СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование этнокультурного компонента в работе учителя ООП НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование этнокультурного компонента в работе учителя ООП НОО

Просмотр содержимого документа
«Использование этнокультурного компонента в работе учителя ООП НОО»

Использование этнокультурного компонента в работе

учителя ООП НОО

Коренева Елена Васильевна ([email protected])

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа» Каракулинского района Удмуртской Республики.

Учитель начальных классов.

Развитие современной российской школы направлено на формирование духовно богатой, нравственной, образованной и творческой личности, на продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость обновления образования, в частности, обновленного содержания учебного предмета в начальной школе, реализующего этнокультурные функции образования, придания ему действительно национального характера.

Одним из приоритетных направлений современного образования в России является воспитание подрастающего поколения на основе изучения культуры, истории, традиций родного края.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами повышают эффективность урока, данный материал несет большой объём знаний по различной тематике: история, география, животный и растительный мир, литература, искусство.

Цель использования материала национально-регионального компонента- это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родного края.

Охватить краеведческим материалом можно содержание любого предмета. В процессе изучения истории используем материалы историко-краеведческого музея, школьного музея.

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения удмуртских поэтов и писателей. С интересом дети знакомятся с произведениями устного народного творчества удмуртского народа.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. Дети с удовольствием сами составляют задачи, по числовым данным из различных краеведческих источников. Особенно эффективна эта работа в группах.

Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Детьми были созданы проектные работы: «Мое древо жизни». Дети были активными участниками музейного конкурса «Герой Советского союза – мои односельчане, конкурса проектных работ «Домашние животные Удмуртии», «Красная книга УР», «Загадки о зиме», «Весна на моей улице», «На кого я хочу быть похожим».

Природная любознательность ребенка, потребность в познании нового способствует развитию интереса к национальным традициям. В дальнейшем это приведет к сохранению, распространению и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию народов России.

Моя работа заключается в следующем: на уроках и факультативах в начальных классах ввести в обучение специально разработанный дидактический материал и комплекс упражнений этнокультурной направленности, то такая методическая система, содержащая этнокультурный компонент, будет эффективно способствовать:

-развитию языковой способности учащихся и овладению ими всеми видами речевой деятельности на основе изучения лексики и текстов с национальной спецификой;

- формированию языковой,  коммуникативной и этнокультуро-ведческой компетенций учащихся;

- становлению национальной языковой картины мира у младших школьников, формированию ценностных представлений о языке и культуре удмуртского и русского народа, воспитанию их национального самосознания, что в итоге позволит в полной мере реализовать коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению в школе.

Введение этнокультурного компонента в обучение в начальных классах будет эффективно способствовать становлению национальной языковой картины мира младших школьников, обогащению их словаря лексикой с национальной спецификой; формированию языковой, коммуникативной и этнокультуроведческой компетенций учащихся.

В настоящее время учет этнокультурных и региональных особенностей осуществляется в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов через предметы родного (удмуртского, татарского, марийского, чувашского) языка и литературы, краеведения, а также через краеведческие модули в рамках предметов федерального компонента. Родные языки изучаются в 52 % школ республики и в 41% дошкольных учреждений, краеведение в качестве отдельного предмета - в 47% школ.

Согласно законодательства и рекомендательных писем МОиН время, отводимое на вариативную часть, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В целях решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также учёта в образовательной программе региональных, национальных и этнокультурных особенностей республики в рамках вариативной части рекомендуется организовывать курсы по ознакомлению учащихся 2-4 классов с историей и культурой родного края, культурой народов, проживающих в республике.

В нашей школе мы согласно рекомендации Районного методического объединения, на 2015-2016 учебный год, запланировали один из факультативов направить на углубление знаний обучающихся на развитие знаний окружающего мира. Со второго класса введен факультатив «Мой край».

Специальное значение этого учебного предмета, состоит в формировании у учащихся представлений об истории и культуре народов Удмуртии, а также в формировании ценностных ориентиров, морально-этических норм у подрастающего поколения, через познание и позиционирование самого себя как носителя определённой культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков.

