Тема: Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества.
Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ОВЗ как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач. Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам.
Общими правилами коррекционной работы являются:
- Индивидуальный подход к каждому ученику
-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
-Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
-Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития.
А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и использование дидактических материалов.
Использование дидактического материала на уроках позволяет:
рационально организовать учебный процесс, повысить его эффективность;
повысить объем выполняемой на занятии работы в полтора - два раза;
поддерживать интерес к изучению учебного материала;
создавать условия для индивидуального развития учащихся, повышения их познавательной активности;
развивать самостоятельность, инициативу, находчивость, изобретательность;
активизировать мышление, внимание;
развивать коммуникативную сферу;
обеспечить формирование положительной мотивации учащихся, развитие интереса к данному виду деятельности;
усовершенствовать контроль знаний;
воспитать уверенность детей в себе и чувство удовлетворенности достигнутым результатом;
создавать педагогу творческую и доброжелательную атмосферу на занятии, а ребенку – поверить в свои силы.
При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие.
Особенности познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.
Использование дидактического материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Поэтому применения дидактического материала в образовательном процессе является обоснованным: позволяет организовать, овладеть в достаточной мере приемами осмысления материала, его запоминанием, концентрацией внимания.
Включение дидактического материала в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать работу учащихся активной и целенаправленной.
Учащиеся могут работать в парах, группах, коллективно или индивидуально. При этом обстановка способствует развитию каждого учащегося на своем уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие, формирует навыки самообразования и самоконтроля.
Именно дидактический материал как средство обучения учащихся прививает интерес к самостоятельной работе, формирует творческий потенциал учащегося, формирует его ключевые учебно-познавательные компетенции.
Для развития интереса и познавательной активности на уроках можно использовать следующие дидактические материалы:
Перфокарта представляет собой или однородную карточку с заданием, или согнутую пополам с чистым листком бумаги внутри. Снаружи карточки находятся вырезанные «окошки», в которые дети записывают свои ответы. Содержание задания представлено или на лицевой стороне перфокарты, или учитель диктует задания, а учащиеся в «окошечки» записывают ответы. В процессе их выполнения на уроках дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков, навыков письма;
сигнальные карточки при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Дети выполняют задание и оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка;
вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других;
узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Раздаточные материалы (карточки, таблички, карты - пазлы, таблицы и т. д.), тесты на тренировку памяти и внимания.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, дидактический материал, являясь средством развития познавательных способностей учащихся, представляет собой важнейший источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями.
Применение дидактических материалов повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.