Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Акушинская средняя общеобразовательная школа № 2»
МО «Акушинский район»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС ООО
Учитель русского языка
и литературы
МКОУ “АСОШ№2”
Багандова С.М.
С.Акуша
2021г.
В современном мире, когда роль информации становится всё более значимой, а информационная культура человека - определяющим фактором профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается: «Система образования призвана обеспечить... подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий...»
Одной из важных задач школы сегодня является задача воспитания всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.
С полным обновлением материально-технической базы нашей школы, с приобретением современного оборудования для классов использование ИКТ на уроках стало повседневной реальностью. К тому же современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, что является серьёзным подспорьем в процессе работы.
Использование информационных технологий в процессе образования и самообразования стало эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся. Основные преимущества ИКТ заключаются в том, что их применение позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Для всех является очевидным, что использование ИКТ-технологий позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков; позволяет вести на уроке дифференцированную работу, а также повышает мотивацию учения у школьников.
Использование мультимедийного проектора позволяет использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легче усвоить учебный материал.
Все современные учебники имеют электронные версии, многие - электронные приложения. Это значительно облегчает работу учителя по использованию электронных образовательных ресурсов на уроке. Одними из наиболее интересных мультимедийных продуктов является мультимедийная продукция виртуальной школы Кирилла и Мефодия.
На уроках русского языка из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Эти пособия оказываются востребованными и на уроках литературы: мультимедийные уроки по курсу, медиаиллюстрации, интерактивные тренажеры, тесты и проверочные задания, справочник терминов и понятий, энциклопедические статьи. Данный материал используется при подготовке к урокам, для закрепления и проверки знаний.
Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния", которое вводит читателя в мир языка, в его стихию, дает возможность на деле осуществить "учение с увлечением". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников, игры. Это пособие помогает интересно организовать урок-путешествие.
Всегда вызывает большой интерес у детей работа с программой «Фраза». В процессе работы с ней ученик получает открытую, объективную оценку своих знаний. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. На экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме. На этапе контроля для осуществления самоконтроля использую электронные пособия издательств "Дрофа" и «Просвещение». Особо хочется отметить важность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из 2 частей издательства «Дрофа» в курсе "Развитие речи".
В комплексах "1С: Репетитор" по всем разделам русского языка теоретический материал излагается в форме аудио-визуальных интерактивных демонстраций, которые продублированы в гипертекстовом виде. Демонстрации курсов сопровождаются тестовыми заданиями. Модуль проверки позволяет вводить ответы в виде произвольных числовых или буквенных выражений. Представление теоретического материала в виде интерактивного учебника резко повышает интерес учащихся.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в школе, применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, конференциям, семинарам.
Ни один урок литературы, наверное, нельзя представить без электронной презентации, к созданию которых привлекаются и сами учащиеся. Создание электронных альбомов иллюстраций – одно из направлений проектной деятельности по литературе учащихся 5-6 классов. В старших классах программа по литературе требует от учащегося умения создавать электронные презентации о творческой биографии писателя. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д.
Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на должном уровне позволяет самостоятельно создавать учебно-методические материалы: презентации, таблицы и проч.
Очень удобной программой для разработки собственных тестов является, на мой взгляд, программа MyTest - программа для подготовки и проведения компьютерного тестирования. MyTestStudent – это простой и удобный в использовании инструмент для тестирования. Программа позволяет создавать тесты, не требуя специальных навыков в программировании. Программа работает с десятью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков (MyTestXPro). В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.
Таким образом, ИКТ используются на разных этапах урока: при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (разнообразные обучающие и тренинговые программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), для тренировки конкретных способностей учащихся (внимание, память, мышление).
Как и любое техническое средство, компьютер не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ним разрешается рабо тать не более 20 минут. Я использую мультимедийный комплекс на уроках русского языка от 5 до 15 минут (и не на каждом уроке), в зависимости от учебной задачи. На уроках литературы - до 20 минут. Согласно мнению родителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
На практике пришла к убеждению, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
2