СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование авторского курса «Моя Адыгея» на уроках ОРКСЭ и ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование авторского курса «Моя Адыгея» на уроках ОРКСЭ и ОПК»

Ждамарова Татьяна Викторовна

Звание «Почетный работник

общего образования Российской Федерации»

Р.А.г.Майкоп МБОУ «Лицей №19».


Презентация учебно – методического комплекта «Моя Адыгея 1-4 класс».

Автор-составитель: Ждамарова Т.В.



Тема: «Методические рекомендации по интегрированию регионального компонента в курс «Моя Адыгея» в 1-4 классах. Реализация курса «Моя Адыгея» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта»

1слайд


В целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия , культурной самобытности всех народов и этнических общностей 2022 год обьявлен Президентом В.В.Путиным годом культурного наследия.На заседании Совета по межнациональным отношениям он отметил небходимость «хорошо и содержательно » наполнить программу года и учесть особенности каждого региона России


2 слайд


Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей нового Стандарта является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.



3слайд

Общение и разнообразные виды детской деятельности на занятиях «Моя Адыгея» в широком культурном контексте выступают как главное условие усвоения ребенком традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования его самосознания.

В содержании курса главным выступает развитие устойчивого интереса к родному краю, в этом помогут информационно – коммуникационные технологии, аудио, видеозаписи, учебное пособие «Моя Адыгея» , детская художественная адыгейская литература.

4 слайд

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

Региональный компонент направлен на всестороннее социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения адыгейского и русского языка.

5 слайд


6 слайд

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.7 слайд

7-9 слайд

Рабочая программа по курсу «Моя Адыгея» и рабочие тетради «Моя Адыгея» предусматривает объединение комплекса различных видов деятельности вокруг единой темы. Инициатива в выборе темы может принадлежать педагогам, детям и их родителям. В качестве видов могут выступать тематические недели, события, проекты, сезонные явления в природе, праздники, традиции и др. Освоение заданного содержания реализуется в его самостоятельной деятельности.

Детские виды деятельности рекомендуется выстраивать таким образом, чтобы каждое последующее содержание обогащало имеющиеся представления, позволяло по – новому взглянуть на данное событие, явление, а продуктивная деятельность – позволяла их воплощать. Такой подход дает возможность осознанно и творчески осваивать историю, культуру, природу родного края и самостоятельно использовать полученные знания.

Планируя содержание, важно предусмотреть использование разных форм взаимодействия взрослого с детьми: прямое, опосредованное обучение, равноправное сотрудничество. В прямом обучении учитель занимает активную позицию, раскрывает содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно (показывает символику города, рассказывает о его достопримечательностях, истории). Им необходимо помочь осознать предоставленную информацию. Партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой чаще используется на разных этапах освоения, что зависит от специфики содержания и опыта детей. Ребенок развивается не только в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности.

10 слайд

Собственная методическая система по курсу «Моя Адыгея» складывалась в течение 10 лет. С 2018 года выходит в свет тираж рабочей тетради «Моя Адыгея», как подарок первоклассникам от правительства Республики Адыгея, общим тиражом 6000 экземпляров каждый год. Рабочая тетрадь востребована профессиональным сообществом.

Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы активного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

11слайд

В курсе «Моя Адыгея» дети знакомятся с играми народов, проживающих на территории региона, с их праздниками, традициями.

.

Особо выделены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно – исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.

Становление духовно- нравственной составляющей ученика, создание условий для формирования личности, соответствующей национальному воспитательному идеалу, стало ориентиром в проектировании методических пособий для учеников 1-4 классов «Моя Адыгея».

Моя методическая система ориентирована на современный национальный воспитательный идеал. Он определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох, из знаний о культуре, природе, ландшафте малой Родины.

Методический комплект содержит рабочую программу, рабочие тетради и методические разработки уроков для преподавателей.

12 слайд

В процессе реализации курса ученики вовлечены в активную деятельность:

Проектная деятельность. «Улицы моего района»,

«Осень в Адыгее» и другие начинается с вопросов, побуждающих к действиям:

1. «Как называется республика, в которой ты живешь»?

2. «В каком месяце начинается осень?»

3. «Чем пахнут времена года?»

4. Вопросы рефлексивного характера: «Что показалось самым

трудным, а что самым простым?»

Проект направлен на достижение регулятивных, личностных и

метапредметных результатов, которые отражают умение строить рассказ, структурировать материал, искать информацию (например, по теме Археология»),

есть задание с использованием интернет-ресурсов: «Какие знаменитые спортсмены прославили Адыгею?

