СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фильма «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева» компании «Школфильм» 1962 г., на уроке истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлена разработанная система вопросов к Манифесту Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 года для урока истории в 8 классе по теме «ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА», после просмотра фильма «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева» компании «Школфильм» 1962 г

Просмотр содержимого документа
«Использование фильма «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева» компании «Школфильм» 1962 г., на уроке истории»

К. В. Гинзбург

(Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №71 г. Новосибирска)


Использование видеофрагмента «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева» компании «Школфильм» 1962 г., а именно фрагмент зачтения Манифеста Емельяна Пугачева на уроке истории


В публикации представлена разработанная система вопросов к Манифесту Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 года для урока истории в 8 классе по теме «ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА», после просмотра фильма «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева» компании «Школфильм» 1962 г.

Манифесты являются разновидностями законодательных актов, которые чаще всего использовались государством, когда нужно было провозгласить то или иное решение и довести его до всех подданых. Манифесты являлись авторскими, они разъясняли цели и намерения правительства. Они были обращены ко всему населению, либо к определенному сословию.

На уроке истории в 8 классе при изучении темы: «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева» можно использовать в виде исторических источников сами манифесты Емельяна Ивановича, но при просмотре видеофрагмента, учащиеся слышат интонацию, с которой был зачитан манифест, видят эмоции населения, которое услышали требования, содержащие в нем. Поэтому информация, содержащаяся в данном документе будет лучше воспринята учащимися.

Так, для ответа на вопрос «Какой представлял себе Россию Е.Пугачев после своей победы?» целесообразно предложить ученикам манифест от 29 декабря 1773 года, так как на мой взгляд, он более полно отражает причины и цели восстания, а по тексту документа можно увидеть какой же видит Е.Пугачев Россию после своей победы.

Для того, чтобы ученики смогли получить как можно больше сведений из документа, следует предложить ученикам систему вопросов, предполагающих «внешний» и «внутренний» анализ источника.

«Внешний» анализ будет включать в себя три вопроса: 1) Вид исторического источника? 2) Когда создан? 3) Кем создан? Вопросы для «внутреннего» анализа мы поделили на три группы: «чтение», «комментирование» и «интерпретация».

«Чтение» источника предполагает выявление явных и «скрытых» фактов, их первичную систематизацию. Можно предложить такие вопросы: 1) О каких слоях населения идет речь в Манифесте? 2) Какие цели восставших? 3) Как предлагалось поступить с дворянством?

«Комментирование» источника подразумевает анализ того, как в нем отразилась эпоха и личная биография автора, как на содержание источника повлияли его типологические характеристики. Уместны такие вопросы к «Манифесту»: 1) Как вы думаете, почему Пугачев излагал свои цели и наказы в виде Манифеста? 2) Почему у автора такое отношение к дворянству? (найдите в тексте слова, которыми Пугачев описывает дворян).

«Интерпретация» источника должна возвратить учеников к проблематике урока и здесь учащимся уместно задать следующий вопрос: «Как Пугачев представлял себе жизнь страны после своей победы?»

Таким образом, Манифест от 29 декабря 1773 года позволяет нам наиболее полно раскрыть вопрос урока, сделать вывод, основываясь на текст исторического документа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!