результатов обучения. Рассмотрены основные вопросы, связанные с контролем и оцениваем в процессе обучения. Приведен обзор онлайн-сервисов и приложений, которые могут быть использованы для осуществления контроля и сделан сравнительный анализ характеристик таких инструментов.

Ключевые слова: контроль, формирующее оценивание, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-сервис.

Контроль результатов обучения в образовательном процессе является одним из главных элементов, поскольку его основное назначение — это установление реального уровня знаний учащихся и оценка его качества. Цель контроля результатов обучения заключается в повышении качества образования, обнаружении успехов и достижений учащихся [1]. Контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, а также выделить главное. Любая процедура оценивания должна включать в себя именно те методы, которые будут в полной мере отражать цели учебного курса и соответствовать тому уровню, который будет необходим для получения новых знаний и умений учащихся [2]. Оценивать знания ученика необходимо для фиксации его успехов, обнаружения пробелов в знаниях, с тем чтобы определить сильные стороны ученика и на их основе позволить ему совершенствоваться в рамках школьного курса.

В образовательном процессе при контроле результатов обучения существует проблема, связанная с объективностью оценки учебных достижений учащихся. В ряде случаев оценка может носить субъективный характер, что с точки зрения качества образования является негативным фактором. Для решения данной проблемы можно применять в процессе обучения средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Чтобы правильно и своевременно скорректировать процесс обучения, необходимо подобрать такую технологию, которая позволит быстро и качественно обработать данные, полученные в ходе диагностики учебных достижений обучающихся [3]. Это позволит внести в процесс обучения изменения, положительно влияющие на его результат. Благодаря внедрению информационных технологий, учитель совершенствует и тем самым повышает эффективность образовательного процесса посредством качественного подбора методов оценки результатов обучения.

В настоящее время существует множество технологий, которые помогают преподавателям в оценке работ учащихся, они позволяют получать обратную связь и своевременно скорректировать свою работу в связи с полученными результатами и с учетом индивидуальных потребностей учеников. В рамках новой парадигмы образовательных стандартов цель оценивания заключается в том, чтобы вызвать интерес у учеников к учебе. Следовательно, перед преподавателем стоит задача поиска такой формы контроля достижений, которая бы способствовала повышению учебной мотивации, индивидуализации учебного процесса и развивала самостоятельность в обучении. Для этого используется понятие «формирующее оценивание», которое представляет собой процесс поиска и интерпретации данных, которые учащиеся и их учителя используют для принятия решения о том, как далеко они продвинулись в обучении, на каких моментах необходимо сделать акцент, чтобы достичь лучшего результата, и каким образом лучше всего это сделать. Если итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующая оценка происходит во время обучения и является его частью [4]. Формирующее оценивание помогает каждому преподавателю получить информацию о том, насколько успешно обучаются его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы процесс обучения стал более эффективным. Его цель – отслеживание прогресса, диагностика и корректировка в процесс обучения. При включении формирующего оценивания в свои уроки преподаватель сможет увидеть, какая часть материала уже усвоена, а с какой все ещё возникают трудности, и сами ученики смогут видеть свой прогресс и то, над чем ещё стоит поработать.

Таким образом, анализ урока должен приобретать диагностирующий характер, т. е. строиться таким образом, чтобы устанавливать причины обнаруживающихся пробелов. С такими требованиями помогают справляться формы оценивания с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют сохранять полученные данные и проводить по ним аналитический анализ. Рассмотрим некоторые из них, а именно Moodle, Quizizz, Plickers и Classflow.

Таблица 1

Сравнительные характеристики средств ИКТ для оценивания результатов обучения

Сервис

Критерий

Moodle

Quizizz

Plickers

Classflow

Доступ

Бесплатный

Условно бесплатный

Условно бесплатный

Бесплатный

Реклама

-

+

-

-

Возможность использования готовой базы вопросов

-

+

-

+

Редактор текста

+

+

-

+

Менеджер файлов (возможность добавлять медиа-файлы)

+

+

+

+

Добавление подсказок к вопросам

+

-

-

+

Добавление объяснения к вопросу

+

+

-

-

Возможность сохранить результаты в файл

-

+

+

+

Простота применения и использования

+

+

+

+

Русскоязычный интерфейс

+

+

-

+

Необходимость наличия сети Интернет

+

+

+

+

Мгновенная интерпретация данных

+

+

+

+

Организация технической поддержки

-

+

+

+


Для того, чтобы правильно и эффективно подобрать информационные средства для оценивания достижений учащихся, необходимо проводить мониторинг имеющихся технологий и использовать те, которые помогут в процессе обучения. Каждая из представленных платформ является уникальной, имеющая свои индивидуальные преимущества в использовании. В настоящее время применение современных информационных технологий является необходимым элементом проведения уроков. Они могут использоваться в рамках изучения новой темы, закреплении пройденного материала, контроле знаний.

Информационные технологии позволяют преподавателю оценить текущий уровень знаний и обозначить пути дальнейшего обучения, поскольку цель оценивания знаний — личный прогресс учащегося в обучении. Использование преподавателем в своей работе информационных технологий позволяет открывать новые возможности в рамках своего предмета, повышать эффективность образовательного процесса в целом и развивать творческий подход к предмету у обучающихся.






Список литературы

  1. Жебровская О. Н. Контроль как деятельность и форма управляемого обучения студентов // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 12-3 (45). – С. 7-9.

  2. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся [Электронный ресурс] // БГЖ. 2017. № 3 (20).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-otsenivaniya-kachestva-uchebnyh-dostizheniy-obuchayuschihsya (дата обращения 28.10.2021).

  3. Быков В. Ю. Современные задачи информатизации образования // Информационные технологии и средства обучения. - 2016. - № 1 (15).

  4. Лаврентьев В.Н., Пак Н. И. Информационные и коммуникационные технологии в образовании // Информатика и образование. № 9, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!