спроектируй сценарий телепередачи по теме «Горы Адыгеи»

-исследовательская: «Какое название имела улица раньше и почему?».

-творческие задания, например: «Нарисуйте герб своей семьи». «Напиши любимый рецепт в твоей семье», «Напиши какие достопримечательности Адыгеи ты знаешь?», или, сделать компьютерную презентацию « Обычаи и традиции народов Адыгеи».

В комплекте «Моя Адыгея» рассматривается важная тема «География Адыгеи». Рабочая тетрадь отражает дополнительный краеведческий материал, осуществляется учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.





В Законе «Об образовании» (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и является обязательной частью содержания общего среднего образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с особенностями местности проживания, его традициями. Он отвечает потребностям и интересам народов, проживающих на территории региона, позволяет организовать непосредственно образовательную деятельность с учетом природных и климатических особенностей региона, национального (родного) языка, культуры и национальной литературы.


Так, в 1 классе изучается: символика Республики Адыгея, заочное знакомство с достопримечательными местами республики, животным и растительным миром.

Во втором классе более подробно раскрываем вопросы о животных и растениях, занесенных в Красную книгу республики Адыгея, знакомимся с водными ресурсами Адыгеи (реками, озерами, водопадами), горами нашей родины.

В третьем классе знакомимся со знаменитыми жителями республики, которые вписали свои имена в летопись Республики Адыгея, говорим об историческом образовании Республики Адыгея и раскрываем многие другие вопросы.

В четвертом классе рассматриваются вопросы подготовки к ВПР выпусников начальной школы , такие как промышленность и экономика, сельское хозяйство, образование, географическое положение республики Адыгея и многие другие вопросы.

Текст рабочей тетради способствует возникновению учебного диалога, открывает широкие возможности для активного проявления учащимися своих творческих и познавательных способностей. Коммуникативная функция рабочей тетради позволяет включить ученика в разговор-рассуждение. Параграфы пособия представляют собой готовые занятия. Страницы снабжены навигационными значками, что дает возможность эффективно организовать работу учащихся не только на занятии, но и самостоятельно работать с пособием дома.

Можно сделать вывод о том, что пособие дает возможность обучающемуся через исследовательскую и проектную деятельность получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических, особенностях Республики Адыгея.

Интеграция в образовательном процессе не самоцель, а потребность перехода системы регионального образования в новое состояние. Например: формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры.

Включение национальной культуры в систему образования осуществляется элементами национальной культуры – музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Таким образом мой материал может быть использован как на уроках адыгейской литературы и родного языка, так и на уроках окружающего мира.

Деятельность детей по реализации и освоению регионального компонента организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности учащихся.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе внеурочной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм проблемно – игровых ситуаций, чтение художественной (познавательной литературы), наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность и др.) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно.

Для обеспечения целостности представлений ребенка о родном крае рекомендуется использовать комплексно – тематических подход, отражающий определенный фрагмент действительности и задающий общий контекстный смысл, соответствующий интересам и возрастным возможностям детей. Следует учесть, что новая информация осваивается детьми через разные каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический), в связи с чем предлагается при освоении содержания использовать различные виды деятельности, которые должны отражать систему образовательного содержания и позволят удовлетворить образовательные потребности родителей, познавательный интерес детей, через развивающий потенциал регионального компонента.

со взрослыми и сверстниками, но и в самостоятельной деятельности.

В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея.

Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации (ВПР) по региональному компоненту.

В создании такого красочного полноценного пособия принимали участие Ждамарова Т.В, почетный работник общего образования РФ

.Варрова Т.В , почетный работник общего образования РФ (авторы пособия),

а также рецензенты Кесебежева Л.А. директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, заслуженный работник народного образования Республики Адыгея, почетный работник общего образования РФ

Чуяко А.Б. кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник АРИКИ им.Т.М.Керашева.

Тов А.А. старший научный сотрудник Национального музея Р.а,заслуженный работник культуры Р.А.

Кабанова Н.И- ответсвенная за выпуск .

Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.


Литература.

1. Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г. Майкопу»

2. Коссович П.Ф., Азаматова М.З., Малых С.Н. «Майкоп. Краткий исторический очерк» Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В. Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль «История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5. Бузаров А.Ш., Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н. Спесивцева, П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6. Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева А.Х., Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8. Б.В. Лещенко «Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В. Корнакова «Наша родина Адыгея»

См.Приложение

Приложение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!