СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Акушинская средняя общеобразовательная школа № 2»
МО «Акушинский район»


ДОКЛАД ПО ТЕМЕ    

 

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС ООО

 

 

 

 

 

Учитель русского языка  

и литературы  

МКОУ “АСОШ№2” 

Багандова С.М. 

 

 

 

 

 

 

 

С.Акуша 

2021г. 

 






В современном мире, когда роль информации становится всё более значимой, а информационная культура человека - определяющим фактором профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается: «Система образования призвана обеспечить... подготовку высококвалифицированных специалистов, спо­собных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий...»

Одной из важных задач школы сегодня является задача воспитания всесторонне развитого человека, обла­дающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через ак­тивное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современ­ных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

С полным обновлением материально-технической базы нашей школы, с приобре­тением современного оборудования для классов использование ИКТ на уроках стало повседневной реальностью. К тому же современные школьники в большин­стве своем владеют компьютерной грамотностью, что является серьёзным под­спорьем в процессе работы.

Использование информационных технологий в процессе образования и самообра­зования стало эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ заключаются в том, что их применение позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Для всех является очевидным, что использование ИКТ-технологий позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков; позволяет вести на уроке дифференцированную работу, а также повышает мотивацию учения у школьников.

Использование мультимедийного проектора позволяет использовать такой нема­ловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, без­граничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легче усвоить учебный материал.

Все современные учебники имеют электронные версии, многие - электронные приложения. Это значительно облегчает работу учителя по использованию электронных образовательных ресурсов на уроке. Одними из наиболее интересных мультимедийных продуктов является мультимедийная продукция виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

На уроках русского языка из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репе­титор. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбо­ром ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Эти пособия оказываются востребованными и на уроках литературы: мультиме­дийные уроки по курсу, медиаиллюстрации, интерактивные тренажеры, тесты и проверочные задания, справочник терминов и понятий, энциклопедические статьи. Данный материал используется при подготовке к урокам, для закрепления и про­верки знаний.

По­высить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помога­ет учебное пособие "Страна Лингвиния", которое вводит читателя в мир языка, в его стихию, дает возможность на деле осуществить "учение с увлечением". Беру из этой программы диктанты, тре­нинги, электронные статьи из словарей и справочников, игры. Это пособие помога­ет интересно организовать урок-путешествие.

Всегда вызывает большой интерес у детей работа с программой «Фраза». В процессе работы с ней ученик получает от­крытую, объективную оценку своих знаний. Это очень важно для ребёнка. Он ви­дит, что отметка не зависит от учителя, а оцениваются его реальные знания и уме­ния. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и ка­чество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосре­доточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. На экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время нача­ла и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. На этапе контроля для осуществления самоконтроля использую электронные пособия издательств "Дрофа" и «Просвещение». Особо хочется отметить важность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из 2 частей издательства «Дрофа» в курсе "Развитие речи".

В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретиче­ский материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстра­ций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов со­провождаются тестовыми заданиями. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теорети­ческого материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес уча­щихся.

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк спра­вочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, спо­собствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии спо­собствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной иссле­довательской работе учеников для подготовки к уроку, конференциям, семинарам.

Ни один урок литературы, наверное, нельзя представить без электронной презентации, к созда­нию которых привлекаются и сами учащиеся. Создание электронных альбомов иллюстраций – одно из направлений проектной деятельности по литературе учащихся 5-6 классов. В старших классах программа по литературе требует от учащегося умения создавать электронные презентации о творческой биографии писателя. При подготовке таких уроков школьникам дается задание кол­лективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д.

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Вла­дение ИКТ на должном уровне позволяет самостоятельно создавать учебно-методические материалы: презентации, таблицы и проч.

Очень удобной программой для разработки собственных тестов является, на мой взгляд, программа MyTest - программа для подготовки и проведения компьютерного тестирования. MyTestStudent – это простой и удобный в использовании инструмент для тестирования. Программа позволяет создавать тесты, не требуя специальных навыков в программировании. Программа работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

Таким образом, ИКТ используются на разных этапах урока: при изложении нового материала (демонстрацион­но - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (разно­образные обучающие и тренинговые программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие програм­мы), для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мыш­ление).

Как и любое техническое средство, компьютер не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ним разрешается рабо тать не более 20 минут. Я использую мультимедийный комплекс на уроках русско­го языка от 5 до 15 минут (и не на каждом уроке), в зависимости от учебной зада­чи. На уроках литературы - до 20 минут. Согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении де­тей.

На практике пришла к убеждению, что применение информационных техно­логий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными ме­тодами и приемами обучения.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!