СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование диагностического интрументария при реализации дооп «академия проектной деятельности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в деятельности педагога дополнительного образования зависит зачастую от правильно подобранного диагностического инструментария, который позволяет оценить образовательные и воспитательные результаты. При реализации ДООП «Академия юного исследователя» были апробированы различные формы аттестации и контроля деятельности обучающихся, различные виды диагностики образовательной деятельности (входящая, текущая, промежуточная, итоговая). Применение данного диагностического инструментария позволило выявить индивидуальные качественно-количественные оценочные результаты деятельности обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Использование диагностического интрументария при реализации дооп «академия проектной деятельности»»

Мишучков Андрей Александрович,

методист, педагог дополнительного образования МАОУДО «Центр детского творчества «Прикубанский», кандидат философских наук, доцент


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНТРУМЕНТАРИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДООП «АКАДЕМИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация


Эффективность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в деятельности педагога дополнительного образования зависит зачастую от правильно подобранного диагностического инструментария, который позволяет оценить образовательные и воспитательные результаты. При реализации ДООП «Академия юного исследователя» были апробированы различные формы аттестации и контроля деятельности обучающихся, различные виды диагностики образовательной деятельности (входящая, текущая, промежуточная, итоговая). Применение данного диагностического инструментария позволило выявить индивидуальные качественно-количественные оценочные результаты деятельности обучаемых.

Ключевые слова:


проектная деятельность, профориентационные пробы, диагностический инструментарий, ДООП «Академия юного исследователя».

Целевая аудитория:

педагоги дополнительного образования

Проблема


Неразработанность диагностического инструментария по оценке предметных, метапредметных и личностных компетенций обучаемых, характеристик их одаренности, профориентационного выбора позволяет эффективно, избирательно и личностноориентировано проводить диагностику обучаемых, повышать уровень их проектно-образовательной и личностной культуры.

Цель


Использование диагностического инструментария для создания условий в развитии проектно- исследовательских способностей учащихся для вовлечения их в активную творческую деятельность по теме осознанно выбранной будущей профессии.

Задачи:


- формирование мотивации педагогов к использованию диагностического инструментария в реализации своих программ в образовательном процессе;

- раскрытие форм и видов диагностического инструментария по оценке предметных, метапредметных и личностных компетенций обучаемых, выявления характеристик одаренности обучаемых;

- помощь в профориентационном выборе и профпробе;

- повышение компетенций педагогов по применению диагностического инструментария при реализации своих образовательных программ.

Педагогиче

ские технологии:

технология проектной и исследовательской деятельности; технология индивидуального обучения; педагогика сотрудничества; технологии КТД и ТРИЗ.

Основное содержание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Академия юного исследователя», реализуемая педагогом Мишучковым А.А. в МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский» [6] дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании, овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей исследовательской и проектной работы. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки исследования и проекта.

Отличительные особенности программы заключаются в следующем:

– исследовательская деятельность учащихся используется как образовательная технология для развития исследовательской позиции учащихся;

– в проведении системной интеграции теоретических и практических знаний из различных научных естественнонаучных и гуманитарных областей с конкретизацией на примере родного края при организации учебно-исследовательской работы;

– программа включает элементы профориентационной деятельности: содержание программы дает возможность сформировать представления учащихся о профессиях, востребованных в обществе и позволяет овладеть практическими навыками в этих областях деятельности;

– программа носит практико-ориентированный характер, где обучающиеся на основе учебно-исследовательской деятельности создают индивидуальный творческий продукт.

В программе представлена обширная основная и дополнительная литература для учащихся и педагогов. Базовыми учебными пособиями являются работы: Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Х. [1]; Лебедева О.В., Гребенев И.В. [3]; Косярский А.А. [2]; Обухов А.С. [4].

Программа предполагает использование проектной и исследовательской деятельности обучающихся: сбор эмпирического материала и оформление учебно-исследовательских работ по различным темам, защиту исследовательских работ на городских, областных и всероссийских конкурсах.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов применяются педагогом следующие формы аттестации (анкетирование, тестирование, защита учебно-исследовательских работ и проектов, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, деловая игра, открытые и итоговые занятия) и контроля (наблюдение, практические задания, анализ индивидуальных и групповых результатов учащихся, устный и письменный опрос, беседа).

Формы фиксации образовательной результативности: журнал посещаемости, материалы тестирования, наблюдение, аналитическая справка, грамота, диплом, видеоотчет, фотоотчет, протоколы диагностики, свидетельство (сертификаты), готовая проектная работа, портфолио, отзывы детей и родителей.

При реализации программы используется несколько видов диагностики (входящая, текущая, промежуточная, итоговая).

Входящая диагностика проходит на вводном занятии, проходит в форме собеседования с использованием анкетирования и игры, педагогического наблюдения.

