Основное содержание Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия юного исследователя», реализуемая педагогом Мишучковым А.А. в МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский» [6] дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании, овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей исследовательской и проектной работы. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки исследования и проекта. Отличительные особенности программы заключаются в следующем: – исследовательская деятельность учащихся используется как образовательная технология для развития исследовательской позиции учащихся; – в проведении системной интеграции теоретических и практических знаний из различных научных естественнонаучных и гуманитарных областей с конкретизацией на примере родного края при организации учебно-исследовательской работы; – программа включает элементы профориентационной деятельности: содержание программы дает возможность сформировать представления учащихся о профессиях, востребованных в обществе и позволяет овладеть практическими навыками в этих областях деятельности; – программа носит практико-ориентированный характер, где обучающиеся на основе учебно-исследовательской деятельности создают индивидуальный творческий продукт. В программе представлена обширная основная и дополнительная литература для учащихся и педагогов. Базовыми учебными пособиями являются работы: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Х. [1]; Лебедева О.В., Гребенев И.В. [3]; Косярский А.А. [2]; Обухов А.С. [4]. Программа предполагает использование проектной и исследовательской деятельности обучающихся: сбор эмпирического материала и оформление учебно-исследовательских работ по различным темам, защиту исследовательских работ на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются педагогом следующие формы аттестации (анкетирование, тестирование, защита учебно-исследовательских работ и проектов, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, деловая игра, открытые и итоговые занятия) и контроля (наблюдение, практические задания, анализ индивидуальных и групповых результатов учащихся, устный и письменный опрос, беседа). Формы фиксации образовательной результативности: журнал посещаемости, материалы тестирования, наблюдение, аналитическая справка, грамота, диплом, видеоотчет, фотоотчет, протоколы диагностики, свидетельство (сертификаты), готовая проектная работа, портфолио, отзывы детей и родителей. При реализации программы используется несколько видов диагностики (входящая, текущая, промежуточная, итоговая). Входящая диагностика проходит на вводном занятии, проходит в форме собеседования с использованием анкетирования и игры, педагогического наблюдения. Текущая диагностика проходит после изучения каждого раздела программы с целью установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) дополнительной образовательной программы, их практических умений и навыков. Формы диагностики: тестирование, проверочное занятие, викторина, анализ творческих работ, наблюдение за коллективной работой по выполнению и защите проектов, наблюдение за динамикой становления личностных качеств учащихся. Промежуточная диагностика проводится для оценки приобретённых навыков, освоения умений и тактик индивидуального действия с использованием контрольных заданий. Формы аттестации: тестирование, оценка выполнения заданий, защита проектов и исследовательских работ, участие в дискуссиях. Итоговая диагностика проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся, и их соответствия прогнозируемым результатам программы, а также защиты учебно-исследовательских проектов, работ, презентаций. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, электронные портфолио. Наглядно представить виды аттестации, их цель и формы контроля можно в следующей таблице. Таблица 1. «Виды диагностики при реализации программы» Время проведения | Цель проведения | Формы контроля | Первичная (входная) аттестация В начале учебного года (с занесением результатов в диагностической карте) | Определение уровня развития способностей к проектной деятельности. | Беседа, опрос, тестирование | Текущий контроль В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, устный опрос, диагностические игры, практическая работа. | Промежуточная аттестация По окончании изучения темы или раздела (без занесения результатов в диагностическую карту). | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Диагностика развития способностей к проектной деятельности. | Творческая работа, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, защита проектов, презентация, демонстрация моделей, диагностические игры, тестирование. | Итоговая аттестация. В конце учебного года или курса обучения (с занесением результатов в диагностической карте) | Определение изменения уровня развития детей, их творческих и интеллектуальных способностей. Диагностика развития способностей к проектной деятельности. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выявление уровня сформированности общей одаренности обучающихся. | Защита проекта. | Цифровое профориентационное портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об учащемся, реферативное описание результативности работы, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях. Защита портфолио является одной из форм итогового контроля. В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований с помощью следующих материалов: диагностические карты наблюдения за образовательными результатами на занятиях, диагностические методики, рассчитанные на оценку предметных знаний, способностей и качеств личности. Для оценки организации исследовательской деятельности с обучающимися как предметной результативности используется следующие диагностики: Анкета «Интерес учащихся к возможностям реализации собственной исследовательской активности»; Анкета «Оценка сформированности коммуникативной компетенции»; Анкета «Оценка сформированности учебно-познавательной компетенции компетенции». Диагностика оценивания защиты проектов и исследовательских работ проводится в ходе участия в конкурсах на основании критериев оценки работ жюри. Личностная результативность оценивается оценочными материалами: входная диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая); промежуточная диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая); итоговая диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая) [5]; диагностическая карта оценки образовательных результатов на занятиях. Для оценки характеристик одаренности учащихся и метапредметной результативности используются экспертные опросники: «Способность ребенка к обучению»; «Мотивационно-личностные характеристики ребенка»; «Творческие характеристики ребенка»; «Лидерские характеристики ребенка» и другие. Многофакторный анализ применяемых оценочных материалов позволяет избирательно и личностноориентировано проводить диагностику обучаемых. Большое внимание в программе уделяется формированию современных профессиональных компетенций, определенных в соответствии с «Атласом новых профессий 3.0», среди которых важными являются системное мышление и управление проектами. В процессе освоения программы обучающиеся знакомятся с профессиями будущего, создают личную формулу профессионального успеха в рамках организованной проектно-исследовательской деятельности, направленной на решение кейсов от представителей реального сектора экономики и общественности. Таким образом, применение правильно выбранного и эффективного диагностического инструментария педагогами в образовательной деятельности позволяет качественно повысить свои педагогические компетенции, получить высокие образовательные и воспитательные результаты обучаемых. |