СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дискуссии для формирования лексических навыков говорения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование учебной дискусси для формирования навыков говорения на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Использование дискуссии для формирования лексических навыков говорения на уроках английского языка»

Рознина Евгения Аркадьевна

МКОУ «Гимназия №9»

учитель английского языка

Использование учебной дискуссии для формирования лексических навыков говорения на уроках английского языка.

Актуальность этой темы заключается в том, что на современном этапе главная задача общеобразовательных учреждений при обучении иностранным языкам - в сравнительно короткий срок вооружить учащихся лексическими навыками говорения, чтобы: развить вид речевой деятельности как форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливается контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. Также обучить говорению так, чтобы сохранить при этом все функции устного общения: информативную, регулятивную, эмоционально-оценочную и этикетную, сформировать вторичную языковую личность, способную успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры, сформировать преемственность при переходе из общеобразовательного учреждения к ступени среднего или высшего профессионального образования.

Для формирования лексических навыков у учащихся необходимо: во-первых, вызвать у учащихся потребность в новых словах, во-вторых, дать им эти слова в удобном для использования виде. Для решения первой проблемы использованы данные, описанные Н.П.Бехтеревой. Ею установлено, что одно и то же состояние мозга вызывается в двух разных случаях: если запоминаемое слово было для испытуемого эмоционально значимым и при просмотре интересного по содержанию фильма.

Перед процессом овладения новыми словами необходимо показать учащимся специальный проблемный фильм-эпизод, продолжительностью 3-5 минут который взволновал бы их и вызвал тем самым депрессию альфа-ритма, а вслед за этим предоставить им слова необходимые для выражения своего отношения к воспринятому, определенное отношение, а, следовательно, и желание поделиться своими мыслями и чувствами.

Наиболее распространенным упражнением для формирования лексических навыков говорения на уроках английского языка является учебная дискуссия.

По мнению Сафоновой В.В.,психологическая характеристика речи участвующих в естественной дискуссии и дискуссии-упражнении на иностранном языке является почти тождественной, хотя учеб­ная дискуссия имеет одну особенность: она «организуется» учителем (в отличие от дискуссии в реальных условиях, где она обычно возникает стихийно). Использование дискуссии как упражнения, наиболее ярко и полно отражающего психо­логические особенности коммуникативной речи на изучаемом языке, должно отвечать ряду методических требований

Дискуссия будет протекать тем успешнее:

- чем менее трудные мыслительные задачи она ставит перед учащимися (это дает им возможность «выделять» значительную часть своего внимания для контроля языковой формы);

- чем менее она будет выходить за пределы понятий и представлений, иноязычные соответствия которых известны ученику;

- чем выше уровень автоматизации речевых навыков и чем шире инвентарь языкового материала, владение которым находится на уровне навыков;

- чем больше у учащихся опыта ведения дискуссионных бесед на родном языке.

Тематика учебных дискуссий чрезвычайно разнообразна. Пассов Е.И. в старших классах выделяет следующие темы дискуссий:

1) Школа и жизнь, образование, выбор профессии;

2) Молодежь в борьбе за мир;

3) Человек: его духовный мир, стремления, идеалы, характер, внешность, чувства, поступки, мораль, убеждения, вкусы;

4) Новости науки и техники, освоение космоса;

5) Экономика и хозяйство;

6) Извест­ные люди, герои, подвиг;

7) Искусство, новости культурной жиз­ни и т. д.

При подготовке учебной дискуссии учитель должен продумать, наряду с экспозицией, также вопросы, с помощью которых он намерен «развернуть» проблематику дискуссии и дать ей нужное направление, тем самым, поддерживая речевой стимул учащихся. Так, экспозиция, сформулированная по теме «Внешность человека», может и не вызвать должного отклика у учащихся. Однако ряд удачно поставленных вопросов учителя, детализирующих ее, может оказаться плодотворным и вызвать живое обсуждение. Например

— Does а man's appearance play any role in his life? Can a person's appearance be changed at will? Which makes a young person's look better — sports, clothes or cosmetics? Does appearance depend on the person's mood? Has the general culture of а man anything to do with his looks? Can we guess the person's profession (occupation) by his appearance?

Пассов Е.И. советует: при проведении учебной дискуссии, особенно в менее подготовленном классе, использовать умело составленный список ключевых слов. Являясь лексической «под­сказкой», такие слова облегчают учащимся оформлять свои мысли на языке

В плане подготовки учащихся к ведению учебной дискуссии Сафоновой В.В.были опробованы следующие приемы работы:

1) выбор одного из контрастирующих подходов к проблеме;

2) высказы­вания по поводу серии дискуссионных вопросов.

Первый вид работы был направлен на развитие такой формы ре­чевой реакции учащихся, в которой проявляется критичность их суждения. На первых порах это были несложные по структу­ре вопросы, содержащие некоторую альтернативу. Например, ученикам были предложены следующие вопросы:

1) Which is better, to be highly enthusiastic about one subject or to pay equal attention to all of them?

2) Which is better, to know several foreign languages a little or one language, but well?

3) Where do you think is the weather better, in the north or in the south?

4) Which is more convenient, to borrow books from the public library or to have a library of one's own?

При этом учитель не требовал от учащихся развернутого ответа с необхо­димой мотивировкой. Учащиеся воспринимали различные точки зрения синтетически, и их критичность проявлялась нерасчлененно, в виде простой речевой реакции, например

- (I think it's better to know one language but well;

- I believe the first opinion is more convinc­ing, etc.).

В дальнейшем учащимся были предложены более слож­ные экспозиции, содержащие противоположные подходы к проб­леме, например [4,с.187]:

- Which produces a greater impression, the theatrical performance or the film?

- Some people prefer the cinema as it can show many things which you cannot see at a theatre. Others prefer the theatre as the acting of live actors produces a stronger impression. What do you think?

Последующим видом работы является высказывание (с более или менее развернутой аргументацией) по поводу целой серии дискуссионных вопросов, задаваемых сразу. Большая сложность этого вида работы определяется тем, что учащиеся, как правило, лишены возможности использовать речевой материал вопросов для построения своих ответов. Поэтому в процессе опробования разработанной системы упражнений выявлено, что, воспринимая вопросы (задаваемые все сразу), учащиеся запоминают лишь их содержание, мысль, а не выражение, не языковую оболочку. Например:

- Чем следует руководствоваться при выборе профессии?

- Может ли школьник осознавать свое призвание?

- А как быть, если его не имеешь?

- Можно полюбить профессию в процессе работы?

Предлагая учащимся подобного рода вопросы, учитель не только стимулирует их желание высказаться, но одновременно дает направление их мысли. А то, что учащиеся не могут опирать­ся на языковую форму вопросов, указывает на реальность осознания ими сущности проблемы, на подлинную спонтанность их речевого акта. Разумеется, серия дискуссионных вопросов не должна выходить за пределы языковых возможностей учащихся. Последний вид работы по существу уже является учебной дискуссией с экспозицией, выраженной в облегченной форме

Таким образом, учебная дискуссия является наиболее распространенным речевым упражнением для формирования лексических навыков говорения на уроках английского языка, которая способствует выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Учебная дискуссия, по мнению Гез Н. И., должна отвечать следующим требованиям: быть посильной по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленной и мотивированной, активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.

Список использованной литературы:

1. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуни­кативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984.

2. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. М.: Рус­ский язык, 1989.

3. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

4. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обу­чения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.

5. Сафонова В. В. Программы по английскому языку для 10 — 11 классов школ с углубленным изучением иностранных язы­ков.— М.: Просвещение, 2000.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!