Факультатив закладывает основу для содержательного взаимодействия школы с семьёй и построения логично развивающейся системы воспитания в начальной школе с многообразными типами внеурочной деятельности во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования и культуры.

Специфика факультатива «Мой край» состоит в том, что он, помогает учащимся, с опорой на их собственный опыт, составить целостную картину жизни своего края, установить связь живущих в нем поколений. В условиях многонационального, поликультурного общества России особое значение имеет изучение и понимание истории и культуры населяющих страну народов, их взаимодействия между собой.

Содержание примерной программы «Краеведение» отражает системный историко-этнокультурный подход к изучению родного края и обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся, формирования позитивного мировоззрения.

Образовательная функция факультатива заключается в получении знаний и в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного отражает системный историко-этнокультурный подход к изучению родного края и обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся, формирования позитивного мировоззрения, восприятия окружающего мира.

I раздел – Природа моего края

У учащихся формируется представление об Удмуртии как части России. Рельеф. Водоёмы. Климат. Взаимосвязь деятельности человека и природы. Особенности географического месторасположения родного населённого пункта и столицы Удмуртии, города Ижевска: ландшафт, климат. Природа Ижевска. Внутреннее районирование города: официальное и бытовое. Транспортная система. Растительный и животный мир республики. Заповедники Удмуртии: история возникновения, их характеристика и значение. Охрана естественных ресурсов. Восстановление и увеличение численности редких животных и растений. «Красная книга» Удмуртии. Путешествие в парк, лес.

II раздел – История края

История происхождения имен и фамилий. Составление генеалогического древа. История происхождения названия моего села, улицы. Имена знаменитых людей в названиях улиц, площадей. Возникновение посёлка Ижевского завода. Первый управитель Камских заводов А. С. Москвин. А.Ф. Дерябин – основатель города. Следы прошлого в архитектуре. Интересные факты из истории транспорта. События, сделавшие Удмуртию известной в России, в мире. Достопримечательности нашего края. Туристические маршруты и экскурсии по району, музеям Удмуртской Республики.

III раздел – Культура и традиции народов

Общее представление о народах России и республики. Некоторые отличительные черты того или иного народа. Календарные, народные праздники и верования, религия народов. Традиционные обряды некоторых народов республики: русских, татар, удмуртов, марийцев и др. Особенности (виды и состав кушаний, способ приготовления, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии. Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно-прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии.

IV раздел – Почему языки такие разные?

Общее представление о том, что в мире проживает множество народов, говорящих на разных языках. Какие языки похожи друг на друга? Как определить родственные языки? Понятия: «родной язык», «государственный язык». Языки народов Удмуртии. История города (села, населённого пункта) в названиях. Почему так говорят? Лексика гостеприимства. Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле. Песни моего народа.

V раздел – Межэтническое общение

Разные народы – разное поведение. Что отличает один народ от другого? Многообразные формы, традиции, обычаи общения людей разных народов. Культура межэтнического общения. Народные игры и общение. Проигрывание ситуаций дружбы, примирения, объединения для совместного дела.

VI раздел – Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности

Понятие «семья». Взаимоотношения в семье. Семейные праздники и традиции. Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Общечеловеческие ценности. Добрососедство как ценность. Тема добра, согласия и мира в народном фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования народов в Удмуртии. Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях. Золотое правило нравственности. Традиции соседской взаимопомощи. Радость от совместного труда и результаты.

VII раздел – Поисково-исследовательская работа

Разноплановые творческие работы. Поисково-исследовательская работа по теме «История моей семьи».

Учебный план предмета «Краеведения».


Наименование курса

Всего часов

В том числе

Рассказ, работа с текстом, беседа

Практическая работа в группах, экскурсии

1 кл.

Я, моя семья, мои соседи

33

13

20

2 кл.

Моя Удмуртия

34

15

19

3 кл.

Мой родной край

34

14

20

Итого


101

42

59




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!