СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре его своего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного, изобразительного искусства. 

Просмотр содержимого документа
«Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности»

Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности



Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

Вопросы изучения культурного наследия родного края становится всё более актуальным для современного образования, так как обладают значительным культурологическим потенциалом, и способствует целостному развитию всех сфер сознания личности.

Использование этнокультурных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного, изобразительного искусства.

Много говорится о важности, значимости роли национальной культуры в формировании личности ученика. И все же этот вопрос остается актуальным. Считаю, что необходимо изучать углубленным курсом не только историю, географию, но и культуру того народа, где ты проживаешь.

Приобщение к замечательным памятникам коми-пермяцкого народного искусства позволяет детям соприкоснуться с особым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего, с особым складом познания и освоения ими окружающего мира, творческой деятельностью, связанной с созданием жизненно необходимых предметов.

На своих уроках изобразительного искусства и технологии включаю элементы этнопедагогики. На занятиях учащиеся знакомятся с историей, краеведением, этнографией и искусством коми-пермяков.

Воспитывая любовь к традициям коми-пермяцкой культуры, знакомлю ребят с национальным орнаментом, костюмом, архитектурой, предметами быта.

Занятия по этнокультуре знакомят с самобытностью коми-пермяцкого народа, его историей и культурой, воспитывают уважительное отношение к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его.

Развитие творческих способностей при изучении национальной культуры коми-пермяцкого народа повышает мотивацию к изучению предмета, которая выражается через активность учащихся в творческих конкурсах этнокультурного направления, посещение кружков, изостудии.

Для самоопределения в выборе учебной и профессиональной деятельности учащихся, в 8-9 классах мною разработана и апробирована программа факультатива по технологии «Коми-пермяцкая кухня». Содержание выбранной темы спецкурса вызвано возрастающим интересом к национальным традициям и стандартными требованиями к содержанию регионального компонента. Данный курс знакомит учащихся с особенностями национальной культуры, самобытностью коми-пермяцкого народа, его историей.

Цель курса: познакомить учащихся с особенностями коми-пермяцкой кухни; способствовать самоопределению учащихся в выборе технологического профиля в старших классах и дальнейшего пути обучения.

Важная особенность предложенного курса - это его практическая направленность, в процессе занятий девочки учатся приготовлению национальных блюд своего народа. Программа курса «Коми - пермяцкая кухня» предназначена для учащихся 8-9 классов. Программа рассчитана на 34 учебных часа.

В программе используются активные формы обучения: ролевые игры, исполнение обрядовых и других народных песен и т.п., которые не только позволят дать учащимся представления о народных праздниках, но и предоставят возможность самим принять участие в традиционных играх, обрядах. Таким образом, можно не только дать учащимся представление о том, как жили наши предки, но предоставить им возможность сопереживания, т. е. эмоционально закрепить полученные знания. Часть материала по основам традиционной комипермяцкой культуры можно представить в виде бесед во время практических работ. Например, о воспитании детей в крестьянской семье, о работе девочек «в няньках», об обязанностях детей перед родителями и т.п.

Применение нетрадиционных форм уроков по кулинарии позволяет не только сделать теоретический материал интересным, но занимательным и полезным. Весь изученный и практический материал учащимися в дальнейшем оформляется в проект «Коми – пермяцкая кухня».

После прохождения данного курса предполагается, что у школьников сформируется интерес к кулинарии и произойдет сознательный выбор дальнейшего образования. Результатом изучения обучающимися основ национальной коми-пермяцкой кухни является ежегодное успешное выступление на краевом гастрономическом этнофестивале «Юный маэстро кухни».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.


Литература

1. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958.

2. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М.,1980.

3. Грибова Л. С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков. М., 1969.

4. Грибова Л. С. Народное искусство коми. М.,1992.

5. Зубов Ю. П. Горд на Иньве. Пермь: «Горт», 1997.

6. Климова Г. Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар, 1995.

7. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар,2000.

8. Парма Прикамская. Кудымкар, 1995.

9. Чагин Г. Н. культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX- начале XX века. Пермь, 1991.

10. Чагин Г. Н., Черных А. В. Народы Прикамья. Пермь, 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!