Текущая диагностика проходит после изучения каждого раздела программы с целью установления фактического уровня теоретических знаний по темам (разделам) дополнительной образовательной программы, их практических умений и навыков. Формы диагностики: тестирование, проверочное занятие, викторина, анализ творческих работ, наблюдение за коллективной работой по выполнению и защите проектов, наблюдение за динамикой становления личностных качеств учащихся.

Промежуточная диагностика проводится для оценки приобретённых навыков, освоения умений и тактик индивидуального действия с использованием контрольных заданий. Формы аттестации: тестирование, оценка выполнения заданий, защита проектов и исследовательских работ, участие в дискуссиях.

Итоговая диагностика проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся, и их соответствия прогнозируемым результатам программы, а также защиты учебно-исследовательских проектов, работ, презентаций.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчеты, электронные портфолио.

Наглядно представить виды аттестации, их цель и формы контроля можно в следующей таблице.


Таблица 1. «Виды диагностики при реализации программы»


Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Первичная (входная) аттестация

В начале учебного года (с занесением результатов в диагностической карте)

Определение уровня развития способностей к проектной деятельности.

Беседа, опрос, тестирование

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, устный опрос, диагностические игры, практическая работа.

Промежуточная аттестация

По окончании изучения темы или раздела (без занесения результатов в диагностическую карту).

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Диагностика развития способностей к проектной деятельности.

Творческая работа, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, защита проектов, презентация, демонстрация моделей, диагностические игры, тестирование.

Итоговая аттестация.

В конце учебного года или курса обучения (с занесением результатов в диагностической карте)

Определение изменения уровня развития детей, их творческих и интеллектуальных способностей. Диагностика развития способностей к проектной деятельности. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выявление уровня сформированности общей одаренности обучающихся.

Защита проекта.



Цифровое профориентационное портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об учащемся, реферативное описание результативности работы, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии в различных мероприятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтверждающую участие обучающегося в конкурсах и конференциях. Защита портфолио является одной из форм итогового контроля.

В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований с помощью следующих материалов: диагностические карты наблюдения за образовательными результатами на занятиях, диагностические методики, рассчитанные на оценку предметных знаний, способностей и качеств личности. Для оценки организации исследовательской деятельности с обучающимися как предметной результативности используется следующие диагностики: Анкета «Интерес учащихся к возможностям реализации собственной исследовательской активности»; Анкета «Оценка сформированности коммуникативной компетенции»; Анкета «Оценка сформированности учебно-познавательной компетенции компетенции». Диагностика оценивания защиты проектов и исследовательских работ проводится в ходе участия в конкурсах на основании критериев оценки работ жюри.

Личностная результативность оценивается оценочными материалами: входная диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая); промежуточная диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая); итоговая диагностика для определения уровня мотивации (Т.Д. Дубовицкая) [5]; диагностическая карта оценки образовательных результатов на занятиях.

Для оценки характеристик одаренности учащихся и метапредметной результативности используются экспертные опросники: «Способность ребенка к обучению»; «Мотивационно-личностные характеристики ребенка»; «Творческие характеристики ребенка»; «Лидерские характеристики ребенка» и другие.

Многофакторный анализ применяемых оценочных материалов позволяет избирательно и личностноориентировано проводить диагностику обучаемых.

Большое внимание в программе уделяется формированию современных профессиональных компетенций, определенных в соответствии с «Атласом новых профессий 3.0», среди которых важными являются системное мышление и управление проектами.

В процессе освоения программы обучающиеся знакомятся с профессиями будущего, создают личную формулу профессионального успеха в рамках организованной проектно-исследовательской деятельности, направленной на решение кейсов от представителей реального сектора экономики и общественности.

Таким образом, применение правильно выбранного и эффективного диагностического инструментария педагогами в образовательной деятельности позволяет качественно повысить свои педагогические компетенции, получить высокие образовательные и воспитательные результаты обучаемых.


Библиографический список:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература». - 2006. - 224 с.

  2. Косярский А.А. Организация проектной деятельности: методическое пособие / А.А. Косярский, Т.И. Дорошкевич, В.Г. Даниш; Департамент образования администрации МО г. Краснодар, Центр детского творчества «Прикубанский». — Казань: Бук. – 2019. – 64 с.

  3. Лебедева О.В., Гребенев И.В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород. – 2014. – 219 с.

  4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 280 с.

  5. Дубовицкая Т.Н. Психологическая диагностика в контекстном обучении / Т.Д. Дубовицкая; М-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - Москва : Альфа, 2003. - 115 с.

  6. Мишучков А.А. Электронный ресурс ДООП «Академия юного исследователя». – URL: https://cloud.mail.ru/public/CUGe/eRF7JT3E5







Скачать

© 2023 80 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!