СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование игровых технологий в коррекции сенсорных процессов детей с нарушением зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игровых технологий в коррекции сесорных процессов детей с нарушением зрения

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых технологий в коррекции сенсорных процессов детей с нарушением зрения"»

Слайд 1.

Использование игровых технологий в коррекции сенсорных процессов детей с нарушением зрения.

Слайд 2.

Изучением детей с нарушением зрения занимались многие отечественные ученые, которые проводили комплексные исследования, а так же сравнительное изучение познавательной деятельности нормально видящих детей и детей с нарушением зрения. Своевременная профилактика и коррекция нарушений зрения является особо острой проблемой, т. к первичный дефект влечет за собой ряд вторичных отклонений, которые влияют на полноценное развитие ребёнка. Характер нарушения зрения дошкольников влияет не только на психофизическое развитие, но и на зрительное восприятие. В нашей группе в основном находятся дети со сходящимся и расходящимся косоглазием, астигматизмом, гиперметропией, амблиопией, эти заболевания есть у всех детей.

Для детей в группе с одинаковыми диагнозами, но разной остротой зрения подобраны врачом и тифлопедагогом индивидуальные упражнения и игры, нагрузки для глаз.

Слайд 3.
Например: При сходящимся и расходящимся косоглазии используем игры и упражнения с блоками Дьенеша, такие как сортировка геометрических фигур по цвету, форме, величине. Игры «Что изменилось», «Чего не стало», «Геометрическое лото», так же используем крупную мозайку и соответственно среднюю.

Слайд 4. При расходящимся косоглазии и амблиопии некоторым детям рекомендуем; «Магнитный лабиринт», «Поймай рыбку», «Найди свой цвет», «Шнуровка», «Выкладывание узора из палочек Кюизенера.

Слайд 5. В условиях нашего дошкольного учреждения решается важнейшая задача: Восстановление зрения.

Для коррекции нарушений зрения в своей работе мы используем «игровые технологии», такие как Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, Монтессори Материал.

Слайд 6. В своей работе с детьми мы уделяем большое значение сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

Слайд 7.

Одним из эффективных средств коррекции нарушений функции является игра, которая не только способствует обогащению и закреплению знаний, но и является средством коррекции зрительного восприятия.

В своей группе я применяю различные дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые, способствующие развитию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения.

Слайд 8. В дидактических играх ставится цель: обогатить чувствительный опыт, развивать умственные способности, умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Во время дидактической игры и во взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного восприятия. Для формирования сенсорных представлений дидактическая игра является так же эффективным средством.

Слайд 9. Я хочу рассказать об использовании на занятиях и в свободной деятельности детей логических блоков Дьенеша

Основные задачи в работе с блоками Дьенеша:

- Способствовать развитию умений различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) цвет, толщину.

- Определять свойства фигур на ощупь.

-Обобщать фигуры по одному, двум, трем свойствам.

- Развивать логическое мышление, творческие способности.

Слайд 10. В работе используем дидактические игры и упражнения,

- определяли свойства фигур на ощупь («Чудесный мешочек» - определи фигуру на ощупь)

Игры с блоками на зрительное восприятие формы

-«Найди такую же фигуру»

- «Домик для фигуры»

- « Найди и назови» (кто больше)

- « Какой геометрической фигуры не стало»

-« Что изменилось»

- «Подбери ключик к домику»

Слайд 11. Игры с блоками для формирования представлений о цвете.

- « Продолжи ряд»

- «Найди для куклы подарок»

- «Разложи по цвету»

- « Выложи узор»

- «Дорожка»

- « Раздели фигуры по размеру»

Слайд 12. Игры на формирование целостного восприятия образа предметов.

- «Выложи такой же предмет» (путем наложения и выкладывания рядом)

- «Собери бусы»

- «Составь изображение»

Игры на формирование пространственных представлений.

- «Назови, какая фигура находится в левом верхнем углу»

- «Посели жильцов в домик»

Слайд 13. Таким образом, дети, играя с блоками

 Учатся производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов.

Слайд14.  Выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.

Слайд 15. Игры с Мозаикой для детей так же очень важны.

- участвует мелкая моторика, что особенно важно для детей с нарушением зрения, развивается образное мышление, воображение, цветовосприятие, представление о форме, величине, ориентировка на плоскости, тактильных ощущений, зрительных функций, глазомера, памяти, внимания, усидчивости.

Слайд 16. С мозайкой проводим такие игры как:

- «Дорожка», «Забор», «Дорожка, пропуская одну деталь», «Дорожка короткая, длинная», «Разложи по цвету», « Выложи геометрическую фигуру» и т.д.

Слайд 17. С целью коррекции зрения я применяю элементы методики М. Монтессори.

Девиз Монтессори – педагогики: «Помоги мне это сделать самому». И именно этот принцип является основополагающим в работе с детьми.

Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и  моторные (моторная память). Руки, как инструмент познания помогают детям овладеть миром.

Слайд 18.

Весь Монтессори Материал, который у нас есть, мы успешно используем  в коррекционной работе с детьми. Это «Рамки с застёжками», «Шнуровка», «Перекладывание бусин пинцетом», «Штриховка», «Рамки-вкладыши», «Фигуры из гвоздиков», «Цифры из шершавой бумаги», «Шершавые таблички» и др.  Эти упражнения способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой, развивают зрительное восприятие, зрительное внимание, остроту зрения, глазодвигательную и прослеживающую функцию зрения.

Слайд 19.

Большое значение для развития глазодвигательной функции имеют специальные упражнения, в процессе которых формируются восприятие предметов, оценка их размеров и взаимоотношение между ними.

Действия с предметами разной формы, часто составляют основу упражнений Монтессори и способствуют развитию глазомера, координации движений, овладению пространственной ориентировкой. Это такие игры: «Сложи узор», «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Блоки и цилиндры» и др.

Слайд 20.

 Большую помощь в коррекционной работе оказывают классические Монтессори – материалы: «Штриховка», «От точки к точке». При косоглазии в связи с нарушением остроты бинокулярного зрения у детей возникают трудности при рисовании и письме. Дети не могут чётко определить границы изображённого объекта при раскрашивании. Эти упражнения как раз направлены на коррекцию этих нарушений.

Слайд 21.

Вывод:

 Все эти игровые технологии  применимы в работе с детьми, имеющими нарушение зрения. Приемы, используемые в данных играх, позволяют активировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развить зрительное восприятие.

Слайд 22 Систематические упражнения, направленные на выделение формы, цвета, величины предметов, формирование целостного восприятия изображений формирование пространственных представлений приводят к улучшению, восстановлению остроты зрения.

Слайд 23.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!