СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование экскурсий как средства коррекции личности детей с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсии и походы очень важны для социализации глухих детей. Здесь они учатся действовать в группе, команде, расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь.

Просмотр содержимого документа
«Использование экскурсий как средства коррекции личности детей с нарушениями слуха»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСКУРСИЙ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУXА

Попова Г.М., воспитатель ОГБУ «Белгородская

общеобразовательная школа № 23»


Проблема социальной интеграции детей с нарушением развития, и в частности, иx интегрированного обучения, в настоящее время является одной из важнейших научно-практических проблем, привлекающих к себе внимание отечественных и зарубежных ученых.

Необходимо найти “такую систему, в которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства” (Л.С.Выготский). Условиями создания такой системы являются своевременная диагностика, ранняя коррекционная работа, разработка психолого-педагогической базы для реализации моделей и форм интегрированного обучения, создание адекватных условий для обучения детей с ограниченными возможностями в школе общего назначения.

Нарушения слухового анализатора серьезно препятствуют успешности интеграции, изолируя ребенка от окружающего звукового опыта.

Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют педагоги, товарищи ребенка, возможно, родители. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

  Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход -  это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но, прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых:  преподаватель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.

Экскурсии имеют определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы (что отличает экскурсии от повседневных прогулок). Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой, как одеться. Такое предварительное короткое сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии.

В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу (если это экскурсия на природу).

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. При этом возможно собрать небольшой природный материал для дальнейшего наблюдения над ним детей (несколько цветков, веточек, грибы и др.). Можно организовать с детьми подвижную игру - на свежем воздухе и большом пространстве игра доставит воспитанникам особое удовольствие. И, конечно, на экскурсии обязательно нужно давать время для самостоятельного наблюдения, общения с природой. Организовывать такие мероприятия нужно не реже одного раза в месяц.

Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное, помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

 Реализация различныx моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре, с одной стороны, и интегрируются в общество, с другой.

Литература:

1. Зикеев А.Г. Особенности развития глухих детей. – М., 1997. – С.16

2. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб., 1996. – С.19-30

3. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996. – С.13-19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!